Ключевые компетенции педагога: какие есть

Доклад «Педагогические компетенции современного учителя»

Методическое объединение учителей истории и обществознания

Минераловодского городского округа

«Педагогические компетенции современного учителя»

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды

Севумян Габриэль Манвелович

(Слайд №1) Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня мы затронем вопрос, который всегда занимал умы не только отдельно взятых учителей, но и всех, кто связан со сферой образования, по сути всего общества. Данный вопрос касается важнейших профессиональных умений или, как принято сейчас говорить, компетенций.

Знаменитый американский психолог Малкольм Ноулз в своем фундаментальном труде «Андрагогика против педагогики» четко и ясно определил требования к результатам обучения взрослых. В частности, он считал, что главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

(Слайд №2) В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть “осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности” (словарь В. И. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как “владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания”.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

(Слайд №3) Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества – “подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда”, подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.

Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

К сожалению, как показывает анализ ситуации в образовании, педагоги не имеют достаточного уровня психологической и технологической готовности к педагогической деятельности. Сегодня существует огромный разрыв между педагогическим знанием и педагогическим действием. К тому же возрастает роль учителя, как организатора среды, в которой происходит духовно – нравственное становление личности ребенка. Он сам, его личность являются в данном случае «компонентом» содержания образования и «технологическим инструментом».

Уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Среди многих педагогов наблюдаются

Низкий уровень интереса к своей профессии;

Невладение пед. технологиями;

Недостаточность знаний о психологическом развитии человека;

Неумение работать в команде и участвовать в соуправлении;

Безразличие к инновациям;

Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.

Единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью. В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности

Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

(Слайд№6). Проще говоря:

– Компетенции – это требования

– Компетентность – это проявление этих требований

В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:

Специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (знания по предмету, квалификация и опыт,)

Методическая компетентность в области способов формирования ЗУН учащихся (владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приемов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний ит.д.)

Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения (владение пед диагностикой, умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного общения, умение пробуждать интерес к предмету и т.д.)

Читайте также:
Психиатрическое освидетельствование при приеме на работу — где пройти психиатра

Дифференциально – психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями)

Рефлексия пед деятельности или аутопсихологическая компетентность (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться.)

(Слайд №7) Структура ключевых компетенций в образовании

Учебные компетенции

1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.

2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.

3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.

4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.

5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование

(Слайд №8) Исследовательские компетенции:

1. Получение и обработка информации.

2. Обращение к различным источникам данных и их использование.

3. Организация консультации с экспертом.

4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.

5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

(Слайд №9) Социально – личностные компетенции:

1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.

4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

5. Понимать произведения искусства и литературы

(Слайд №10) Коммуникативные компетенции

1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей

2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках

3. Выступать на публике.

4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.

5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных

(Слайд №11) Сотрудничество

1. Принимать решения.

2. Устанавливать и поддерживать контакты.

3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.

4. Вести переговоры.

5. Сотрудничать и работать в команде

(Слайд №12) Организаторская деятельность:

1. Организовывать свою работу

2. Принимать ответственность.

3.Овладевать инструментарием моделирования

4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

5. Вступать в проект.

(Слайд №13) Личностно-адаптивные компетенции.

1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

2. Придумывать новые решения.

3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

4. Быть упорным и стойким перед трудностями.

5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации

(Слайд №14) Если педагог находится в постоянном творческом поиске, системно занимается саморазвитием, то школа в праве ожидать сл. результаты в ходе образовательного процесса. В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: методическая компетентность;

исследовательская компетентность;

управленческая компетентность;

коммуникативная компетентность;

образовательная компетентность.

(Слайд №15) Для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. (Слайд №16) И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

(Слайд №17) Профессионализм как психологическое и личностное явление характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и профессионально – значимыми качествами . Также под профессионализмом можно понимать сформированность у педагога важнейших педагогических компетенций.

(Слайд №18) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью

Трудолюбие, честность, порядочность

Выразительность речи, педагогический такт

Творческое начало личности

Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

(Слайд №19) С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций ?

(Слайд №20) 1 этап Выявление уровня профессиональной компетентности учителя. – диагностирование, тестирование
– определение путей совершенствования профессиональной компетентности

(Слайд №21) 2 этап

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

Создания творческих групп

Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях

Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций

Читайте также:
Рабочая виза в Россию для иностранцев: правила пребывания

Разработка системы стимулирования деятельности учителя

(Слайд №22) Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

(Слайд №23). Выделяют следующие направления самообразования:

Профессиональное (предмет преподавания)

Психолого-педагогическое и психологическое

В области ИКТ –технологий

В области охраны здоровья

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) непрерывное повышение квалификации

в рамках курсовой подготовки о чных, очно-заочных курсах;

с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег, подготовка и проведение открытых уроков, занятий, самоанализ собственных уроков, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий, их анализ)

участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров, педагогических чтений, форумов и т. д.

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

средств массовой информации,

вычислительной и оргтехники,

осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)

Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

повышение качества преподавания предмета;

разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

повышение престижа образовательной организации.

(Слайд №24)Роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя

1) Повышение качества преподавания предмета

2) Готовность к педагогическому творчеству

3) Профессиональный и карьерный рост

4) Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника

5) Соответствие учителя требованиям общества и государства

( Слайд №25) В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах. (Слайд №26). Спасибо за внимание! Желаю успехов и профессионального совершенства!

Ключевые компетенции педагога: какие есть

Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления.

Несмотря на различия в терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов (уровней): теоретического, практического, личностного. С теоретической точки зрения, разными авторами (В.А. Сластениным, Н.М. Борытко, О.А. Соломенниковой и др.) даны определения педагогической компетентности, представлена структура, составлена классификация компетентностей.

И.Д. Лаптева подразделяет компетентность на ключевую, базовую, и специальную. Ключевые компетентности связываются с успешностью личности в быстроменяющемся современном мире, базовые определяют специфику некоторой предметной или надпредметной области.

Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому и выражает его теоретическую и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

К. Ангеловски выделяет структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения [1, с. 63].

Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

Читайте также:
Приказ об изменении штатного расписания: образец

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности школьника, развитие его деятельности; и др.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач.

Одно из важнейших качеств, которое характеризует компетентность- инициатива. Это внутреннее пробуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом. Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм.

Еще одним немаловажным составляющим компонентом компетентности является сотрудничество. Это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов деятельности.

Обзор литературных данных. Анализ научной литературы показывает, что ученые, изучающие проблему компетентности педагога, в своих исследованиях используют то термин «профессиональная компетентность» [2, с. 9], то термин «педагогическая компетентность», то оба термина, а иногда объединяют данные термины по аналогии с профессионально-педагогической деятельностью: «профессионально-педагогическая компетентность».

В настоящее время в науке нет единого подхода к определению этого понятия. Так, по мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянова, профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом основу структуры компетентности педагога составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность [3, с. 9].

Педагогическая компетентность – системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога [3: 10].

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют: мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность – как творческий потенциал).

Материалы и методы исследования

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания – необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылками интеллектуальных и практических умений и навыков.

Педагогическое умение – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

Одно из важнейших качеств, которое характеризует компетентность – инициатива. Это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком – либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаего лицом. Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм [4, с.11].

Еще одним немаловажным составляющим компонентом компетентности является сотрудничество. Это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности [3, с.190].

Таким образом, компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально – профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Результаты исследования и их обсуждение

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности:

Специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда.

Читайте также:
Проверка на полиграфе при приеме на работу – вопросы, суть проверки на детекторе лжи

Личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности.

Индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил [5].

Совет Европы выделяют пять базовых компетенций, в контексте подготовки учителя иностранного языка:

Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, призванные препятствовать возникновению ксенофобии, распространению климата нетерпимости и способствующие как пониманию различий, так и готовности жить с людьми других культур, языков и религий.

Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляции от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающие все возрастающее значение.

Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемым по каналам СМИ и Интернета информации и рекламе.

Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, не только в профессиональном плане, но и в личной общественной жизни [6, с. 6].

В научной литературе довольно широкое распространение получило также понятие психологическая компетенция.

В структуре психологической компетенции преподавателя Н.Е. Костылева выделяет следующие элементы:

  • знание особенностей протекания психических процессов;
  • знание закономерностей обучения и воспитания;
  • знание закономерностей и особенностей возрастного развития учащихся;
  • умение перенести психологические знания в реальную педагогическую практику;
  • владение способами и приемами психической саморегуляции.

Также особое место занимает так называемая конфликтная компетенция. Б.И. Хасанов рассматривает ее как «уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации».

Современные исследователи выделяют следующие виды компетенций:

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями. Опираясь на идеи философской антропологии, экзистенциональной психологии, гуманистические ориентиры, современная педагогическая теория декларирует такие подходы к подготовке специалиста, как культурологический, синергетический, личностно-деятельностный, личностно-ориентированный, индивидуально-творческий. Эти подходы позволяют представить процесс профессионального становления специалиста в условиях индивидуального обучения.

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций. В современных условиях выделяют пять базовых компетенций, в контексте подготовки преподавателя иностранного языка, а звучат они следующим образом:

  1. политические и социальные компетенции;
  2. компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе;
  3. компетенции, определяющие владение устным и письменным общением;
  4. компетенции, связанные с возникновением общества информации;
  5. компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

Также выделяют: коммуникативную, учебно-познавательную, информационную, социальную, индивидуальную, личностную компетентности. В современных условиях необходимо формировать не только компетентную, но и конкурентоспособную личность.

Профессиональные компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС

  • Православное воспитание (17)
  • Готовимся к праздникам (12)
  • Скоро в школу (2)
  • Адаптация ребенка к детскому саду. Логопедическая группа. (2)
  • О правах и толерантности (4)
  • Художественно-эстетическая деятельность (8)
  • ЗОЖ и безопасность (16)
  • О воспитании и психологии детей (5)
  • Экологическое воспитание (4)
  • Возрастные особенности детей (5)
  • Лето в детском саду (7)
  • Педагогические технологии и методики (8)

Профессиональные компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Читайте также:
Прожиточный минимум – что это такое и как рассчитывается

В соответствии с изменениями, произошедшими в обществе, должен измениться и учитель. Всё более очевидным становится развитие профессиональной компетентности педагога. Это является необходимым условием изменения современного образовательного процесса. Какими же профессиональными педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы в своей деятельности добиться достижения образовательных результатов ребёнка, сформулированных как ключевые компетенции в образовательном стандарте? Компетенции – это компетентности работника, круг вопросов, в которых он хорошо осведомлён. Таким образом, компетенция – это заданное требование к уровню педагогического мастерства, а компетентность – это мера соответствия этому заданному требованию.

В педагогической науке понятие «профессиональная компетент­ность» рассматривается как сово­купность знаний и умений, опреде­ляющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и про­фессионально значимых личност­ных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду способность к слож­ным культуросообразным видам действий; основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социаль­но-профессиональной жизнедея­тельности.

Сегодня выделяются следующие профессионально‐педагогические компетенции:

  • предметнаякомпетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии предмета);
  • общепедагогическая (знания в области индивидуальных особенностей психологии, психофизиологии и познавательных процессов личности);
  • профессионально‐коммуникативнаякомпетенция (практическое владение приёмами эффективного общения);
  • инновационная (владение современными технологиями развивающего обучения);
  • исследовательская (владениями навыками исследовательской деятельности);
  • рефлексивная(умение обобщить свою работу);
  • информационно‐коммуникативнаякомпетенция (владение основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса).

Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС и Законом об образовании.

Современный квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.

Выделяют уровни сформированности профессиональной компетентности:

  • бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);
  • сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);
  • актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);
  • сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности).

Этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Образовательный процесс настолько динамичен и изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда. То, что безотказно действует сегодня, уже завтра оказывается недостаточным или даже непригодным. Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения. «Зрелая» профессиональная компетентность позволит осуществить смену позиции педагога с ведущей на сопровождающую. Чем выше уровень рефлексии педагога, тем выше его готовность и способность к изменению системы установок адекватно меняющейся ситуации. Тем самым педагог может достигать педагогической компетентности в изменяющихся условиях современности, и самообразование будет являться средством развития профессиональной компетентности.

Развивать профессиональные компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС можно следующими путями:

  • знакомство с педагогической и методической литературой;
  • регулярное использование информации из Интернета;
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные (не реже 1 раза в пять лет);
  • аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию (1 раз в пять лет);
  • самообразование;
  • активное участие в работе районных методических объединений, педсоветов, методических и проблемных семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов, открытых уроков;
  • использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных;
  • участие в различных конкурсах, исследовательских работах;
  • обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций.

Конечно же, компетентность связана с опытом. Волевые усилия в профессионально-педагогической деятельности подкрепляются осознанием предшествующего опыта, педагог сознательно самоорганизует свою деятельность, направленную на запланированный конкретный результат. Однако нельзя утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог.

Читайте также:
Рабочая виза в Канаду для россиян — как получить, список документов

Профессиональные качества педагога:

  • Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью
  • Трудолюбие, честность, порядочность
  • Эмоциональность, оптимизм
  • Выразительность речи, педагогический такт
  • Творческое начало личности
  • Организаторские способности
  • Чувство юмора
  • Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

Пять главных компетенций современного учителя

Камилла Пусурманова

20 февраля 2019 • 18:00

Давайте на минутку представим, что все финансовые проблемы решены, и каждый преподаватель может заняться профессиональным творчеством. Предлагаем вместе сформулировать пять признаков современного учителя, а вы, пожалуйста, дополните их в комментариях.

В понедельник стартует поддержанный Педсоветом бесплатный марафон «Учитель сегодня», который проводит онлайн-школа «Фоксфорд». Каждый участник получит на электронную почту пять тематических писем. Марафон будет проходить в течение 10 дней. Участники получат сертификат, призы от организатора и партнёров. Для участия достаточно зарегистрироваться на сайте до 25 февраля.

1. Использует технологии в образовании


Изображение с сайта cartoonbank.ru

Цифровые технологии давно стали неотъемлемыми инструментами в обучающем процессе. Среди помощников современного педагога – образовательные платформы и мобильные приложения, которые предлагают различные форматы, в том числе онлайн-курсы, познавательные игры и викторины, тематические квесты, олимпиады, марафоны и конкурсы. Эти инструменты позволяют не только запомнить материал и углубить знания по предмету, но и повысить интерес к учебе. Как давно вы использовали с удовольствием мобильный телефон для учебного занятия?

2. Знает свои права


Изображение с сайта cartoonbank.ru

В конфликтных ситуациях знание своих прав и прав ученика помогает педагогу действовать в рамках закона и добиваться справедливости. Например, на законных основаниях учителя могут уволить за дисциплинарное нарушение только в двух случаях. Во-первых, если работник, выполняющий воспитательные функции, совершил аморальный проступок, который несовместим с профессией учителя и, во-вторых, если учитель в течение одного года неоднократно грубо нарушил устав образовательного учреждения. А вы давно читали устав своего учреждения?

3. Правильно распределяет время


Изображение с сайта cartoonbank.ru

Ежедневная работа учителя – это множество обязательных дел: надо подготовиться к уроку, проверить тетради, быть в курсе всех образовательных трендов. Выручают принципы тайм-менеджмента, которые учат правильно распределять и планировать свое рабочее время. Знакомы ли вы, например, с методом Эйзенхауэра?

4. Обладает финансовой грамотностью


Изображение с сайта cartoonbank.ru

В основах финансовой грамотности можно разобраться самостоятельно, прочитав специальную литературу, или посетить тематические семинары, курсы или вебинары. Современный учитель ищет способы, как заработать больше, не повышая при этом нагрузку. Вы можете поделиться секретами?

5. Знает подход к современному школьнику


Изображение с сайта cartoonbank.ru

Один из трендов современного образования – личностно-ориентированный подход. Этот подход предполагает, что педагог учитывает индивидуальные особенности школьников и воспринимает каждого как личность со своим набором склонностей и интересов. Но прежде всего с ребёнком необходимо наладить коммуникацию. Как вы находите с ребёнком общий язык?

Не забудьте, что на эти и другие вопросы, вы сможете получить ответы от специалистов, приняв участие в бесплатном марафоне «Учитель сегодня».

Педагогические компетенции современного педагога

Рубрика: Система образования

Дата публикации: 14.03.2020

Статья просмотрена: 362 раза

Библиографическое описание:

Хорошавина, Т. А. Педагогические компетенции современного педагога / Т. А. Хорошавина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4985/ (дата обращения: 06.12.2021).

В настоящее время происходят модернизация отечественной системы образования и определены ключевые направления ее реорганизации: обеспечение глобальной конкурентоспособности образования, соответствие его современным общественным и мировым тенденциям, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. В связи с этим преобразовывается модель педагога, как профессионала высокого уровня ответственности, компетентности, гибкости коммуникации, проводника социально значимых ценностей и нравственных эталонов общественного сознания.

Представленная статья посвящена актуальной теме реального времени, и направлена на изучение педагогической компетенции педагога в условиях трансформации образовательного пространства. Рассматриваются основные составляющие понятия компетентности педагога, опираясь на научные подходы в психолого-педагогической литературе. Целенаправленно привлекается внимание к представленному материалу.

Ключевые слова: образование, педагог, личность, компетенции, развитие, знание, умения, деятельность.

В современном российском обществе, в рамках национальных проектов, модернизируется система образования. Обновленные цели и задачи, направлены на интеграцию единого образовательного пространства, объединяя концепцию реконструкции его содержания, создания современной инфраструктуры, модернизации кадровой политики.

Читайте также:
Коммерция по отраслям: что это за профессия

Трансформация системы образования предъявляет достаточно высокие требования к педагогической компетенции профессионала, определяет его деятельность в условиях перестройки информационного пространства, совершенствования образовательных ресурсов.

Педагог выходит на новую траекторию развития, расширяет фундаментально-прикладные знания, преобразовывает профессионально-личностные качества, реализует себя в качестве творца, новатора, исследователя, выступает носителем социально нравственных и эстетических ценностей в обществе. Подобные процессы выстраивают, так называемый «горизонтальный» вектор его развития, путь реализации собственных возможностей, осознанных потребностей, отражающий профессионала-коммуникатора, с рациональным мышлением, основами рефлексивной культуры, нацеленного на результат. По мере усложнения задач совершенствуется профессиональная компетентность педагога. По словам Д. М. Иванцевича и A. A. Лобанова, это «рост таланта вместе с накоплением опыта и ответственности».

Понятие «компетенция» достаточно широко употребляемый термин в обществе, в том числе неоднократно рассматривается в психолого-педагогической литературе. Однако единого объяснения авторы не приводят. Н. Н. Лобанов, определяет компетенцию: «как системные свойства личности» и выделяет части: профессионально-образовательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный [1]. А. К. Маркова выделяет следующие компоненты, определяющие понятие: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный [2]. А. Г. Асмолов представляет в виде формулы: «компетенция — деятельность — компетентность». Компетенция, в его понимании, реализуемая в деятельности, переходит в качество личности, компетентность.

Близким по значению к содержанию понятия компетентность, Н. В. Кухарев представляет понятие «педагогическое мастерство», обратив внимание на совокупность личностных качеств, в основе которых, психолого-педагогическая подготовленность в решении поставленных задач, заметив, что: «подлинные педагоги-мастера отличаются особой, тончайшей чувствительностью к личности своего воспитанника» [3, с. 7]. Высказывание М. А. Чошанова, заслуживает внимания: «если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством» [4].

Обобщая, можно прийти к пониманию, что компетенция профессионала, основывается на личности субъекта и его деятельностной направленности, в которой сконцентрированы понятийная, организационная и психологическая готовность к труду. Педагогическая компетентность педагога, интегративное свойство личности, опирается на научно-теоретические знания, практические умения, ценностные ориентации и персональные данные индивида.

Способность и готовность педагога к саморазвитию, стремление к непрерывному образованию, первоочередной мотив его профессионального развития, указывает на ответственность, любознательность, нравственность, психологическую готовность к совершенствованию. Объясняется это тем, что результатом деятельности является реализация инвариантных знаний и умений, формирование индивидуальной образовательной траектории в педагогическом сообществе.

Основоположник научной педагогики в России, К. Д. Ушинский утверждал: «общество постоянно предъявляет требования к системе образования. педагог обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии» [5,с.617]. Высший уровень сформированности компетентности, по мнению Н. В. Кузьминой, позволяет педагогу перестроить систему ранее приобретенных знаний таким образом, чтобы усвоенные знания послужили средством развития их способностей [6].

Наиважнейшим показателем мастерства педагога являются практические умения. А именно, способность планировать и проектировать учебно-воспитательный процесс, внедряя инновационные подходы, использовать классические и не традиционные методы и средства собственной профессиональной деятельности, осмысливать и учитывать особенности и потребности всех участников образовательного процесса. Педагог, эффективно осуществляющий образовательную деятельность, направлен на субъект личности, доступно информирует, мотивирует, способствует индивидуализации.

В педагогической литературе понятию «умение» представлен широкий спектр объяснений. Так, Н. М. Борытко предлагает называть умением «владение способом деятельности, способность применять знание» [7, с. 25]. Умение определяется как подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта [8]. В. Н. Пушкин акцентирует внимание на творческом характере мышления субъекта, в структуре которого выделяет аналитический и эвристический виды мыслительной деятельности, каждый из которых имеет этапы, механизмы и закономерности развития [9].

Говоря о профессионализме педагога, центральным звеном рассматривается профессионально-личностная компетентность. Определение личности педагога, в сочетании с его деятельностью, отражается во взглядах научных деятелей: С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и др., высказывая о том, что «деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д». [10, с. 74]. Личность, с точки зрения Б. Г. Ананьева, это «субъект общественного поведения и коммуникации». Наиболее обоснованным в данном случае является подход, ряда авторов, рассматривающие личность педагога в ее внутренней целостности, при котором общественное и личностное «тесно связаны с системой ценностей».

Читайте также:
Корпоративное обучение сотрудников — что это такое, плюсы и минусы

В трудах Л. М. Митиной модель личности педагога определяет схема «деятельность — общение — личность», в системе профессионально-значимых качеств определены: проектировочно-гностические способности (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление), рефлексивно-перцептивные способности (педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность) [11]. Ряд авторов выделяют в структуре личностных характеристик профессионала, понятие «социальный интеллект», понимаемое, как умение человека адекватно воспринимать и интерпретировать личность и поступки другого человека или какую-нибудь жизненную ситуацию [12].

Безусловно, позиция научных деятелей, убедительно показывает, что вопрос компетенции педагога, является предметом пристального внимания научного сообщества. Профессиональные компетенции индивидуума служат отправной точкой успешной педагогической деятельности, как некой жизненной стратегией человека, четко осознающего общественную и личную значимость своего мастерства, направленного на удовлетворение потребностей, достижение высоких результатов, получение благостности в материальной или духовной форме.

Очевидно, представленный взгляд на природу педагогической компетенции, выступает особым способом мыслительных операций, активно воздействующих на представление гармоничного образа себя, окружающего мира, тем самым побуждает к коренному преобразованию практических умений и мировоззренческих идей в специфике деятельности образовательного пространства.

  1. Лобанова Н. Н. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования // Проблемы, поиски, опыт. СПб. 1992. С. 12–19.
  2. Маркова, А. К. Психология труда учителя. — М.: ЭКСМО, 2003. 395 с.
  3. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: книга для учителя. М.: Просвещение. 1990. 159 с.
  4. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
  5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений Т.8, 1950 — Изд-во Академии педагогических наук.
  6. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. 27 с.
  7. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: моногр. Волгоград: Перемена, 2001.
  8. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад, М. М. Безруких, В. А. Болотов [и др.]; гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос.энцикл., 2002.
  9. Пушкин Н. В. Некоторые проблемы современной психологии мышления. М.: Знание, 1971.
  10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 352 с.
  11. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Изд-во: «Дело», 1994. 216 с.
  12. Лепихова Л. А., Карандашова Э. А. Социальный интеллект учителя в воспитательной работе с классом // Проблемы формирования личности в коллективной деятельности: сб. науч. ст. М., 1980. с. 31–32.

Трудовая книга. Учет движения трудовых книжек и вкладышей

Больше материалов по теме «Трудовая книжка» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Принцип организации учета
  2. Оформление книги учета
  3. Правила заполнения регистра
  4. Если в журнале допущена ошибка

Документ, подтверждающий статус работающего гражданина – трудовая книжка – выдается при оформлении работников и хранится у работодателя. Все передвижения этого документа должны фиксироваться в специальном регистре – книге/журнале учета движения трудовых книжек. Аналогично самим трудовым книгам, положено учитывать вкладыши к ним.

Законодатель не делает разницы между организациями по величине финансовых оборотов или численности персонала – обязанность вести регистр учета трудовых формуляров одинакова и для огромной корпорации, и для мини-предприятия со скромным штатом.

Имейте в виду: проверка, проводимая трудовой инспекцией, начинается с просмотра обязательных регистров, в том числе книги/журнала учета движения трудовых документов. Отсутствие ее чревато наложением немалого штрафа – от 30 до 50 тысяч рублей.

Журнал/книга учета может быть изготовлена типографским способом, такой регистр можно купить в специализированных магазинах. Организация вправе использовать журнал, изготовленный самостоятельно, но при этом обязательно выдерживание всех необходимых атрибутов.

Принцип организации учета

Вместе с обязанностью ведения предписанного регистра учета, на предприятии следует должным образом организовать этот процесс. Для этого приказом, составленным в простой форме, назначается ответственный сотрудник – представитель ОК, бухгалтер или секретарь. В приказе прописываются мероприятия, которые предстоит выполнять уполномоченному лицу при ведении книги учета трудовых книжек и порядок передачи обязанностей при его временном отсутствии.

Читайте также:
Квест-комната: что это такое и как построен бизнес на квестах

При смене лица, назначенного приказом в качестве ответственного за ведение книги учета, необходимо соблюсти следующую процедуру:

  • составить акт приема-передачи рудовых книжек и вкладышей, хранящихся на предприятии (в том числе и незаполненных бланков);
  • оформить новый приказ о назначении уполномоченного работника.

В акте необходимо отразить и количество книжек лиц, ранее уволенных из компании, но не востребовавших свои документы на момент оформления приема-передачи.

Оформление книги учета

Журнал учета трудовых книжек предстоит вести весь период существования субъекта хозяйственной деятельности, поэтому регистр надлежит оформить соответствующим образом:

  • облачить журнал в жесткий переплет;
  • пронумеровать по возрастающей;
  • прошить и опломбировать книгу, заверить сургучом или номерной разовой пломбой. Шнур для прошивки закрепляется на последней странице журнала с двух сторон – изнутри и снаружи.

Число листов фиксируется на задней обложке на приклеенном листке бумаги и удостоверяется визой руководителя.

Правила заполнения регистра

В книге учета трудовых книжек подлежит заполнению 13 колонок, каждая из которых имеет свое предназначение:

    в столбце 1 регистрируется порядковый номер вкладыша или трудовой книжки (без подразделения);

Надо знать: при выдаче работнику вкладыша трудовой книжки запись делается двумя строчками, с отдельным указанием каждого документа. Если у принятого работника уже вшит вкладыш в трудовую книжку, то в журнал записывается только первоначальный документ.

  • в колонках со 2 по 4 арабскими цифрами записывается дата (число/месяц/год) трудоустройства гражданина, фигурирующая в приказе о назначении;
  • колонка 5 – фамилия, имя и отчество владельца трудовой книжки/вкладыша, без сокращений;
  • столбец 6 – серийный номер документа (вкладыша или трудовой книжки). Для формуляров, изданных в 1938-1973 годах, нумерации книжек не предусмотрено, в графе проставляется прочерк. В документах, выпущенных с 1974 года, и в самых «свежих» – 2003 года указываются двузначная буквенная серия (АТ, ТК или ВК) и семизначный номер;
  • столбец 7 – трудовая функция принятого сотрудника или его должность, закрепленная в штатном расписании;
  • столбец 8 – название отдела или подразделения, куда принимается работник (по штатному расписанию);
  • столбец 9 – календарная дата и регистрационный номер приказа о трудоустройстве;
  • колонка 10 – подпись в принятии книжки/вкладыша, сделанная ответственным работником;
  • графа 11 – отражается сумма, уплаченная принятым на работу гражданином, за предоставление ему бланка трудовой книжки/вкладыша;

    Важно: организация может издать локальный акт, по которому взимание стоимости трудовой книжки со вновь оформляемых работников не взимается.

  • колонки 12-13 заполняются при увольнении. В 12 графе проставляется число возврата трудовой книжки, а в 13 – бывший сотрудник обязан расписаться в получении документа.
  • В отдельных ситуациях в графах 12-13 содержится информация о том, когда бывшему работнику почтовой связью отправляется заказное уведомление о необходимости получения трудового документа. Это происходит, если уволившийся сотрудник не выказывает желания забирать свою трудовую книжку, или не может это сделать по иным основаниям.

    Если после почтового приглашения гражданин отказался от личного получения трудовой книжки, формуляр отправляется ему по почте.

    Если в журнале допущена ошибка

    Процедура заполнения журнала учета трудовых книжек не отличается сложностью, но не исключает возможность описки или ошибки при внесении данных. Исправить неточность целесообразно одним из двух методов:

    • перечеркнуть неверную строку и, при наличии свободного места, написать правильные сведения. Тут же делается отметка о должности и фамилии работника, вносившего изменения, которая заверяется его подписью;
    • оставить ошибочную строчку, а под ней внести пометку, что предыдущая запись считается недействительной. Тут же прописывается верная информация.

    Журнал учета трудовых формуляров ведется весь период существования юридического лица. Если все листы, присутствующие в книге, заполнены, необходимо оформить завершение журнала:

    • на первой (лицевой) странице указываются даты начала/окончания указанной книги, заверяются росписью ответственного лица;
    • полностью заполненный журнал подлежит передаче на архивное хранение, где он должен находиться 75 лет.

    Если в кадровом делопроизводстве используется неунифицированная форма книги учета трудовых книжек/вкладышей, и ее содержание не приведено в соответствие нормативным требованиям, следует закончить используемый журнал и приступить к ведению нового регистра.

    Читайте также:
    Программа для 3-НДФЛ для налогового вычета – как пользоваться

    Журнал учета трудовых книжек – скачать образец заполнения

    • Для чего предназначен журнал регистрации трудовых книжек
    • Журнал учета движения и выдачи трудовых книжек: форма и образец заполнения с 01.09.2021
    • Книга учета трудовых книжек: скачать образец заполнения до 01.09.2021
    • Итоги

    Для чего предназначен журнал регистрации трудовых книжек

    Если на работу приходит новый сотрудник с бумажной трудовой, он отдает ее в отдел кадров, и работодатель вносит в нее запись о приеме в штат. Если же специалист ранее нигде не работал, с 2021 года бумажная трудовая на него не заводится, а сведения о работе ведутся в электронном виде.

    Любой работодатель должен вести учет всех поступивших к нему книжек. Для этого ему необходимо назначить своим приказом уполномоченное лицо, которое и будет осуществлять ведение, хранение, учет и выдачу ТК (п. 42 Порядка ведения трудовых книжек, утв. приказом Минфина от 19.05.2021 № 320н).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Учету подлежат не только заполненные трудовые книжки работающих сотрудников, но и новые бланки трудовых и вкладышей к ним (п. 39 Порядка ведения).

    Для осуществления такого учета нужно вести:

    • книгу (журнал) учета бланков трудовой книжки и вкладышей;
    • книгу (журнал) по учету движения трудовых книжек и вкладышей.

    О том, возможна ли выдача книжки на руки не собирающемуся увольняться сотруднику, читайте в материале «Можно ли выдать трудовую книжку на руки сотруднику?».

    Журнал учета движения и выдачи трудовых книжек: форма и образец заполнения с 01.09.2021

    Действующий с 01.09.2021 Порядок ведения трудовых книжек № 320н предписывает работодателям разработать формы книг по трудовым книжкам самостоятельно (п. 40 Порядка).

    Нужно ли успеть утвердить новые журналы и перейти на них к 1 сентября и как быть со старыми книгами, которые еще не закончились? На этот вопрос ответил Роструд. Ответ ведомства смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

    В книге (журнале) по учету движения трудовых книжек и вкладышей в нее указываются трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в нее, выдаваемые работникам вновь, с указанием их серии и номера.

    В книге (журнале) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее фиксируются сведения о всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, с указанием серии и номера каждого бланка.

    Книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, печатью организации (при наличии).

    Рекомендуем воспользоваться образцом книги, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Скачать его можно бесплатно, оформив пробный доступ к К+:

    Книга учета трудовых книжек: скачать образец заполнения до 01.09.2021

    До 01.09.2021 действует унифицированная форма журнала учета трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Если она вам нужна, можете скачать бланк и образец у нас на сайте:

    Типовой образец журнала движения трудовых книжек состоит из 13 граф, которые и следует заполнять работодателю при каждом случае перемещения любой книжки. Правила заполнения формуляра смотрите в постановлении от 10.10.2003 № 69, которым он утвежден.

    Как быть, если вы пришли в организацию, в которой не велась книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них? Нужно ли ее заводить и восстанавливать все записи и как это сделать? Ответы на все эти вопросы есть в системе КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по трудовой книжке.

    Итоги

    С 1 сентября 2021 года формы книг по учету трудовых книжек разрабатываются работодателями самостоятельно. Ведение книг учета и движения трудовых книжек не требует от кадровиков глубоких знаний трудового законодательства. Достаточно соблюдать ряд несложных правил, в числе которых регистрация в журнале всех книжек и вкладышей к ним, как полученных от работников, так и оформленных работодателем самостоятельно.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: