Классы условий труда на рабочих местах: какие бывают

Как правильно указать условия труда в трудовом договоре

Мы регулярно пишем про кадровые документы и ситуации, которые могут возникнуть в отношениях работодателя и работника. Сегодня рассказываем про то, как правильно указать в трудовом договоре условия труда и как их вообще узнать.

Что такое условия труда

Это то, что можно выразить в цифрах: шум, загазованность, содержание пыли в воздухе, освещение, температура и прочие факторы, которые в совокупности и характеризуют рабочее место.

Все эти данные должны быть зафиксированы у работодателя в особом документе, который называется Карта специальной оценки условий труда. Чтобы такая карта появилась, работодателю нужно провести СОУТ — специальную оценку условий труда.

Пару лет назад мы писали о том, что такое СОУТ и как к нему подготовиться — честно говоря, сделать это надо было до 31 декабря 2018 года: именно тогда закончился переходный период, установленный государством. Вообще, СОУТ проводится один раз в 5 лет. А если условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то СОУТ действует бессрочно. Но если произойдёт несчастный случай, например, сотрудник получит травму на работе, то спецоценку придётся проводить заново.

Результаты СОУТ надо указывать в трудовом договоре. Очень важно делать это правильно, иначе могут быть немаленькие штрафы. Мы рекомендуем писать так:

«Условия труда на рабочем месте являются _______________ (____ класс ____ подкласс). Работнику устанавливаются следующие условия труда: __________________________ (заполняется при наличии).»

Пример: допустимые условия труда

Ещё пример: вредные условия труда

Где узнать классы и подклассы

В карте СОУТ и отчёте о СОУТ — их готовит организация, проводившая спецоценку. Рекомендации и требования к условиям труда находятся там же, а также в Трудовом Кодексе и большом перечне d633g61`6`?>d>?g7c5d)%bur76643?”>>” href=”http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159501/b3174e19d2035addd9a8b055a07f0f98b89a1e3b/#dst100259″>СанПиНов, которые утверждает Главный санитарный врач РФ.

Условия труда присваиваются конкретной должности по штатному расписанию. (А это значит, что оно должно быть. Как и большое количество других кадровых документов — в этой статье мы писали, каких именно.)

Следовательно, у работников, занимающих одинаковые должности, условия труда должны быть одинаковыми. Они могут быть одинаковыми, даже если должности разные: так обычно бывает, если работа офисная — вредных факторов в этом случае, как правило, нет.

Законный лайфхак для молодых компаний

Только что зарегистрированные компании могут не проводить СОУТ сразу же — у них есть для этого 1 год с даты регистрации. Такой же срок будет в случае, когда в штатном расписании создаётся новая должность (организуется новое рабочее место).

Но так как условия труда — обязательное условие, без которого в трудовом договоре нельзя, то ничего там не указывать и просто ждать 1 год — тоже нельзя. Что же делать?

Ответ дал Минтруд в письме от 26.03.2020: до проведения СОУТ надо указывать в трудовом договоре хотя бы общую характеристику условий труда на рабочем месте — описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним.

В данной ситуации стоит использовать такую формулировку:

«Общие характеристики условий труда на рабочем месте: ______________ (общее описание, используемое оборудование и особенности работы с ним). Класс условий труда на рабочем месте работника определяется по результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте, которая проводится в установленные законодательством сроки».

Пример общей характеристики:

Что будет, если не указать условия труда в трудовом договоре

Если инспекция труда об этом не узнает — то ничего. Но если узнает (например, при плановой или внеплановой проверке), то будет штраф.

Индивидуального предпринимателя за каждое нарушение (то есть за каждый неправильно оформленный договор) накажут на сумму от 5 000 ₽ до 10 000 ₽, для юрлица штрафы больше — от 50 000 ₽ до 100 000 ₽. Кроме того, дополнительно оштрафуют ещё и директора компании: придётся заплатить от 10 000 ₽ до 20 000 ₽.

Закон устанавливает диапазон, а какая сумма будет в конкретном случае — решает инспекция на основании внутренних убеждений, логику которых мы пока не познали.

Поэтому думаем, что лучше не рисковать и всё делать правильно и вовремя: проводить спецоценку, платить налоги и зарплату, сдавать отчётность, отвечать на вопросы налоговой и фондов. Кнопка поможет во всех случаях. кроме СОУТ — мы всё-таки больше про бухгалтерию. Но подскажем, к кому обратиться. Подключайтесь :)

Подсказала — Оксана Комарова, юрист Кнопки.

Рассказал всем — Станислав Николаев, маркетолог.

Все статьи мы анонсируем в Телеграме. Ещё там найдёте новости, советы и лайфхаки для предпринимателей. Присоединяйтесь :)

Вредные условия труда

К вредным условиям труда относятся условия среды и трудового процесса, воздействие которых на работающего в определенных условиях может вызвать профессиональное заболевание, снижение работоспособности, привести к нарушению здоровья потомства. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации работник, занятый на работах с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на определенные выплаты, компенсирующие работу в условиях, отличных от нормальных, льготную пенсию и на другие условия, которые должны быть установлены в трудовом договоре работника.

В обязательном порядке здесь определена продолжительность рабочего времени. Для работников, занятых на работах с опасными и (или) вредными условиями труда, работодатель обязан установить сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Читайте также:
Программа для 3-НДФЛ для налогового вычета – как пользоваться

Статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, занятых, в том числе на подземных и открытых горных работах, в зонах радиоактивного заражения установлен дополнительный отпуск , минимальная продолжительность которого – семь календарных дней. Но для получения такого отпуска работнику необходим стаж работы во вредных условиях труда. Кроме того он должен проработать на своем рабочем месте 11 месяцев в текущем году. Замена дополнительного отпуска денежной компенсацией не предусмотрена.

Особый подход и в оплате труда. Оплата труда в особых условиях (в том числе вредных условиях труда) производится в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ). Постановление Правительством РФ определены минимальные размеры такого повышения – не менее 4% тарифной ставки (оклада), предусмотренной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Для охраны здоровья работников, занятых на работах с вредными условиями труда предусмотрены обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры и обследования (ст. 213 ТК РФ). А также выдача средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока, лечебно-профилактического питания. В определенных случаях работник может потребовать заменить выдачу таких средств компенсационной выплатой.

Статья №27 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») предусматривает для работников, занятых на работах с вредными условиями труда льготную пенсию. Назначается она в зависимости от стажа работы, страхового стажа и условий работы.

Поступая на работу, связанную с вредными или опасными условиями труда, досконально изучите условия труда, узнайте о гарантиях и льготах, которые обязан по Трудовому кодексу Российской Федерации предоставлять вам работодатель.

Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные, опасные.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Под вредным производственным фактором понимается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (части 2, 3, 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1-я степень 3-го класса – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

2-я степень 3-го класса – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более);

3-я степень 3-го класса – условия труда характеризуются такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-я степень 3-го класса – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.

Вредный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Вредными факторами могут быть:

1. Физические факторы:

  • температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;
  • неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения – электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное);
  • электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ;
  • электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы;
  • электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое);
  • ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук;
  • вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;
  • освещение – естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость);
  • электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы.

2. Химические факторы:

  • химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа.

3. Биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.

Читайте также:
Ключевые компетенции педагога: какие есть

4. Факторы трудового процесса:

Классы условий труда на рабочих местах: какие бывают

2.2. ГИГИЕНА ТРУДА

Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового
процесса. Критерии и классификация условий труда

Guide on Hygienic Assessment of Factors of Working Environment and Work Load.
Criteria and Classification of Working Conditions

Дата введения 2005-11-01

1. РАЗРАБОТАНО: ГУ НИИ медицины труда Российской академии медицинских наук (руководитель разработки Н.Ф.Измеров, ответственные исполнители: Н.Н.Молодкина, А.И.Корбакова, А.И.Халепо. Исполнители: Р.Ф.Афанасьева, Э.И.Денисов, Л.А.Дуева, В.В.Елизарова, Л.Т.Еловская, А.В.Капустина, А.А.Каспаров, Н.Н.Курьеров, Е.В.Ковалевский, Л.Г.Макеева, В.В.Матюхин, О.Е.Орлова, Ю.П.Пальцев, А.С.Порошенко, Л.В.Походзей, Л.В.Прокопенко, Н.Б.Рубцова, О.В.Сивочалова, В.В.Субботин, В.В.Ткачев, Т.А.Ткачева, М.А.Фесенко, Э.Ф.Шардакова, О.И.Юшкова, Е.Г.Ямпольская; при участии Ивановского НИИ охраны труда (Е.И.Ильина, Т.Н.Частухина); НИИ проблем охраны труда ФНПР (И.Г.Коваленко); Российского государственного медицинского университета (Ю.П.Пивоваров, Н.Г.Иванов, Н.И.Шеина); Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены (В.А.Капцов, Л.П.Коротич, Б.Б.Елизаров); ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, г.Санкт-Петербург (Л.М.Мацевич, А.М.Вишневский, А.Б.Разлетова); НИИ охраны труда, г.Екатеринбург (И.П.Бондарев); Тверского государственного университета (А.Я.Рыжов); с учетом замечаний и предложений органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ООО НТЦ “Карат”.

2. РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол N 2 от 16 июня 2005 г.).

3. УТВЕРЖДЕНО Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 29 июля 2005 г.

4. ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ с 1 ноября 2005 г.

5. ВВЕДЕНО ВЗАМЕН Р 2.2.755-99 “Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”; Р 2.2/2.6.1.1195-03 (Дополнение N 1 к Р 2.2.755-99).

1. Область применения и общие положения

1.1. Настоящее “Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда” (далее – руководство) включает гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническую классификацию условий труда по показателям вредности и опасности.

1.2. Руководство применяют с целью:

– контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;

– установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;

– создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;

– аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;

– составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;

– анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);

– расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.

1.3. Применение настоящего руководства для оценки профессионального риска следует рассматривать в качестве его первого этапа (согласно положениям Р 2.2.1766-03 “Руководство по оценке риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии”).

1.4. Работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением Законов Российской Федерации: “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, “Об основах охраны труда в Российской Федерации” и основанием для использования органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими контролирующими организациями в пределах предоставленных им законом прав для применения санкций за вредные и опасные условия труда.

1.5. В тех случаях, когда работодатель по обоснованным технологическим и иным причинам не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, он должен (в соответствии со ст.11 Федерального закона N 52-ФЗ) обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых работ. Это может быть достигнуто посредством выполнения комплекса защитных мероприятий (организационных, санитарно-гигиенических, ограничения по времени воздействия фактора на работника – рациональные режимы труда и отдыха, средства индивидуальной защиты и др.).

При этом работник имеет право получить достоверную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты и медико-профилактических мероприятиях.

1.6. Превышение гигиенических нормативов, обусловленное особенностями профессиональной деятельности работников и регламентированное отраслевыми, национальными или международными актами (например, труд летчиков, моряков, водолазов, пожарных, спасателей и т.п.) является основанием для использования рациональных режимов труда и отдыха и мер социальной защиты в данных профессиях. Фактические условия труда в этих профессиях оценивают в соответствии с настоящим руководством.

Примечание. Контроль факторов в тех случаях, когда это противопоказано из соображений безопасности для основной работы или для специалистов, проводящих замеры (экстремальные ситуации: спасательные работы, тушение пожара и т.п.), не проводится.

1.7. Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) не допускается за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.

Примечание. Например, время проведения ремонта горячих печей регламентируется “Санитарными правилами для предприятий черной металлургии”, “Санитарными правилами для предприятий цветной металлургии”.

1.8. Допустимое время контакта работников отдельных профессиональных групп, занятых во вредных условиях труда (защита временем) работодатель устанавливает по согласованию с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании “Руководства по оценке риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии” Р 2.2.1766-03. Класс условий труда в этом случае может быть понижен на одну ступень (в соответствии с п.5.11.6 руководства), но не ниже класса 3.1.

Читайте также:
Льготы многодетным семьям: особенности оформления

1.9. Документ предназначен для:

– органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при осуществлении контроля за выполнением санитарных правил и норм, гигиенических нормативов на рабочих местах и проведении социально-гигиенического мониторинга;

– организаций, аккредитованных на проведение работ по оценке условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда);

– центров профпатологии и медицины труда, медико-санитарных частей, поликлиник и других лечебно-профилактических учреждений, проводящих медицинское обслуживание работников;

– работодателей и работников для их информации об условиях труда на рабочих местах (при поступлении на работу и в процессе трудовой деятельности);

– органов социального и медицинского страхования.

1.10. Для отдельных видов производств, работ, профессий, имеющих выраженную специфику (работники плавсостава, водители автотранспорта, работники железнодорожного транспорта, вахтовые методы труда и др.) рекомендуется разрабатывать отраслевые документы, которые должны быть согласованы с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (если они распространяются на отрасль, общие профессии, виды работ) или с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в случае, если документ распространяется на отдельные предприятия, работы, специфичные для данной территории.

2. Нормативные ссылки

3. Основные понятия, используемые в руководстве

Условия труда – совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Вредный фактор рабочей среды* – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

* В терминологии МОТ – опасный фактор рабочей среды.

Вредными факторами могут быть:

– физические факторы – температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения – электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение – естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы;

– химические факторы – химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;

– биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний;

– факторы трудового процесса.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Опасный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

Примечание. Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены. При большей длительности смены, но не более 40 часов в неделю, в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с учетом показателей здоровья работников (по данным периодических медицинских осмотров и др.), наличия жалоб на условия труда и обязательного соблюдения гигиенических нормативов.

4. Общие принципы гигиенической классификации условий труда

4.1. Гигиенические критерии – это показатели, характеризующие степень отклонений параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений за исключением работ с возбудителями инфекционных заболеваний, с веществами, для которых должно быть исключено вдыхание или попадание на кожу (противоопухолевые лекарственные средства, гормоны-эстрогены, наркотические анальгетики), которые дают право отнесения условий труда к определенному классу вредности за потенциальную опасность.

Читайте также:
Локаут — что это такое в трудовом праве

4.2. Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников* условно разделяют на 4 степени вредности:

* В классификации в основном использована качественная характеристика изменений в организме работников, которая будет дополняться количественными показателями по мере накопления информации о рисках нарушения здоровья.

1 степень 3 класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на своём рабочем месте и обжаловать её результаты.

Шаг 1. Организация проведения СОУТ
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Для проведения проверки необходимо заключить со специализированной аккредитованной организацией договор на проведение СОУТ. С перечнем таких организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России .
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет. В определённых случаях возможно внеплановое проведение СОУТ (см. далее)
Шаг 2. Подготовка к проведению СОУТ
Для проведения СОУТ работодателю необходимо создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда. Число членов комиссии должно быть нечетным и в неё должны входить:

  • представители работодателя, в том числе специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Если проверка проводится у работодателя, который является субъектом малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются:

  • сам индивидуальный предприниматель;
  • руководитель организации;
  • другие представители работодателя, в том числе специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Также утверждаются график проведения проверки и перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка условий труда.
Шаг 3. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
В ходе данного этапа происходит сопоставление условий трудового процесса с нормативами и факторами, которые предусмотрены классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае наличия у работодателя аналогичных рабочих мест , специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20% рабочих мест от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее чем 2 рабочих мест). Результаты оценки применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Для проведения оценки работодателю необходимо предоставить эксперту всю необходимую информацию и возможность осуществлять определённые проверочные мероприятия, а именно:

  • документацию, характеризующую технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документы, регламентирующие обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;
  • предоставить доступ к рабочему месту для его обследования;
  • предоставить возможность ознакомиться с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
  • проводить иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации

При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом будут учитываться:

  • производственное оборудование, материалы и сырье, при наличии которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
  • результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Читайте также:
Рапорт на поощрение военнослужащего: образец

Шаг 4. Утверждение результатов идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
В зависимости от итогов проведения проверки экспертом могут быть получены следующие результаты:

  • Вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы.
  • В этом случае условия труда на данном рабочем месте признаются допустимыми, а исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. Работодателю необходимо подать декларацию соответствия условий труда требованиям охраны труда в трудовую инспекцию по месту своего нахождения. Декларация будет действительна в течение пяти лет. В том случае, если за этот период с работником, занятым на данном рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве или у него будет выявлено профессиональное заболевание, а также если будут выявлены нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекратится и будет проведена внеплановая специальная оценка условий труда. Если указанные выше обстоятельства не возникли, то срок действия данной декларации считается продлённым на следующие пять лет.

    • Вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы.

    В этом случае комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов. По результатам проведения исследований и измерений экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
    Исследованию и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:

    • физические факторы (аэрозоли, шум, инфразвук, ультразвук, неионизирующие излучения, переменные электромагнитные поля, ионизирующие излучения, параметры микроклимата, параметры световой среды и пр.)
    • химические факторы (химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников);
    • биологические факторы (микроорганизмы, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний).

    Исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:

    • тяжесть трудового процесса (показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника);
    • напряженность трудового процесса (показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника).

    Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится в отношении:

    • рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
    • рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

    Шаг 5. Отнесение условий труда к определённому классу
    Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса:
    Оптимальные условия труда (1 класс) – это условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
    Допустимые условия труда (2 класс) – это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
    Вредные условия труда (3 класс) – это условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. Категория вредных условий труда разбивается на подклассы в зависимости от возможной скорости развития профессиональных заболеваний и их тяжести.
    Опасные условия труда (4 класс) – это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
    Шаг 6. Утверждение организацией отчёта о проведении СОУТ
    Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчёт установленной формы о её проведении. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
    Шаг 7. Уведомление организации, проводившей проверку об утверждении отчёта о проведении СОУТ
    Работодатель в течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления.
    Шаг 8. Ознакомление работников с результатами проведённой проверки
    Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, его нахождения в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
    Шаг 9. Размещение на официальном сайте сводных данных о проведении СОУТ
    Такая информация должна содержать данные об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда. Опубликовать данную информацию необходимо в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
    Шаг 10. Применение результатов СОУТ
    В случае изменения категории условий труда данные результаты повлияют на размер гарантий и компенсаций работникам. Также необходимо внести изменения в трудовые договоры с сотрудниками в части условий труда.
    В определенных законом случаях возможно внеплановое проведение СОУТ. Такая оценка должна проводиться в следующих случаях:

    • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
    • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований закона;
    • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
    Читайте также:
    Куда можно вложить 1000000 рублей чтобы заработать с минимальным риском

    См. также
    Охрана труда
    Нормативно-правовая база
    Федеральный закон “О специальной оценке условий труда” от 28.12.2013 N 426-ФЗ
    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
    Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (с изменениями и дополнениями)
    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н “Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению” (с изменениями и дополнениями)
    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 февраля 2014 г. N 80н “О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда”
    Дата: 01.08.2019

    В 2013 году на предприятии проводилась аттестация рабочих мест, по итогам которой условия труда на рабочем месте работника были признаны вредными третьего класса первой степени (3.1), и работнику были установлены ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени и повышенная оплата труда. В 2015 году работодатель провел специальную оценку условий труда (СОУТ), результаты которой подтвердили результаты аттестации рабочих мест: условия труда на рабочем месте признаны вредными третьего класса первой степени (3.1). Но по результатам СОУТ работнику были отменены сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Правомерны ли действия работодателя?

    С 01 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда была заменена специальной оценкой условий труда (СОУТ).

    По результатам проведения СОУТ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) или опасные (4 класс). А вредные условия труда делятся еще на четыре подкласса: 3.1 (вредные условия труда 1 степени); 3.2 (вредные условия труда 2 степени); 3.3 (вредные условия труда 3 степени) или 3.4 (вредные условия труда 4 степени).

    Сокращенная продолжительность рабочего времени предусмотрены Трудовым кодексом только тем сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ были признаны вредными условиями труда 3 или 4 степени (то есть класс 3, подклассы 3.3 или 3.4) или опасными условиями труда (4 класс).

    Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только тем сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ были признаны вредными условиями труда 2, 3 или 4 степени (то есть класс 3, подклассы 3.2, 3.3 или 3.4.) либо опасными условиями труда (4 класс).

    А вот повышенная оплата труда полагается всем работников, занятых на работах с вредными условиями труда (то есть класс 3, независимо от подкласса вредности) или на работах с опасными условиями труда (класс 4).

    Правовое обоснование

    Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 вышеуказанного 426-ФЗ).

    Читайте также:
    Корпоративная культура Сбербанка: описание

    Статья 14 Закона № 426-ФЗ устанавливает, что условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

    Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

    Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

    Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

    подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

    подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

    подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

    подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

    Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

    В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

    Согласно ч. 1 ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

    Статья 147 ТК РФ устанавливает, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

    Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

    Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

    Профессиональная компетентность учителя, как условие реализации требований ФГОС

    Наталья Патенкова
    Профессиональная компетентность учителя, как условие реализации требований ФГОС

    Существует такая легенда.

    «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

    Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.

    Читайте также:
    Льготы ветеранам военной службы и военнослужащим

    Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога – мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия – это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

    Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?.

    Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.

    1. Понятие компетентности.

    Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

    Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

    2. Компетентностная модель учителя

    Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

    • Ценности, принципы и цели.

    • Педагогические методы, способы и технологии.

    Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

    • свобода учащегося быть самим собой;

    • каждый человек обладает своим «совершенством»;

    • помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;

    • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;

    • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;

    • чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;

    • приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

    Профессиональные качества:

    • доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;

    • быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;

    • иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;

    • иметь развитую способность к критике и рефлексии;

    • воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;

    • понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;

    • быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;

    • спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;

    • иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;

    • уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;

    • демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и

    • демонстрировать увлеченность своим предметом;

    • использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

    Профессиональные компетенции учителя

    Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

    3. Компетентностный подход.

    Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

    • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

    • Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки

    • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

    На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как:

    • Любознательный, интересующийся, -активно познающий мир

    Читайте также:
    Профстандарт слесаря по разным направлениям деятельности

    • Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности

    • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру аждого народа

    • Любящий свою Родину

    • Доброжелательный, умеющий слушатьи слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение

    • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

    • Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

    Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

    • Компетентность разрешения проблем.

    Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

    4. Создание развивающей среды.

    Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»

    • Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.

    • Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в

    процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).

    • Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т. д.).

    • Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

    • Участие детей в различных формах дискуссии.

    • Формирование понятий и организация на их основе своих действий.

    • Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

    Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды

    • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

    • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.

    • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

    • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.

    • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

    • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

    • Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

    • Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.

    • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

    • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

    • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

    • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.

    • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.

    • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

    • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

    • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

    • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,при выполнении своей части работы.

    • Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

    • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

    • Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

    • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

    • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

    • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

    • Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

    • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является

    первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

    Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

    6. Основные компетенции современного учителя.

    Основные компетенции современного учителя

    • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

    • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

    • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

    • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

    • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

    • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

    • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

    • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

    • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

    • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

    Читайте также:
    Льготы многодетным семьям: особенности оформления

    • Уметь организовать понятийную работу учащихся.

    • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

    • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

    “Основные компетенции современного учителя”
    статья на тему

    В статье рассмотрены основные составляющие педагогических компетенций, которые предъявляются к современному учителю.

    Скачать:

    Вложение Размер
    osnovnye_kompetentsii_sovremennnogo_uchitelya.doc 68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. « Основные компетенции современного учителя »
    2. учитель истории и культуры Санкт – Петербурга Романовой С.А.

    В жизни каждого человека много праздников. Но есть один, особенный. Каждый год, в первый день сентября улицы наполняют дети, спешащие с букетами в школу. Школьные годы для многих из нас остаются незабываемыми – первый класс, первые одноклассники, первая пятерка, первая любовь. И, конечно же, встреча с первым учителем.

    Профессия педагога – одна из древнейших. Педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта.

    Учитель является главным звеном образовательного процесса. От его профессионализма, эрудированность, умения понять ребенка, увлечь учащихся в путешествие страну знаний во многом зависит будущее нашей страны. Учитель должен стать для своих учеников примером во всем.

    Так какой же он, идеальный, современный, успешный учитель?

    Греческий писатель Никос Казандзакис определил для себе портрет идеального учителя так: « Идеальные учителя – это люди-мосты, которые предлагают своим студентам перейти на другой берег. В тот момент, когда они решаются, мосты разрушаются и учителя вдохновляют студентов строить свои мосты».

    Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют к учителю новые требования, которые предполагают непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения.

    Современный учитель должен формировать у школьника умение организовывать свою работу. Он должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, смыслы и интересы ребенка.

    Но образ успешного учителя глазами детей и учителей отличаются.

    Учащиеся на первое место ставят доброжелательность и понимание, умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение. В современном образовательном процессе личностные качества учителя для учеников выходят на первый план. И достаточно часто ученики любят предмет именно того учителя, который оценен высоко учениками как личность.

    Сами педагоги же считают главными, в первую очередь, профессиональные качества, такие как знание предмета, умение доходчиво объяснить материал, владение различными педагогическими приемами, стремление к новациям в обучении.

    В соответствии с ФГОС в современной школе меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.

    Учитель должен быть профессионалом. Профессионально компетентный учитель на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
    Компетентность –это обладание педагогом способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Компетентность – это индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

    Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Это понятие выражает личные возможности учителя, которые позволяют ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности.

    Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

    Основные составляющие компетентности педагогических работников:

    качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач; владение современными образовательными технологиями

    качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях

    качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации

    качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

    Современный учитель должен владеть технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции. Он должен постоянно использовать новые методические идеи, пользоваться новой литературой и иными источниками информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

    Формирование профессиональной компетенции проходит в несколько этапов, неразрывно связанных между собой.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: