Карьерный рост учителя: ступени

Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Ступени профессионального роста учителя:

1. педагогическая умелость

Простоумелыйучитель проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне .

Учитель, который проявляет педагогическое мастерство, добивается высоких результатов в своей работе.

Учителя, которые , кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество, своими находками обогащают методику обучения и воспитания.Учитель-новатор делает настоящие педагогические открытия, прокладывает новые пути в обучении и воспитании, обогащает педагогическую теорию.

В чем же состоит сущность этих характеристик деятельностиучителейи каковы показатели ихпрофессионального роста?

Педагогическая умелость— это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе.

Под педагогической умелостью понимают такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. М . Но, сожалению, не все учителя хорошо владеют компетенциями в области психологии, педагогики и т.д. , что отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.

Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя -это доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой оттлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Т.е, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой степенью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они не обязательны. Главное в нем — совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Конечно,, для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. Однако, несмотря на важное значение этих природных , индивидуальных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, определяющую роль играют приобретенные качества . О чем идет речь?

Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить… Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение… Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».

Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал. езным: учащиеся стали усваивать новый материал непосредственно на занятиях.

Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых культурных и материальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.

Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией.

Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. «Новаторство — это новое в созидательной деятельности людей»‘. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Педагогическое новаторствовключает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

Новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В.Ф. Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет технологию обучения.

Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педагогов-новаторов не так много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогическис идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Педагогический процесс как система. Сущность и структура педагогического процесса.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов: цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся.

Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь следующую структуру:

Читайте также:
Коэффициент текущей ликвидности: формула по балансу и нормативное значение

Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащийся.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание.

Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур:

Для создания методической структуры цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащегося.

Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны.

Психологическая структура педагогического процесса: процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; подъем и спады физического нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.

Следовательно, в психологической структуре педагогического процесса можно выделить три психологические подструктуры: познавательные процессы; мотивация учения; напряжение.

Для того чтобы педагогический процесс «пришел в движение», необходимо управление.

Педагогическое управление – это процесс перевода педагогической ситуации, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Компоненты процесса управления: постановка цели; информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся); формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся; проектирование, планирование деятельности для достижения цели; реализация проекта; контроль за ходом выполнения; корректировка; подведение итогов.

Педагогический процесс – это процесс трудовой, он осуществляется для достижения общественно значимых задач. Специфика данного процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников – педагогическое взаимодействие.

Куда расти учителю? Варианты горизонтальной карьеры для педагога

Юлия Русакова

16 октября • 17:25

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Принято считать, что карьерные возможности учителя ограничены. Системе образования требуется не так много директоров и завучей школ, гимназий и лицеев, чтобы гарантировать карьерный рост каждому педагогу. Однако не стоит забывать о таком явлении, как горизонтальная карьера.

В отличие от вертикальной карьеры, которая представляет собой продвижение по иерархической лестнице внутри системы, горизонтальная ориентирована на профессиональное развитие в рамках одной должностной позиции. Педагог, оставаясь учителем, становится мастером своего дела, специалистом, у которого хотят учиться. В его классы записываются заранее, а попав, считают, что поймали удачу за хвост. Интересно, что строить горизонтальную карьеру можно как в школе, так и за ее пределами.

Карьера в школьных рамках

Возможностей для построения горизонтальной карьеры в школе одновременно много и мало. Много — потому что совершенствовать педагогическое мастерство можно бесконечно, мало — потому что современная система предлагает всего три категории (начинающий учитель, первой категории и высшей).

Сейчас учитель, перестав быть начинающим, получает либо первую, либо высшую категорию. Это дает небольшую прибавку к окладу и определенное положение. В планах Министерства просвещения вместо первой и высшей категории ввести статусы учителя-методиста и учителя-наставника. Присваиваться категории, как и сейчас, будут аттестационной комиссией.

Учителем-методистом сможет стать педагог, разрабатывающий и внедряющий новые технологии обучения, активно участвующий в работе методических объединений, готовый проводить открытые уроки и мастер-классы. Для того чтобы претендовать на звание учителя-методиста, педагогу потребуется пять лет работы по специальности и курсы повышения квалификации. Курсы надо пройти хотя бы за три года до аттестации.

Требования к учителю-наставнику несколько выше. Здесь потребуется уже семилетний стаж и те же курсы повышения квалификации. Аттестацию пройти будет проще, если претендент ранее имел высшую квалификационную категорию.

Карьера вне школы

Педагогическая деятельность вне школы равно подойдет любому учителю. Нередко она лучше оплачивается и оставляет больше свободного времени, но это можно ощутить далеко не сразу. Первые годы на новом поприще придется напряженно работать, а в некоторых случаях — пройти переподготовку.

Репетитор

При выборе этого направления есть два пути: искать клиентов самостоятельно или пойти работать в специализированное агентство. Преимущества агентства, кроме поиска клиентов, включают помощь в организации работы и в уплате налогов.
Если выбор сделан в пользу самостоятельного пути, то поначалу придется пользоваться услугами «сарафанного радио» и привлекать клиентов невысокими ценами. Позднее, наработав определенную репутацию, можно создать собственный сайт и заняться формированием личного бренда (раньше это называлось «сделать себе имя»). На этой ступени доходы становятся заметно выше школьной зарплаты, а клиенты начинают приходить сами. Минус только один — для такого результата придется много работать и осваивать новые направления (сайтостроение, дизайн, SMM и пр.).

Методист онлайн-школы

Эта карьера подойдет всем, кто имеет хорошие организаторские и коммуникативные навыки. Методисты в таких школах составляют расписание, согласовывают его с педагогами и родителями учащихся, консультируют самих учеников по организационным вопросам, занимаются аттестацией преподавателей и учащихся. У этой работы есть серьезный минус — во многих онлайн-школах методисты вынуждены не только составлять, но и продавать учебные курсы. Работа эта напряженная, нередко нервная и может привести к выгоранию, хотя оплачивается вполне достойно.

О том, как пройти собеседование в частную школу, читайте в материале по ссылке.

Преподаватель учебных курсов для взрослых

На сегодняшний день человек не может получить образование один раз и на всю жизнь. Постоянно меняющийся мир вынуждает взрослых людей постоянно учиться, а для этого нужны те, кто будет учить. Бесспорно, работа со взрослыми подойдет не всем педагогам, поскольку они уже не изучают общеобразовательные предметы. Однако навыки учителей иностранного языка, искусств, информатики непременно будут востребованы.

Подготовительные и развивающие курсы для детей

Раннее развитие детей сейчас популярно, как никогда: в некоторые школы и гимназии неподготовленного ребенка просто не примут. Курсы по подготовке к школе и раннему развитию постоянно набирают педагогов. Можно работать в этой области и самостоятельно, особенно учителям начальной школы и воспитателям детских садов.

Читайте также:
Классы условий труда на рабочих местах: какие бывают

О том, как создать успешные образовательные проекты, читайте в материале по ссылке.

Логопед

Работа логопеда хорошо оплачивается и дает множество возможностей для профессионального роста. Для ее выполнения учителю потребуется пройти переподготовку, которая займет несколько месяцев. Учиться можно онлайн. Работать можно, как и в случае с репетиторством, в образовательном центре или как самозанятый.

С чего начать

Построение карьеры — большая работа, но даже малый путь начинается с первого шага. Давайте посмотрим, что можно сделать уже сегодня.

В школе

Первый шаг — обратиться к администрации с просьбой отправить вас на курсы повышения квалификации. Проводятся они регулярно, информация об этом поступает директору образовательного учреждения. Если в ближайшее время курсов нет, или вас некем заменить, то стоит подумать о тех возможностях, что дает интернет. Сейчас немало порталов, где за небольшой взнос вы сможете запросить методическую помощь, принять участие в конкурсах профессионального мастерства и получить подтверждающие сертификаты.

Вне школы

Для построения горизонтальной карьеры за пределами школы, в первую очередь, определитесь с областью развития. Если вы планируете стать репетитором, то на первых порах лучше работать через агентство, а потом, получив опыт, уходить в свободное плавание. Найти агентство не сложно — наберите в поисковой строке «услуги репетитора», и на первых же страницах появятся их сайты.
Если же вы не хотите делиться процентом от заработка с агентством, обратите внимание на ресурсы вроде YouDo.com или Профи.ru. Также можно разместить объявление на своей личной странице в социальных сетях или дать рекламу в тематических группах. Тем же, кто решил начать с собственного сайта и создания личного бренда, стоит внимательно изучить опыт успешных коллег.

Человек проводит на работе почти треть жизни. Если продуманно построить горизонтальную карьеру, вы добьетесь высоких результатов в профессии и максимально реализуете собственные возможности.

Профессиональный и карьерный рост педагога

Современная система повышения квалификации работников образования развивается быстрыми темпами, постоянно улучшается и обновляется. Большинство студентов ориентируется на активность самого преподавателя, которая, в свою очередь, зависит от собственных карьерных целей, профессиональных задач и личных потребностей.

Определение карьерного роста

Карьерный рост определяется по-разному. Но в общем виде можно дать такое определение.

Карьерный рост – это преднамеренно выбранный и реализуемый работником путь должностного или профессионального продвижения, которое гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.

В педагогической науке проблемы карьерного роста изучались Э. Шейном, М. В. Александровой, Д. А. Ашировым, В. Г. Поляковым, Б. З. Вульфовом, С. Д. Резником и другими учеными. Они достаточно обстоятельно разработали концепцию карьеры в менеджменте организации. Например, в 1971 -м году доктором Массачусетского института технологии Э. Шейном было внесено предложение рассмотрения карьеры в виде трехмерного конуса. Ученый отметил, что планирование карьеры представляет собой замедленный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, умений, отношений с окружающими людьми и ценностей. Успешный карьерный рост зависит не только от побуждений и мотиваций той или иной личности, но и возможностей.

Еще совсем недавно отечественная педагогика не использовало понятие “карьера”. В основном это слово носило негативный характер. В последнее время отрицательное мнение о карьере стало пропадать. Сегодня человек, который “делает карьеру” рассматривается скорее как личность, имеющая ориентацию на реализацию профессионального потенциала.

Что это вертикальный и горизонтальный карьерный рост?

Долгое время удачной считалась только та карьера, которая подразумевала продвижение вверх. Однако для одного человека успех – это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для другого – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности.

Потому сегодня понятие «карьера» в общем виде и в системе воспитания в частности понимается двусмысленно:

  1. Вертикальная карьера: предполагает продвижение вверх по служебной лестнице;
  2. Горизонтальная карьера: отражает продолжение профессиональных способностей преподавателя при отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей.

Некоторые исследователи считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры представляют собой не только разные методы жизни в профессии, но и разные методы жизни в общем.

Профессиональный и карьерный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности.

Образец горизонтальной карьеры – это усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог иностранного языка создает собственный сайт в интернете, на котором общается со своими слушателями, тем самым он увеличивает свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Второй преподаватель осваивает новые технологии и становится создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • Точка зрения руководителя;
  • Наличие внешних характеристик успеха перемещения в специальности (заслуги, результаты научно-исследовательской деятельности и другое);
  • Наличие адекватной системы оценки, ее сопоставление с ценностями определенного работника;
  • Помощь и стимулирование творчества;
  • Выработка рефлексивно-творческих качеств.

Сейчас, когда удачно выполняется государственная программа становления воспитания на 2011 – 2020 гг., раскрываются большие способности для преподавателей, которые не хотят уходить с любимой работы, искренне любят учить детей и понимают, как это делать умело. Осуществление представленной программы создает определенные условия для возможностей карьерного роста, к которым относится следующее:

  • Стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии;
  • Муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей;
  • Одобрение наилучших преподавателей.

А это, между прочим, провоцирует преподавателей к освоению новейших способов методической работы, научному изучению, пониманию значимости собственной практической деятельности.

В последние годы значительно выросло число педагогов, которые решили заняться научно-исследовательской работой, что также способствует их карьерному продвижению. Конечно, пока данный критерий еще сравнительно небольшой в системе повышения квалификации, но все же существует заметный рост количества преподавателей, желающих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность.

Это всего лишь некоторые возможности карьерного роста современных преподавателей. Естественно, имеются и другие пути генезиса карьеры в системе образования, поскольку карьеру необходимо рассматривать не только со стороны восхождения по административной лестнице, но и как вероятность становления успешным специалистом в своей деятельности.

Читайте также:
Командный дух в коллективе: что это, формирование

Профессиональный рост

Если рассматривать карьерный рост преподавателя как динамический процесс, то нужно отметить, что он прямо связан с профессиональным ростом, как и личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках собственной профессиональной деятельности.

Профессиональный рост учителя – это процесс развития, интеграции и осуществления в педагогическом труде профессионально важных личностных свойств и способностей, профессиональных знаний и умений; функциональное высококачественное преобразование человеком собственного внутреннего мира, что в результате приводит к сознательно новому способу жизни.

Главное значение в профессиональном росте имеет сам преподаватель, а также его ожидания, представления о своем рабочем будущем.

Сегодня карьера преподавателя требует особого внимания. Развивающемуся сообществу не все равно, кто будет работать с преподавателями: бесстрастный к занятию исполнитель или же стремящийся к большему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Именно это диктует необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, которые нацелены на помощь, сопровождение, побуждение и применение всех реальных навыков карьерного роста.

Выделяют следующие ступени профессионального роста преподавателя:

  • Педагогическая умелость;
  • Мастерство;
  • Творчество;
  • Новаторство.

Определение 4

Педагогическая умелость представляет собой ту базу мастерства преподавателя, при отсутствии которой невозможно обучать детей в школе. Педагогическая умелость основывается на необходимой теоретической и практической подготовке преподавателя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает совершенствоваться в школе.

Следующая ступень профессионального роста преподавателя – это педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство представляет собой высококачественную характеристику учебно-воспитательной деятельности учителя, то есть это доведенная до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость.

Конечно, для выработки педагогического мастерства учитель обязан владеть всеми необходимыми природными качествами, твердым голосом, хорошим слухом, наружным обаянием и пр. Однако несмотря на принципиальный смысл природных и личных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, главное значение имеют приобретенные свойства.

Значительной спецификой обладает и педагогическое творчество.

Педагогическое творчество включает в себя конкретные составляющие новизны, но зачастую эта новизна имеет отношение не сколько к выдвижению новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько к видоизменению методов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизации.

Высший уровень профессиональной деятельности учителя – это педагогическое новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию новых, современных мыслей, основ и методов в процесс обучения, значительно меняя и увеличивая их качество.

«Ступени профессионального роста учителя»
статья на тему

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: “ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ». Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его профессионального саморазвития.

Скачать:

Вложение Размер
stupeni_prof_rosta.docx 22.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Ступени профессионального роста учителя»

Выступление заместителя директора по учебной работе Гореловой Н.П. на педагогическом совете «Новаторство: реальность, перспективы» 30 декабря 2011 года

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: “ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ». Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его профессионального саморазвития.

Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию.

В чем же состоит сущность этих характеристик деятельности учителей и каковы показатели их профессионального роста?

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и па педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.

Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное в нем – совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель, как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. Однако несмотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатываться убежден, – писал он, – что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить быть хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил.

В чем заключалась такая учеба? Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить. Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет”.

Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал. Учительница истории 10-й средней школы г. Гомеля К.Ф. Зотова обратила внимание на то, что при устном изложении нового материала в V-VIII классах большинство учащихся не усваивало его непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым материалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их отвечать на помещенные в нем вопросы. Применение этой методики оказалось весьма полезным: учащиеся стали усваивать новый материал непосредственно на занятиях.

Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество . Понятие “творчество” ассоциируется с созданием “новых по замыслу культурных и материальных ценностей”, с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.

Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено па производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиально нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество.

Аналогичным образом обстоит дело с педагогическим творчеством учителя. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Примером подобного творчества является введение липецкими учителями приемов комментированных упражнений по математике, языкам и другим предметам. То, что, выполняя упражнение, школьник пользуется внутренней речью, проговаривая про себя каждое выполняемое действие, в педагогике и психологии было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда осмысленно выполняют упражнения. Учитывая это, липецкие учителя начали использовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упражнения. Этот прием делает тренировочную работу более осмысленной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился: в него были внесены только определенные усовершенствования.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. “Новаторство – новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов”‘. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Например, как новатор проявил себя учитель Игорь Петрович Волков (г. Реутово Московской обл.), который разработал методику “творческих заданий” школьникам средних и старших классов. Сущность ее заключается в том, что учитель дает учащимся множество творческих заданий, которые включают в себя работу с бумагой, картоном, по дереву, металлу, пластмассе, создание рисунков и картин, пробу сил в литературе, скульптуре и т.д. Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе задание по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты. На каждого ученика заводится “Творческая книжка”, в которой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склонностях и творческих задатках и осуществлять дальнейшую работу по их развитию. Эта методика действительно является новаторской.

Новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В.Ф. Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет технологию обучения. Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педагогов-новаторов не так много . Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогическис идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Педагог-новатор стремится реализовать возникшие у него идеи практически, выбирая для этого наиболее оригинальный способ, подчеркивающий собственную индивидуальность. А значит миссия педагога – новатора заключается в уникальности его деятельности по обновлению методов обучения и воспитания, позволяющих получать качественно новые результаты, востребованные государством.

А каков он сегодня, государственный заказ на образование? В марте прошлого года на IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация»,в докладе «Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» были обозначены современные перспективы отечественного образования. Вряд ли кого из педагогов этот документ оставил равнодушным, поскольку в нем из официальных источников прозвучали новые задачи современного образования. Задачи, которые в противовес привычному нам овладению объемом энциклопедических знаний различных научных областей, требуют развития у школьников мышления, коммуникативности, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать на стыке различных предметных областей, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат своей деятельности.

Иными словами миссия педагога – новатора как раз и заключается в том, чтобы заменить знаниевую о бразовательную ориентацию на создание компетентностно-ориентированного образовательного пространства. Очевидно, что знание новых методов мотивации детей: исследовательского, конструкторского, игрового; наличие ЦОР, ТСО на уроке еще не способ получения должных образовательных результатов. Современные технические средства и учебное оборудование, поступающее в школу имеют свойство быстрого морального старения, что требует от учителя незамедлительного применения их в учебно-воспитательном процессе. Без изменения форм учебной деятельности, а может быть и структуры учебного процесса работать с таким оборудованием, основанным на умениях использовать информационно-коммуникационные технологии просто не возможно.

И учителю не следует этого бояться, а нужно понять, что мир современного ученика ограничить пространством парты, доски и мела сегодня просто безнравственно! Усадить за компьютер, для прохождения какого либо теста, уже не актуально. На мой взгляд, миссия педагога-новатора и состоит в том, чтобы разработать сообразно запросам времени учебные программы, создать пособия и учебные материалы для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие креативности и лабильности мышления школьников.

Его миссия, заключается еще и в способности изменить функции учителя-монополиста по передачи и интерпретации знаний на новый образ педагога, в котором он выступает, как консультант, воспитатель, сподвижник идеи исследования, руководитель проектов.

Реалии глобальной взаимозависимости экономических, социальных и политических процессов происходящих в России сегодня актуальны как никогда раньше. Этот факт диктует государственный образовательный заказ с ярко выраженной потребностью в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к миру, способного решать общечеловеческие проблемы на основе глобальных взаимодействий.

Отечественная педагогика богата перспективными педагогическими технологиями, способными быть российским ноу-хау на мировом рынке образовательных технологий. И здесь миссия педагога-новатора состоит в развитии уже имеющихся образовательных личностно-ориентированных технологий и технологий будущего – технологий пятого поколения, основанных на глобальном взаимодействии развивающихся личностей посредством всемирных информационных сетей и телекоммуникаций,сопровождаемом таким же взаимодействием педагогов. Именно такие педагогические технологии востребованы в современном образовании.

«Будущего нет – оно делается нами» – писал великий классик русской педагогики Л.Н.Толстой . И если педагог взял на себя ответственность за образование и воспитание нового поколения современной России, он просто вынужден стать новатором. А иначе и быть не может.

Построение системы карьерного роста учителя: панельная дискуссия Форума СОТ

В рамках работы Форума СОТ проходили яркие дискуссии, на которых поднимались важные и актуальные вопросы развития системы образования. Одной из них стала панельная дискуссия, посвященная повышению квалификации учителей. В ходе беседы ведущие, представители научной общественности и педагоги рассмотрели вопросы развития системы непрерывного педагогического образования и выработали предложения по ее совершенствованию.

Открыла дискуссию проректор по стратегическому развитию Чувашского республиканского института образования Жанна Мурзина. Она рассказала, с какими трудностями сталкиваются школы, учителя и в целом образовательное сообщество в процессе непрерывного образования, а также выделила основные компетенции, которые нужны педагогам в современном мире.

Непросто говорить о непрерывном образовании и повышении квалификации педагогических работников, потому что достаточно большое количество федеральных институтов и вообще всех органов власти и управления образовательными организациями, которые сейчас существуют, непосредственно вертятся вокруг одного учителя. И очень часто учитель оказывается в такой позиции, когда нужно решить много разноплановых заданий, а он один. Вокруг одного человека вертится семья, педагогическое сообщество и ученики, которые ежедневно приходят со своими проблемами, трудностями, радостями и разными вопросами.

Жанна Мурзина, проректор по стратегическому развитию Чувашского республиканского института образования

В ходе своего выступления Жанна Мурзина подчеркнула, что одна из основных задач, стоящих перед образовательным сообществом – понять, какими компетенциями должен обладать современный учитель. При этом, по ее мнению, сегодня крайне важно, чтобы педагог умел перевести свои знания, умения и навыки в технологии.

Достаточно часто сейчас говорят о том, как учителю повысить мотивацию детей, каким образом научить их каким-то новым вещам? Мы прекрасно понимаем, что учитель – тоже человек, который живет в современном мире. И если раньше было более или менее понятно, чему учить детей, то сейчас все больше и больше растет пропасть между педагогом и ребенком. Эта пропасть уже не только между педагогом и ребенком, но и между ребенком детсадовского возраста и тем, который учится в школе. Поэтому будет здорово, если в школу будут приходить более молодые педагоги, которые недавно тоже были детьми и которые могут донести знания. И учитель уже не превращается в носителя знаний, умений и навыков, он становится наставником. И наша задача сделать так, чтобы российский учитель выиграл это сражение за технологии.

Жанна Мурзина, проректор по стратегическому развитию Чувашского республиканского института образования

Главный редактор Департамента раннего развития и начальной школы ООО «СберОбразование», председатель правления Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО» Алексей Воронцов в свою очередь в ходе дискуссии высказал мысль, что для мотивации педагога должна быть выстроена специальная система карьерного роста.

До тех пор, пока не будет построена карьерная лестница учителя, никакой мотивации к повышению квалификации не будет. Под эту карьерную лестницу нужно проводить аттестацию. Не потому что она должна проводиться каждые пять лет, а потому что она даст очередную ступень в карьерной лестнице. Естественно идя по этой лестнице будет меняться и оплата труда. В этой лестнице должно быть не менее пяти ступенек, следовательно, продвигаясь по каждой ступени, педагог будет получать другую зарплату. Уже после выполнения этих действий мы можем говорить о мотивации к повышению квалификации педагога. К сожалению, наша профессия одна из немногих, которая не имеет карьерной лестницы. У нас два варианта – либо ушел в науку, либо ушел в управление.

Алексей Воронцов, председатель правления Ассоциации специалистов развивающего обучения «МАРО»

Кроме того, по мнению эксперта, компетенции учителя должны определяться той образовательной программой, которую он реализует. Также он считает, что в образовательной системе нужно уйти от нагрузки и считать оплату труда педагогов по часам. При этом необходимо практиковать в школах переход педагогов на годовую стажировку из одной школы в другую после десяти лет работы. Такая возможность педагогам может быть предоставлена в рамках Закона об образовании. Эксперт считает, что это позволит учителям почувствовать, каких знаний им не хватает, не уходя из системы образования.

Эту же идею поддержал основатель и директор Института непрерывного педагогического образования РУДН Андрей Ершов. При этом он отметил, что сейчас крайне важно понять, кто будет определять, какие навыки развивать учителю, поскольку в эпоху цифровизации учитель по-иному должен подходить к изложению материала.

Я не верю, что повышение квалификации учителей может быть реализовано в пределах каждого отдельного региона. Потому что уже сейчас то непрерывное образование, которое принесла с собой цифра, оно уже учителя совершенно по-другому настраивает. Учителя видят, что кто-то может и лучше, и где-то программа лучше, поэтому одна из проблем – размыть эти границы на законодательном уровне. Мы должны понимать, куда нацеливать наше повышение квалификации, и как его совмещать с другими «скилсами» во всем непрерывном образовании и каким образом продвигаться дальше. Искусственно отделять повышение квалификации от непрерывного образования, которое учитель может самостоятельно осваивать, на мой взгляд, непростительно.

Андрей Ершов, основатель и директор Института непрерывного педагогического образования РУДН

Старший научный сотрудник лаборатории проектирования культурно-исторических моделей образования МГПУ Жанна Сугак отметила, что в первую очередь необходимо работать над тем образованием, которое будущие педагоги получают в образовательных учреждениях.

Мы говорим про повышение квалификации в целом учителя, но мы же можем говорить про то, что есть повышение квалификации предметника или учителя начальной школы, или человека, который работает в сегменте дополнительного образования – это же разные задачи. Но все равно они учителя и учительская компетенция состоит не только в том, что он знает матчасть, но еще и в том, что он умеет преподавать. И при этом можно знать, а можно уметь работать с детьми разного возраста. Очень часто сталкиваешься с людьми, которые даже не понимают, с кем они имеют дело. Много раз говорили про то, что педагогика сродни искусству и надо уметь это делать. Что значит уметь? А кто научит человека учить других людей?

Жанна Сугак, старший научный сотрудник лаборатории проектирования культурно-исторических моделей образования МГПУ

Педагоги, присутствовавшие на дискуссии, в свою очередь отметили, что самый лучший способ повышения квалификации для них – участие в образовательных мероприятиях, подобных Форуму СОТ. Для них это возможность встретиться большим количеством коллег из разных городов и обменяться опытом, обсудить проблемные вопросы и совместно выработать новые решения.

Читайте ещё

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий Отменить ответ

Выбор читателей

  • Интенсивная учёба 13 лет: как учатся школьники в Италии
  • От верблюда! Экспедиция СОТ в Калмыкию
  • Мониторинг цифровой трансформации образования: верификация и наблюдение в школах
  • Искусство говорить: техники сторителлинга для учителей

Хотите получать свежее?

Мы Вконтакте

Пишете интересно на тему образования?

Присылайте материал, получайте оплату

«Страна Читалия» – международный конкурс медиапроектов в формате буктрейлера

Интенсивная учёба 13 лет: как учатся школьники в Италии

От верблюда! Экспедиция СОТ в Калмыкию

Воркшоп «Игра в кальмара»

Мы отправляем дайджест сферы образования 1 раз в неделю

© 2017–, Обрсоюз. Все права защищены.

Сетевое издание «ОБРСОЮЗ». Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-74411, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 23 ноября 2018 года.

Учредитель (соучредитель): Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций».

Согласие на обработку данных

Пользователь, регистрируясь, оставляя заявку на обратный звонок или заполняя любую другую форму на интернет-сайте https://obr.so и его поддоменах, обязуется принять настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие).

Принятием (акцептом) оферты Согласия является регистрация на интернет-сайте, заполнение формы заявки на обратный звонок или любой другой формы. Пользователь дает свое согласие Союзу «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», которому принадлежит сайт https://obr.so и которое расположено по адресу 123104 г. Москва, Большая Бронная, 23, стр. 1, офис 511, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; номера контактных телефонов; адреса электронной почты
  3. Следующие персональные данные являются общедоступными: фамилия, имя, отчество; номера контактных телефонов; адреса электронной почты.
  4. Цель обработки персональных данных: соблюдение требований Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, внутренних актов Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций».
  5. Основанием для обработки персональных данных являются: Ст. 24 Конституции Российской Федерации; ст.6 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных»; Устав Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций».
  6. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор и систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), удаление.
  7. Передача персональных данных третьим лицам осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, договора с участием субъекта персональных данных или с согласия субъекта персональных данных.
  8. Персональные данные обрабатываются до прекращения договорных отношений. Также обработка персональных данных может быть прекращена по запросу субъекта персональных данных. Хранение персональных данных, зафиксированных на бумажных носителях, осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения.
  9. Согласие дается, в том числе, на возможную трансграничную передачу персональных данных и информационные (рекламные) оповещения.
  10. Согласие может быть отозвано субъектом персональных данных или его представителем путем направления письменного заявления Союзу «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» или его представителю по адресу, указанному в начале данного Согласия.
  11. В случае отзыва субъектом персональных данных или его представителем согласия на обработку персональных данных Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 – 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 26.06.2006 г.
  12. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п.8 данного Согласия.

Сайт использует cookie с целью улучшения работы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с условиями Политики.

Цели и мотивы. Этапы профессионального роста учителя

В предыдущей статье («УГ» №11 от 14.03.2017 г.) мы рассмотрели особенности отношения учителей к внедрению инноваций. При этом основное внимание было уделено вопросам проявления инновационной активности и тем принципам, на которые сориентированы инновационные разработки. Основные линии анализа касались выявления влияния таких факторов, как стаж педагогической деятельности, возраст учащихся, с которыми работает педагог, и его базовое образование. Вместе с тем вне рамок нашего внимания остались такие принципиальные вопросы, как мотивы и цели, определяющие проявление творческой активности педагога. В данной статье этим двум сюжетам – целям и мотивам – мы и уделим основное внимание, анализируя результаты проведенного нами социологического опроса.

Статья основана на материалах социологического опроса 3515 учителей, который был проведен Институтом социологии образования РАО в 8 регионах РФ в 2014-2015 учебном году.Предваряя анализ, выскажем общие соображения, касающиеся мотивации профессиональной деятельности учителя как особой предметной области социологического исследования.Несмотря на те или иные изменения основных направлений образовательной политики, активизация профессиональной деятельности педагога рассматривается как инвариантная целевая установка повышения эффективности образования – развитие творческого потенциала как учителей, так и учащихся. Вместе с тем проблема творчества в педагогической практике имеет фундаментальное значение, поскольку деятельность педагога уже изначально носит творческий характер. На это неоднократно обращали внимание классики педагогики, рассматривая деятельность учителя как искусство (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, П.П.Блонский и др.). В 80-е годы особый акцент на педагогическом творчестве делали учителя-новаторы при организации учебного и воспитательного процесса (Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова, О.С.Газман, А.Н.Тубельский и др.).Изучению творческого характера педагогической деятельности уделялось специальное внимание в целом ряде педагогических, психологических и социологических исследований (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, А.М.Матюшкин, Ф.Р.Филиппов и др.). Несмотря на различия в подходах к изучению проблематики педагогического творчества, в целом авторы сходятся в том, что его своеобразие проявляется не только на этапе поиска решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми носит творческий характер. При этом уже в 80-е годы был зафиксирован целый ряд существенных моментов, которые касаются временной «спрессованности» творчества, «сопряженности» творчества учителя с творчеством учащихся и других учителей, отсроченности результатов и необходимости их прогнозирования, своеобразия социально-психологической атмосферы, в которой реализуется педагогический процесс, необходимости постоянной корректировки стандартных педагогических приемов в нетипичных ситуациях и др (Т.Г.Браже, А.М.Маркова и др.).Непосредственно в психолого-педагогических исследованиях выделяются, как правило, три основные сферы проявления творческой активности учителя: методическое творчество (осмысление и анализ возникающих педагогических ситуаций, выбор и построение методических моделей, конструирование содержания и способов воздействия); коммуникативное творчество (построение педагогически целесообразного и эффективного общения, взаимодействие с воспитанниками, способность к пониманию ребенка); творческое самовоспитание (развитие собственной творческой индивидуальности и совершенствование профессионально-личностных качеств) (Ш.А.Амонашвили, В.А.Кан-Калик и др.). Вместе с тем если следовать представлениям, разработанным в рамках общей теории деятельности (А.Н.Леонтьев), то в структуре педагогической деятельности мы должны в первую очередь рассмотреть два основных определяющих ее содержательное своеобразие компонента – мотивы (причины, побуждающие субъекта осуществлять деятельность) и цели (то есть планируемые результаты). Поэтому именно эти два момента и являются определяющими в нашем анализе. Следует добавить, что особый интерес представляет соотнесение целей и мотивов, которое позволяет выявить личностный смысл, характеризующий профессиональную позицию педагога.Исходя из этого, в своем исследовании мы делали основной акцент на выявлении именно содержательных особенностей соотношения мотивационной и целевой структуры деятельности педагога.Мотивация творческой активности учителя В ходе опроса мы просили учителей оценить значимость тех или иных возможных причин, которые побуждают их проявлять творческую активность в своей профессиональной деятельности. При этом, формулируя варианты ответов, мы старались учесть содержательные особенности мотивации, которые связаны с целым рядом моментов: стремление к социальному достижению («желание приобрести более высокий статус среди коллег», «желание перейти на новую карьерную ступень», «финансовое поощрение со стороны руководства»), стремление к получению социальной поддержки («желание получить одобрение руководства», «желание получить одобрение коллег»), стремление к профессиональной самореализации и личностному росту («желание разнообразить содержание своей профессиональной деятельности», «стремление к совершенству и собственному профессиональному развитию», «стремление к личностному росту»), стремление к развитию учащихся («стремление побудить своих учеников к развитию творческих способностей», «стремление повысить качество знаний своих учеников»). Распределение ответов относительно значимости различных причин проявления учителем творческой активности приведено на рисунке 1.Представленные на рисунке данные показывают, что наиболее значимыми мотивами в деятельности педагога являются следующие шесть причин: стремление к личностному росту, стремление к совершенству и собственному профессиональному развитию, желание разнообразить содержание своей профессиональной деятельности, стремление побудить своих учеников к развитию креативности, стремление повысить качество знаний своих учеников. В этом ряду основных причин финансовое поощрение занимает последнее место – на него указывает лишь каждый шестой педагог.Следует отметить, что социальные аспекты, регулирующие деятельность, такие как одобрение руководства или коллег, желание приобрести более высокий статус, перейти на более высокую должность, отмечают лишь немногие.Обобщая, можно говорить о двух основных содержательных векторах, определяющих мотивацию деятельности учителя: развитие ученика и саморазвитие (профессиональное и личностное). В целом детальный анализ влияния социально-стратификационных факторов показывает, что ни уровень базового образования, ни тип школы, в которой работает учитель, ни профессиональная квалификация (категория) принципиально не влияют на изменение в структуре мотивации учителя. В этом отношении ее можно считать инвариантной. Значимым оказывается лишь педагогический стаж. Анализу его влияния мы и уделим особое внимание в заключительной части статьи.Целевые ориентации в профессиональной деятельности В ходе исследования мы просили учителей отметить результаты, к достижению которых они в первую очередь стремятся при организации учебной деятельности. При этом варианты ответов были достаточно разнообразны (см. рис. 2). Приведенные на рисунке данные позволяют выделить целевые приоритеты, определяющие направленность педагогической деятельности. При этом в пятерку наиболее значимых целей входят: стремление сформировать у учащихся интерес к предмету, желание дать учащимся прочные знания, научить учащихся получать знания самостоятельно, развить индивидуальные особенности учащихся и творческие способности.Более детальный анализ позволил выявить целый ряд характерных различий между отдельными группами учителей относительно целей организации учебной деятельности. Так, например, сравнение учителей-«традиционалистов» (преподающих по обычным программам) и учителей-новаторов (преподающих по собственной авторской программе) показывает, что «традиционалисты» более ориентированы на формирование у своих учащихся «прочных знаний», соответственно 65,9% и 51,1%. Инноваторы же более ориентированы на развитие у учащихся «индивидуальных особенностей» (56,8% и 40,9%) и «выявление реальных проблем и интересов учащихся» (31,3% и 20,5%). Подобные различия, на наш взгляд, весьма содержательны, поскольку показывают, что инновационная педагогическая практика более сориентирована на индивидуализацию образовательного процесса.Структурный анализ изменения мотивационно-целевых установок учителя на разных этапах профессиональной карьеры В начале статьи мы обратили внимание на важность рассмотрения взаимосвязи между мотивами и целями профессиональной деятельности. Повторимся, что установление подобных взаимосвязей позволяет охарактеризовать смысловую позицию учителя в процессе преподавания. В этой связи особый интерес представляет анализ изменения мотивационно-целевых структур (то есть личностных смыслов), которые реализуются педагогом на разных этапах профессиональной карьеры. С этой целью нами был проведен специальный факторный анализ, позволяющий выявить статистически значимые взаимосвязи между отдельными целями и мотивами. Полученные результаты позволили выявить весьма существенные различия мотивационно-целевых структур у различных стажных групп учителей. Не вдаваясь в детали, обратимся к их краткой характеристике.Педагоги со стажем до 3 лет. Учителя этой группы склонны ориентироваться на обобщенную целевую установку – «необходимость дать учащимся прочные знания». При этом начинающий свою профессиональную деятельность учитель считает, что эта цель может быть достигнута путем демонстрации учащимся образцов высокого владения предметом. Поэтому он склонен обучать ребенка, демонстрируя («показывая ему») собственный высокий уровень владения своим предметом, то есть подчеркивая собственное мастерство. Следует добавить, что мотивация собственно творческой деятельности на этом этапе еще не сформирована: в основном начинающего учителя побуждает к проявлению творческой активности стремление разнообразить содержание своей деятельности. В целом важно обратить внимание на то, что у молодого педагога образовательные цели еще мало дифференцированы. Таким образом, он начинает свою профессиональную деятельность как учитель-предметник, ориентированный на формирование прочных знаний путем демонстрации учащимся образцов высокого владения учебным предметом.Стоит также отметить, что на этом, начальном, этапе профессиональной деятельности довольно значимыми являются и воспитательные задачи. Однако по своему содержанию они направлены в основном на формирование у ребенка нормативного поведения («исполнительности и добросовестности»), причем его достижение мотивировано стремлением учителя к социальному самоутверждению.Учителя со стажем 3-8 лет. На этом этапе становления профессиональной деятельности воспитательные задачи становятся явно доминирующими. При этом помимо формирования у учащихся исполнительности и добросовестности, что является доминантой у начинающего учителя, в комплекс воспитательных задач входит установка на «выявление учителем реальных проблем и интересов учащихся», а это в свою очередь связано с комплексом мотивов, направленных на социальную поддержку школьников («дать учащимся возможность выразить свою точку зрения», «стремление завоевать уважение и симпатию учащихся», «научиться у учащихся чему-то новому»). Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на этом этапе профессиональной деятельности у учителя актуализируется установка на реализацию партнерских отношений с учащимися при организации образовательного процесса.Характерно, что параллельно с этим смысловым комплексом актуализируется целевая установка на формирование у учащихся интереса к собственному предмету. При этом здесь проявляется значимость для педагога получения одобрения со стороны коллег. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на этом этапе профессиональной деятельности крайне важной для учителя оказывается сама социально-психологическая ситуация, в которой реализуется его профессиональная деятельность: здесь важны и хорошее отношение с учениками, и одобрение руководства, и поддержка коллег. Сами же цели деятельности смещены с собственно обучающих, как это было у начинающего учителя, к воспитательным – педагог начинает акцентировать внимание на личностных проявлениях ученика, и здесь важным аспектом профессиональной деятельности становится выявление реальных проблем и интересов школьников. Учителя со стажем 9-13 лет. Этот этап становления профессиональной деятельности можно рассматривать как период своеобразного профессионального кризиса. Действительно, подтверждением этого служит явное снижение значимости мотивов, побуждающих учителя к проявлению творческой активности: если он ее и проявляет, то скорее ради «разнообразия», а не с целью развития учащихся. Заметим, что на этом этапе практически теряют свою значимость и мотивы, связанные со стремлением к социальному самоутверждению. Таким образом, параллельно отходят на второй план и интерес к реализации воспитательных задач, и желание сформировать у учащихся интерес к своему предмету.Учителя со стажем 14-18 лет. На этом этапе весьма актуальной и значимой становится мотивировка, связанная с финансовым поощрением творческой активности учителя со стороны руководства. Вместе с тем следует отметить, что здесь формируется новый целевой комплекс в деятельности учителя, который направлен на постановку задач по личностному развитию учащихся: «формирование адекватной самооценки», «развитие ответственности и способности критически мыслить». При этом важным оказывается стремление к «развитию у учащихся креативности и творческих способностей». Подчеркнем, что на этом этапе происходит кардинальное изменение смысловой доминанты, ориентирующей деятельность педагога в сторону личностного развития учащихся. Параллельно актуализируется «установка на демонстрацию учителем высокого уровня владения предметом», однако на этом этапе профессиональной карьеры она оказывается связанной не столько с демонстрацией собственного мастерства и самоутверждением (что, напомним, характерно для начинающих учителей со стажем до 3 лет), сколько с развитием творческих способностей учащихся и формированием у них адекватной самооценки, критичности мышления.Учителя со стажем 19-23 года. На этом этапе отмеченная выше тенденция, связанная с появлением целевых задач по развитию личности учащихся, становится доминирующей. Это заметно меняет и общий смысловой контекст учебной деятельности. Так, например, вместо задачи по «демонстрации образцов деятельности» главным приоритетом оказывается формирование у учащихся интереса к предмету. Вновь актуализируется и целевая значимость задачи по формированию у учащихся прочных знаний. Таким образом, мы можем сделать вывод и о том, что на данном этапе профессиональной деятельности появление новой целевой образовательной доминанты («личностное развитие ученика») перестраивает общую структуру образовательного процесса в направлении формирования у учащихся адекватной самооценки, ответственности, критичности. Учителя со стажем более 24 лет. На данном этапе профессиональной карьеры формируется совершенно новая целевая доминанта, которая ориентирует деятельность учителя на развитие ученика как субъекта учебной деятельности. Показательно, что с комплексом таких задач, как «научить учащихся получать знания самостоятельно», «сформировать у учащихся навыки сотрудничества и взаимопомощи», «развить индивидуальные особенности учащихся», «развить у учащихся творческие способности», у учителей данной стажной группы оказывается связана и мотивация к собственному «совершенствованию и профессиональному развитию».Это позволяет сделать вывод о том, что в реально сложившихся социальных условиях организации образовательного процесса школьный учитель проходит довольно долгий путь профессионального становления, когда лишь после длительного периода работы у него формируется устойчивый комплекс установок, связанных с развитием учащегося как субъекта учебной деятельности. Таким образом, на протяжении своей карьеры учитель приходит к пониманию ценностной значимости целевых задач развивающего обучения, но на «присвоение» этих задач как задач, ориентирующих собственную профессиональную деятельность, у него уходит, как показывают результаты нашего исследования, практически более 20 лет.* * *На приведенные выше данные можно посмотреть и несколько иначе. Возможно, своеобразие мотивационно-целевых ориентаций учителей из разных стажных групп отражает определенную логику социального становления учителя как субъекта профессиональной деятельности. В этой связи можно выделить пять этапов.На первом этапе целевой доминантой деятельности является общая идеологическая установка – необходимость дать учащимся прочные знания. Средством ее реализации выступает демонстрация учащимся образцов высокого владения соответствующим предметом. При этом важным оказывается мотивационный комплекс, включающий стремление учителя к самоутверждению, личностному и карьерному росту.На втором этапе ключевой мотивационной доминантой выступает сфера социальных отношений с учениками и коллегами, появляются новые важные целевые аспекты профессиональной деятельности, связанные с постановкой воспитательных задач и стремлением педагога пробудить у учащихся интерес к собственному предмету. Иными словами, на этом этапе принципиально важным оказывается не столько демонстрация образцов деятельности, сколько активизация интереса и учебной мотивации учащихся.На третьем этапе становления профессиональной деятельности происходит принципиальная смена целевых установок, когда доминантой оказывается личностное развитие учащихся (формирование адекватной самооценки, ответственности и критического мышления).На четвертом этапе наряду с задачами личностного развития вновь активизируются целевые установки, связанные с формированием позитивной мотивации и интереса к предмету.И наконец на завершающем, пятом, этапе целевой доминантой оказывается формирование учащегося как субъекта учебной деятельности с параллельным повышением значимости целевой установки на формирование прочных знаний учащихся.Важно обратить внимание на то, что логика трансформации целевых и мотивационных аспектов деятельности учителя на протяжении его профессиональной карьеры имеет циклический характер («замыкается в круг»). Действительно, мы видим, как на протяжении профессиональной карьеры идеологическая установка на формирование прочных знаний претерпевает существенные трансформации, наполняясь более содержательным смыслом, когда учитель переходит от задач демонстрации образца деятельности к задачам формирования ученика как субъекта учебной деятельности, шире – субъекта собственного образования.Возможно, прохождение выделенных нами этапов (фаз) с переживанием своеобразного профессионального кризиса может быть продуктивно использовано при организации процесса по подготовке учителя, но это уже задача не социологии образования, а практики профессионального педагогического образования. Перефразируя В.В.Давыдова, мы можем сказать: «выявленная социально-психологическая логика профессионального становления учителя как субъекта образовательной деятельности должна быть спроецирована в плоскость усвоения», то есть педагогической практики по подготовке учителя-профессионала.​Владимир СОБКИН, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, доктор психологических наук, профессор, академик РАО;Дмитрий АДАМЧУК, заведующий лабораторией мониторинговых социологических исследований в образовании Центра социологии образования Института управления образованием РАО

Профессиональный и карьерный рост педагога. Горизонтальная и вертикальная карьера

Вы будете перенаправлены на Автор24

Профессиональная карьера педагога

Карьера – это достижение успехов в каком-то направлении профессиональной деятельности.

Построение карьеры педагогом реализуется за счет наличия у него определенных профессиональных качеств. Профессионализм и квалификация педагога определяют степень успешности достижения им каких-то высот в профессиональной деятельности, получения определенных благ.

Однако, карьера является категорией, подверженной воздействию не только профессионализма, но и иных факторов. К ним относятся:

  • Стремление педагога к развитию, саморазвитию, совершенствованию;
  • Наличие определенных личностных качеств: волевые качества, инициативность, самостоятельность, выдержка, последовательность и др.;
  • Наличие организаторских способностей;
  • Содержание работы;
  • Активная жизненная позиция;
  • Интерес к делу;
  • Грамотно построенная система профессионального обучения.

Все эти компоненты влияют на формирование карьеры педагога, которая связана с его профессиональной самореализацией и основывается на понятии карьерного роста.

Карьерный рост – это продвижение вверх по служебной лестнице т.е. занятие более высокой должности в образовательной системе, получение больших благ и привилегий, а также расширение ответственности в своей профессиональной деятельности.

Любой педагог стремится к карьерному росту. Это обусловлено его желанием самореализоваться в профессиональной сфере деятельности, получать высокую заработную плату, приносить обществу максимальную пользу т.е. способствовать достижению целей и задач образования и выполнению социального заказа на текущем этапе развития общества.

Рисунок 1. Карьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Карьера педагога состоит из следующих элементов:

  1. Личностные ориентации деятельности. сюда входит мотивация педагога на развитие и совершенствование своих навыков, стремление стать лучше и расширить свои профессиональные возможности, повысить свою квалификацию и получать достойное материальное вознаграждение за свой труд. Кроме того, чтобы достичь профессионального подъема, педагог должен обладать определенными личностными качествами и быть признанным в профессиональной сфере т.е. педагогический коллектив, руководство учреждения должны одобрять стремление педагога к карьерному росту, признавать правомерными и достойными методы и средства, применяемые им для этих целей.
  2. Ценностные ориентации деятельности. Карьера должна быть для педагога ценностью. Он должен уважать педагогическую деятельность, педагогический труд, считать престижной свою профессию и осознавать значимость своей профессиональной деятельности для себя, отдельной личности учащегося и общества в целом. Кроме того, педагогу необходимо принимать ценностные ориентации социума и той организации, в которой он работает.
  3. Производственные ориентиры деятельности. Сюда входят цели и задачи деятельности организации, в которой трудится педагог, ее планируемые направления деятельности и преобразования, требования, выдвигаемые к качеству работы педагога и ее эффективности.

Карьерный рост педагога, определяется также, его стремлением к непрерывному обучению и развитию. Профессионализм необходимо повышать и развивать свои профессиональные навыки. Для этого, педагогу требуется проходить обучение на повышение квалификации. От него зависит его профессиональные рост, развитие его психологического и педагогического потенциала, повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда.

Вертикальная карьера педагога и пути ее достижения

Вертикальная карьера – это переход на более высокую должность, подъем по карьерной лестнице вверх т.е. занятие более высокой и ответственной должности, предполагающей расширение функциональной роли педагога, его ответственности и значимости его педагогической деятельности, несущей более насыщенный по содержанию результат.

Рисунок 2. Вертикальная карьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вертикальная карьера приводит педагога к получению им новой должности, которая находится на ступень выше, занимаемой в структурной иерархии учебного учреждения или образовательной системы в целом.

Вертикальная карьера педагога предполагает прохождение им следующих ступеней профессионального развития:

  1. Стажер. Завершая обучение в высшем учебном заведении, педагог приступает к выполнению своих профессиональных обязанностей в должности стажера т.е. он выполняет функции ассистента педагога, помогая ему в реализации образовательной деятельности. На этом этапе, педагог только учится применению своих теоретических знаний на практике, осваивает устройство образовательного процесса и порядок его организации. Освоение профессиональных функций педагога, полноценное выполнение им своих функций, самостоятельное ведение образовательного процесса приводит к переводу стажера на новый уровень.
  2. Специалист. Получение магистерского образования дает педагогу право на занятие должности педагога по конкретной дисциплине, социального педагога или педагога по работе с детьми, имеющими особые потребности. На данном этапе, педагог осваивает свою деятельность, полноценно реализуя образовательный процесс, организуя образовательную, воспитательную и развивающую деятельность учащихся. Качество и эффективность работы педагога позволяет ему укрепить свою позицию и претендовать на переход на следующую иерархическую ступень.
  3. Мастер. Он отражает наличие у педагога профессионального мастерства высокого уровня т.е. он выполняет свою работу лучше, чем обычный специалист, владеет глубокими познаниями, способен к творческой организации работы, владеет креативным мышлением. Мастерство педагога нарабатывается годами. Оно отражает выполнение стандартных функций быстрыми темпами, работа делается на автомате, а нестандартные направления деятельности реализуются, посредством опоры на творческий подход к делу.
  4. Авторитет. На этой ступени, педагог занимается экспериментальной, исследовательской деятельностью, ведет разработки новых методов обучения и воспитания, формирует методические рекомендации осуществления педагогического процесса, выполняет функции наставника и репетитора.
  5. Эксперт – высшая ступень карьеры педагога. Она отражает экспертные знания и практические навыки педагога т.е. он обладает мастерством, способен к реализации исследовательской деятельности, проводит научные разработки в области педагоги, может быть наставником и репетитором. Во всех этих направлениях деятельности педагог является экспертом т.е. знатоком своего дела.

Горизонтальная карьера педагога

Горизонтальная карьера – это расширение обязанностей и полномочий на занимаемой профессиональной позиции.

Горизонтальная карьера может предполагать перевод педагога в другую организацию или выполнение им иной функциональной роли. Такая карьера отражает занятие педагогом ступени специалиста. Он не переходит на более высокий уровень, но развивается вширь т.е. углубляет и расширяет свои знания и навыки, профессиональные функции, получает новые задания, выполняет новые виды деятельности. возможно, что педагогу дается какое-то временное задание, при котором он становится руководителем проекта или выполняет роль наставника, но, при этом, не переходит на ступень мастера или авторитета.

Горизонтальная карьера дает возможность специалисту почувствовать себя ценным сотрудником, самоутвердиться, за счет расширения ответственности и полномочий, завоевать уважение коллег и начальства.

Рисунок 3. Горизонтальная карьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: