Инструкция по охране труда для офисных работников

Как составить инструкцию по охране труда в офисе и на что обратить внимание

Безопасность на рабочем месте — не менее важная составляющая трудовой деятельности, чем выполнение работ, услуг, производство и реализация товаров. Офис — это не цех производственного предприятия и не строительная площадка. Но это не значит, что безопасность в офисном помещении не стоит внимания работника и работодателя. В статье расскажем, как наладить в организации безопасный рабочий процесс и как составить эффективную инструкцию по охране труда для офисных работников.

Для чего нужна инструкция по охране труда

Даже в современных, комфортабельных, оснащенных по последнему слову техники офисах встречаются нарушения правил безопасности на рабочем месте, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, нормативов по шуму и освещенности, что приводит к получению травм — для работников, и к штрафам — для работодателя.

Обязанность работодателя инструктировать сотрудников нормам и правилам безопасного труда закреплена в ст. 225 ТК РФ, а обеспечивать безопасность на рабочем месте — в ст. 212 ТК РФ. При этом работник также наделен обязанностями по соблюдению трудоохранных норм (ст. 214 ТК РФ). Одна из мер по созданию благоприятных, комфортных и безопасных условий труда — разработанная и утвержденная в организации инструкция по охране труда (ОТ).

Инструкция по ОТ — это один из документов комплекта локальных нормативных актов в области безопасности, который должен быть в каждой организации. Наличие этих документов поможет преодолеть трудности, вызванные несчастным случаем или чрезвычайным происшествием, а также огородит от лишних вопросов и претензий со стороны контролирующих органов. Локальные акты в области безопасности труда потребуются при вступлении в саморегулируемые организации и для участия в торгах.

Особенности охраны труда в офисе

Основной целью, которую преследует работодатель, составляя инструкцию по охране труда, является обеспечение безопасности через утверждение перечня обязательных к соблюдению правил. Последние будут сводить к минимуму риск негатива от возможных опасных и вредных воздействий, установленных во время спецоценки условий труда (СОУТ). К таким воздействиям относят:

  • электромагнитное излучение;
  • эмоциональные и долгие статические нагрузки;
  • риск травмирования от падения предметов;
  • риск травмирования о предметы мебели и оргтехники (острые углы, поврежденные поверхности, поломки).

СОУТ работников офисных помещений работодатель обязан проводить каждые 5 лет (не реже). А оценить условия вновь созданных рабочих мест — не позднее одного года с момента включения этого места в штатное расписание. Нарушение этих сроков грозит административным штрафом.

С 01.04.2021 вступил в силу и будет действовать до 01.04.2027 новый Приказ Минтруда России № 988н, Минздрава России № 1420н от 31.12.2020, который вредные и опасные факторы трудового процесса делит на два типа:

Помимо минимизации вредных и опасных факторов безопасность трудящихся в административных помещениях достигается за счет соблюдения правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Для ряда работ (в том числе для работы за компьютером) ПВТР могут устанавливать дополнительные перерывы для отдыха помимо обеденного.

С 01.03.2021 вступил в действие новый СанПиН 1.2.3685-21. Он подробно описывает и устанавливает предельные и оптимальные показатели физических факторов на работе. Среди них, например:

  • оптимальная температура воздуха в офисных помещениях, где работники трудятся свыше 2 часов в теплое время года (уличная температура выше 10 градусов Цельсия) — 23-25°C;
  • оптимальная температура воздуха в офисных помещениях, где работники трудятся свыше 2 часов в холодное время года (уличная температура ниже 10 градусов Цельсия) — 19-21°C;
  • освещенность при комбинированном искусственном освещении рабочих кабинетов (офисов, комнат и т. п.) — 400 лк.

Составляем инструкцию по охране труда офисных работников

Рекомендации по подготовке инструкции по ОТ разработаны и утверждены Минтрудом 13.05.2004. Опираясь на них, а также учитывая отраслевые особенности и специфику каждого рабочего места, работодатель разрабатывает и создает свои правила и нормы. Инструкция по охране труда в офисе должна содержать перечень правил для работы с компьютером, копировальным аппаратом, уничтожителем бумаг и другими видами оргтехники, используемых сотрудниками.

В инструкции рекомендовано отразить следующие разделы:

Разработанную инструкцию утверждает руководитель компании приказом. С утвержденной трудоохранной инструкцией работников знакомят под роспись. Как правило, оформляют лист ознакомления.

Ответственность на нарушения в области охраны труда

Нарушения в сфере безопасности и охраны труда преследуются законом:

№ пп Правонарушение Кто будет оштрафован Мера наказания Норма НПА
1 Нарушение трудоохранных норм (за исключением нарушений в области охраны и нормирования труда водителей, а также пунктов 2-4) Должностное лицо, ИП Предупреждение или штраф 2 000-5 000 рублей ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Юридическое лицо Штраф 50 000-80 000 рублей
2 Отсутствие или нарушения при проведении спецоценки рабочих мест Должностное лицо, ИП Предупреждение или штраф 5 000-10 000 рублей ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Юридическое лицо Штраф 60 000-80 000 рублей
3 Допуск к работе без инструктажа и проверки знаний по ОТ и без медосмотра Должностное лицо, ИП Штраф 15 000-20 000 рублей ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Юридическое лицо Штраф 100 000-130 000 рублей
4 Невыдача работникам СИЗ Должностное лицо, ИП Штраф 20 000-30 000 рублей ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Юридическое лицо Штраф 130 000-160 000 рублей
5 Повторное нарушение трудоохранных норм (за исключением нарушений в области охраны и нормирования труда водителей) Должностное лицо Штраф 30 000-40 000 рублей или дисквалификация 1-2 года ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ
ИП Штраф 30 000-40 000 рублей или приостановка деятельности до 90 дней
Юридическое лицо Штраф 100 000-200 000 рублей или приостановка деятельности до 90 дней

Подводим итоги

  • Несмотря на уют, комфортабельность и современную оснащенность административных помещений, вопросам безопасности офисных работников важно уделять немалое внимание.
  • Работодатель обязан обеспечивать безопасность рабочего процесса, а также обучать безопасной работе сотрудников.
  • Соблюдать трудоохранные нормы — обязанность сотрудника.
  • Спецоценку рабочих мест необходимо проводить один раз в 5 лет.
  • СанПиН 1.2.3685-21 устанавливает максимальные о оптимальные значения для различных физических факторов. Среди них — уровень освещенности, шума, температура воздуха.
  • Инструкцию по охране труда следует разрабатывать с учетом особенностей каждого рабочего места.
  • Несоблюдение норм по ОТ карается штрафами до 160 000 рублей. За вторичное нарушение предусмотрен штраф до 200 000 рублей и приостановка деятельности.
Читайте также:
Должностные обязанности разнорабочего: перечень составляющих

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Организация охраны труда на небольшом предприятии

Любая работа влияет на здоровье людей: даже офисный труд портит зрение и осанку. Работодатель старается предотвратить проблемы сотрудников. На языке закона это называется охраной труда, а её особенности прописаны в Трудовом кодексе, в статье 212. У небольшого бизнеса нет освобождения: даже если компания наняла одного сотрудника, она обязана обеспечивать его безопасность.

Что включает в себя охрана труда

— Инструктажи по охране труда.

— Обучения по пожарной безопасности и оказанию первой помощи.

— Ведение документации: журналов о прохождении инструктажей и обучений.

— Забота о специальной оценке условий труда и медосмотрах. О спецоценке читайте специальную статью.

Кто следит за охраной труда

На больших предприятиях работают целые службы по охране труда. Этого требует закон при условии, что численность штата составляет более 50 сотрудников — ст. 217 ТК РФ.

На небольших предприятиях возникает три варианта:

1. Специалистом по охране труда становится руководитель.

2. Руководитель делегирует обязанности сотруднику. Ему доплачивают за совмещение по ст. 151 ТК РФ.

3. Охраной труда занимается внештатный специалист или аккредитованная организация.

Если компания сама организует охрану труда, ответственный сотрудник сначала проходит обучение и только потом проводит инструктажи для всех остальных. Без обучения инструктажи бесполезны и чреваты штрафами до 130 000 ₽ — п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как пройти обучение по охране труда

Директор или специалист по охране труда проходят платное обучение. Чтобы соблюсти требования закона:

— Найдите аккредитованный сервисный центр, который обучает охране труда. Проверьте аккредитацию на сайте Минтруда.

— Выберите формат обучения: очное или дистанционное.

— Заплатите 3000 — 4000 ₽.

— Пройдите курс — он будет длится не меньше 40 часов.

Раз в три года необходимо проходить обучение заново.

Как провести инструктажи по охране труда

После получения сертификата компания издаёт приказ и назначает ответственного за проведение инструктажей по охране труда.

Инструктажи бывают разные:

— Вводный инструктаж. Проводят в первый день работы каждого сотрудника. Образец приказа.

— Первичный инструктаж. Проводят непосредственные руководители на рабочем месте, чтобы показать, как безопасно пользоваться оборудованием, материалами и сырьём.

— Повторный инструктаж. Проводят по программам первичного инструктажа не реже, чем раз в 6 месяцев.

— Внеплановый инструктаж. Проводят в особенных ситуациях: если изменилось оборудование, работники нарушили требования безопасности или Трудовая инспекция предписала.

— Целевой инструктаж. Проводят, когда сотрудники выполняют разовые работы или устраняют последствия аварии.

Офисных сотрудников освобождают от первичных и повторных инструктажей приказом. Шаблон приказа.

По каждому виду проверок ведут свой журнал инструктажей. Ответственный сотрудник в каждой строке ставит свою подпись, указывает дату и получает подпись коллеги.

Как провести обучение по оказанию первой помощи

Всех сотрудников обучают первой помощи, чтобы они помогли друг другу в случае травмы. Ответственный сотрудник получает необходимые знания в аккредитованной организации. Он проводит тренинги для всех сотрудников, для новичков — в течение первого месяца работы.

Обучение первой помощи повторяют каждые 3 года. Для рабочих специальностей, например, слесарей и токарей — каждый год.

Документы по охране труда

Полный список документов зависит от размеров организации и её деятельности. Представители Трудовой инспекции проверяют основные. Они должны быть в компании, даже если вы ИП с одним сотрудником и вся работа идёт через интернет:

— Положение о системе управления охраной труда. Типовое положение от Минтруда.

— Положение о службе охраны труда.

— Приказ о проведении обучения руководителя по охране труда.

— Перечень инструкций по охране труда для каждой должности. Образец инструкции для продавца.

— Инструкция по пожарной безопасности и журнал инструктажей о проведении обучения.

— Отчет о проведенной спецоценке рабочих мест.

— Приказы о проведении обязательных медосмотров, акты медосмотров и медицинские заключения.

Документов будет больше, если на предприятии есть:

— Вредные условия труда.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Ответственность работодателя за невыполнение условий по охране труда

Соблюдение законодательства контролирует Трудовая инспекция. Штрафы за нарушение требований охраны труда — одни из самых высоких для юрлиц.

Одинаково наказывают по п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за:

— Отсутствие вводного и первичного инструктажей.

— Непрохождение ответственным лицом обучения по охране труда.

— Отсутствие обязательных медосмотров у сотрудников.

Штраф для ИП — от 15 000 до 25 000 ₽.

Штраф для ООО — от 110 000 до 130 000 ₽.

За отсутствие обучения по оказанию первой помощи штрафуют по п. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Читайте также:
Средняя зарплата курьера в Москве, России

Штраф для ИП — от 2 000 до 5 000 ₽.

Штраф для ООО — от 50 000 до 80 000 ₽.

Статья актуальна на 02.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Инструкция по охране труда для офисных работников

Нормативная база

Стоит сразу отметить, что Трудовым кодексом, а именно его статьей 212 обусловлена обязанность работодателя ознакомить работника с требованиями по охране труда, а также разработка и утверждение инструкций по охране труда с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

Как правило, инструкции разрабатываются непосредственным руководителем подразделения при методическом руководстве инженера (специалиста) по охране труда, однако в некоторых организациях часть инструкций может разрабатываться самими специалистами по охране труда.

Поскольку работа в офисе, как правило, предполагает работу на персональном компьютере, в ИОТ для офисных работников включаются и положения, касающиеся техники безопасности при работе на компьютере.

Для некоторых категорий работников инструкции по ОТ разрабатываются на уровне соответствующих ведомств (типовые инструкции). При разработке инструкции для конкретного предприятия необходимо ориентироваться на ведомственные инструкции.

При составлении инструкции по охране труда в офисе можно использовать следующие стандарты:

  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, требования по гигиене, связанные с персональными электронно-вычислительными машинами и организацией работы;
  • Нормы техэксплуатации электроустановок потребителей;
  • Стандартная инструкция ОТ для пользователей ЭВМ в электроэнергетике и другие.

В СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03/, в частности, содержатся:

  • требования к освещению, микроклимату, оборудованию офисного помещения;
  • требования к уровню электромагнитного излучения на рабочих местах;
  • требования к высоте стола и стула для офисных работников.

Негативные факторы работы в офисе

Работа в офисе предполагает воздействие таких негативных факторов:

  • излучение от монитора компьютера;
  • шум;
  • риск поражения электрическим током и ожога при возгорании;
  • нахождение в вынужденном положении;
  • нагрузка на зрительный аппарат;
  • монотонность рабочего процесса.

В инструкцию, таким образом, должны быть включены не только требования по безопасности при работе с компьютером и копировальной и иной техникой, но и санитарно-гигиенические требования, позволяющие минимизировать вред, наносимый здоровью.

Структура инструкции по охране труда для офисных работников

Ниже мы рассмотрим типовую структуру основных разделов ИОТ для офисных работников. Ее можно использовать в качестве образца при составлении вашей инструкции.

  1. В «шапке» инструкции должны быть отражены: дата, номер инструкции, отметка об утверждении (гриф «утверждаю» с расшифровкой должности и подписи лица, утвердившего инструкцию). Допустимо оформлять для инструкции титульный лист. В этом случае на титульном листе указывается и название документа.
  2. В разделе «Общие требования охраны труда» должны быть отражены сведения о федеральных и отраслевых стандартах и требованиях охраны труда, которые стали основой для данной инструкции, а также общие данные о том, какие вредные факторы могут воздействовать в процессе работы на сотрудника офиса. Также, при необходимости, приводится список терминов и определений.
  3. Следующий раздел включает в себя требования по охране труда перед началом работы. В данный раздел включаются рекомендации по подготовке рабочего места и компьютера к началу работы: проверка исправности техники, осмотр компьютера и другой техники на рабочем месте, наличия материалов, уровня освещения и температуры воздуха в помещении.
  4. В раздел «Требования охраны труда во время работы» включаются рекомендации по режиму работы: меры, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, рекомендации по режиму труда и отдыха, недопустимости устранения неполадок без наличия специальных навыков, требования по безопасному режиму работы с техникой.
  5. В обязательном порядке в инструкцию должны быть включены пункты, касающиеся действий работника при возникновении аварийных ситуаций (телефоны аварийных служб, IT-специалистов, службы энергообеспечения предприятия), рекомендации по самостоятельному использованию средств пожаротушения и оказанию первой помощи.
  6. В раздел, посвященный безопасному окончанию работ, включаются рекомендации по уборке рабочего места, отключению техники, освещения.

Пункты инструкции должны излагаться официально-деловым стилем. Не рекомендуется прибегать к усилительным наречиям «категорически», «строго» «неукоснительно». Инструкция в любом случае обязательна к соблюдению.

Утверждение и ознакомление

Инструкция, как правило, вводится в действие распорядительным документом по организации. После утверждения данные (номер, дата утверждения) инструкции вносится в Перечень инструкций по охране труда по предприятию. Оригиналы инструкции хранят у себя инженер (специалист) по охране труда, непосредственный разработчик. Копии остаются в подразделениях, на рабочих местах.

После утверждения с инструкцией в обязательном порядке должны быть ознакомлены сотрудники офиса. Ознакомление может быть произведено на листе ознакомления, приложенном к инструкции, или в журнале ознакомления с инструкциями по охране труда.

При ознакомлении работник проставляет дату и подпись. В дальнейшем несоблюдение данной инструкции может стать основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Инструкции по охране труда пересматриваются не реже 1 раза в 5 лет. Столько же составляет и срок хранения документа в соответствии с Типовым перечнем сроков хранения документов 2010 года. Если в трудовом законодательстве происходят серьезные изменения, инструкция также должна быть пересмотрена.

Инструкция по охране труда для офисных работников

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОФИСНОГО РАБОТНИКА

1. Общие требования безопасности

1.1. Офисный работник обязан соблюдать действующие на предприятии правила внутреннего трудового распорядка и графики работы, которыми предусматривается: время начала и окончания работы (смены), перерывы для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, чередование смен и другие вопросы использования рабочего времени. Для целей настоящей Инструкции к офисным работникам относятся: ________________________________________________ _________________________________________________________. (указать должности сотрудников, которые относятся к офисным работникам)

1.2. Офисный работник обязан: – пользоваться исправными выключателями, розетками, вилками, патронами и другой электроарматурой; – не оставлять без присмотра включенное оборудование и электроприборы, отключать электрическое освещение (кроме аварийного) по окончании работы; – курить только в специально отведенных и оборудованных местах; при использовании в работе горючих и легковоспламеняющихся веществ убирать их в безопасное в пожарном отношении место, не оставлять использованный обтирочный материал в помещении по окончании работы; – соблюдать действующие Правила пожарной безопасности.

Читайте также:
Отработка при увольнении на испытательном сроке по ТК РФ – нужна ли она

1.3. Офисный работник обязан соблюдать правила личной гигиены: – приходить на работу в чистой одежде и обуви; – постоянно следить за чистотой тела, рук, волос; – мыть руки с мылом после посещения туалета, соприкосновения с загрязненными предметами, по окончании работы.

1.4. За нарушение (невыполнение) требований нормативных актов об охране труда офисный работник привлекается к дисциплинарной, а в соответствующих случаях – материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, локальными нормативными актами.

1.5. На рабочем месте офисный работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: – стажировку; – обучение устройству и правилам эксплуатации используемого оборудования; – проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети), теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

1.6. Во время работы офисный работник проходит повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте – один раз в полгода.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Офисный работник обязан подготовить рабочую зону для безопасной работы: – проверить оснащенность рабочего места; – проверить путем внешнего осмотра достаточность освещенности и исправность выключателей и розеток; – осуществить осмотр электрооборудования (проверку комплектности и надежности крепления деталей; проверку путем внешнего осмотра исправности кабеля (шнура); проверку четкости работы выключателя; использовать только штатные приспособления).

2.2. Офисный работник обязан доложить руководителю при обнаружении дефектов в электрооборудовании и не эксплуатировать неисправное электрооборудование.

2.3. Включение электрооборудования производить вставкой исправной вилки в исправную розетку для бытовых приборов.

2.4. Офисный работник во время работы с электрооборудованием обязан поддерживать порядок на рабочем месте.

2.5. При работе с электрооборудованием запрещается: – оставлять включенное электрооборудование без надзора; – передавать электрооборудование лицам, не имеющим права работать с ним; – снимать средства защиты; – дергать за подводящий провод для отключения; – держать палец на выключателе при переносе электрооборудования; – натягивать, перекручивать и перегибать подводящий кабель; – ставить на кабель (шнур) посторонние предметы; – допускать касание кабеля (шнура) с горячими или теплыми предметами.

2.6. Офисный работник обязан выполнять с электрооборудованием только ту работу, для которой предназначено электрооборудование.

2.7. Если во время работы обнаружится неисправность электрооборудования или работающий с ним почувствует хотя бы слабое действие тока, работа должна быть немедленно прекращена и неисправное электрооборудование должно быть сдано на проверку или в ремонт.

2.8. Отключение электрооборудования необходимо производить: – при перерыве в работе; – при окончании рабочего процесса.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Офисный работник должен выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.

3.2. Не поручать свою работу посторонним лицам.

3.3. Во время нахождения на рабочем месте офисный работник не должен совершать действий, которые могут повлечь за собой наступление несчастного случая: – не качаться на стуле; – не касаться оголенных проводов; – не работать на оборудовании мокрыми руками; – не размахивать острыми и режущими предметами.

3.4. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами. Не загромождать установленные проходы и проезды.

3.5. Хранить документацию в шкафах в специально оборудованном кабинете.

3.6. Вследствие того что большая часть времени посвящена работе на компьютере, необходимо каждые два часа делать перерыв на 15 минут для снижения утомляемости общефизического характера.

3.7. Офисному работнику во время работы запрещается: – допускать захламленность рабочего места бумагой в целях недопущения накапливания органической пыли; – производить отключение питания во время выполнения активной задачи; – производить частые переключения питания; – включать сильно охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование; – производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В аварийной обстановке следует оповестить об опасности окружающих людей и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.

4.2. В случае возникновения возгорания или пожара необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную часть, окриком предупредить окружающих людей и принять меры для тушения пожара.

4.3. При травмировании, отравлении или внезапном заболевании прекратить работу и обратиться за помощью к медицинскому работнику, а в случае его отсутствия оказать себе или другим пострадавшим первую доврачебную помощь и сообщить о случившемся непосредственному руководителю, далее действовать по его указанию.

4.4. В ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, покинуть опасный участок.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работы офисный работник должен произвести уборку рабочего места.

5.2. Офисный работник должен: – отключить электрооборудование; – проверить противопожарное состояние кабинета; – закрыть окна, выключить свет, закрыть двери.

3 Декабря 2021 Ссылки на интернет ресурсы о проводимой работе специализированных организаций осуществляющих мероприятия в области обращения с животными

Охрана труда для офисных работников

Офисную работу считают одной из самых безопасных по сравнению с иными направлениями – например, работой на производстве или в строительстве. Однако сотрудники, которые проводят большую часть своего рабочего времени за компьютером, тоже подвергаются влиянию опасных факторов. Поэтому в соответствии со статьей 212 действующего Трудового кодекса РФ работодатель обязан позаботиться об охране труда офисных работников и офисной безопасности. Недостаточное внимание к комфортным условиям в офисе и охране труда не только снижает производительность труда персонала, но и может обусловить применение серьезных санкций к компании, которая не соблюдает требования трудового законодательства.

Читайте также:
Отдел канцелярии в организации – чем занимается

Система управления охраной труда на рабочем месте в офисе

Правовое регулирование охраны труда офисных работников и обязанностей организации в этой сфере, как и в других областях деятельности, осуществляется ТК РФ. Анализ этого нормативного документа указывает на то, что их можно разделить на следующие укрупненные группы:

  • обеспечение благоприятного микроклимата в помещении;
  • устройство рабочего помещения;
  • организация сочетания графиков труда и отдыха сотрудников в соответствии с требованиями законодательства;
  • разработка локальной нормативной базы по ОТ, включая составление инструкций по ОТ;
  • организация инструктажей и обучения по вопросам безопасности труда;
  • своевременная организация спецоценки условий труда (СОУТ);
  • дополнительные мероприятия по охране труда в офисе.

Вопросы осуществления мер по каждому отдельному направлению организации охраны труда в офисе регулируются дополнительными правовыми актами и руководящими документами. Проанализируем каждое из перечисленных направлений более предметно.

Микроклимат в офисе

Основные требования к параметрам микроклимата и охране труда в офисных помещениях определены Санитарными нормами и правилами СанПиН 2.2.4.3359-16, утвержденными постановлением Главного санврача РФ от 21 июня 2016 года N 81. Они указывают, что микроклимат в офисном помещении должен характеризоваться нижеследующими параметрами:

  • уровень влажности – ограничен пределами 40-60%;
  • скорость движения воздуха – ограничен пределами 0,1-0,3 м/с. Это значит, что рабочие места сотрудников не должны, например, располагаться прямо под потоком воздуха из кондиционера;
  • уровень шума внутри помещения – не более 80 дБА;
  • уровень освещенности офиса общего назначения, в котором используются компьютеры – не менее 300 Лк. Помещение большой площади со свободной планировкой, например, опенспейс, должен иметь освещенность не ниже 400 Лк. Если в помещении выполняются чертежные работы, минимальный уровень освещенности увеличивается до 500 Лк. Требования к параметрам освещения внутри офиса определены дополнительным документом – национальным стандартом РФ ГОСТ Р 55710-2013;
  • температура внутри офиса в холодный сезон года, когда среднесуточная температура на улице составляет не более 10 градусов Цельсия, должна быть ограничена пределами от 22 до 24 градусов;
  • температура внутри офиса в теплый сезон года, когда среднесуточная уличная температура превышает 10 градусов, должна составлять от 23 до 25 градусов.

Разрешается привлекать сотрудников к работе и тогда, когда температура в офисе выходит за пределы приведенных оптимальных значений. Однако при таких обстоятельствах работодатель должен сократить продолжительность рабочей смены – она сокращается тем больше, чем дальше температурные значения отклоняются от нормы. Например, если температура внутри помещения составляет 13 градусов или 32,5 градуса, сотрудник может работать в таких условиях только один час.

Устройство рабочего помещения

Требования к организации расстановки мебели, необходимой для работы, офисной техники и других предметов внутри рабочего помещения, установлены СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, которые утверждены Главным санврачом в постановлении от 13 июня 2003 года N 118. Обязательные к соблюдению критерии организации офисного пространства включают следующие пункты:

  • площадь помещения, приходящаяся на одно рабочее место, где установлен современный компьютер с плоским монитором, должна составлять не меньше 4,5 квадратных метров. Если работник использует мониторы предыдущего поколения, оборудованные кинескопом, минимально допустимая площадь для его рабочего места должна составлять не менее 6 квадратных метров;
  • рабочие места, требующие творческой концентрации или высокого умственного напряжения, должны быть изолированы перегородками высотой 1,5-2 метра;
  • расстояние от глаз пользователя до экрана должно составлять 60-70 см;
  • высота рабочей поверхности может регулироваться в пределах 68-80 см. Если рабочий стол не имеет опции регулировки, его поверхность нужно установить на высоте 72,5 см;
  • размеры пространства для ног под столом должны иметь следующие характеристики: высота – 60 см или более, ширина – 50 см или более, глубина на уровне коленей – 45 см или более;
  • установку копировально-множительной техники внутри помещения следует выполнять с соблюдением расстояния в 60 см за устройством и 100 см – перед ним.

Кроме этого, здание, где предусмотрены офисные помещения, должно иметь отдельное место для еды, характеристики которого определяются количеством работников. Так, если на предприятии трудятся менее 10 работников, для них потребуется отдельное помещение площадью не меньше 6 квадратных метров, оборудованное обеденным столом. При количестве работников до 30 человек площадь такого помещения увеличивается до 12 квадратных метров. Офис, в котором работают более 30 человек, должен иметь собственную столовую.

Организация режимов труда и отдыха работников

Как и другие категории сотрудников, офисные работники имеют право на предоставление им перерыва на обед, продолжительность которого регламентирована положениями статьи 108 ТК РФ. Согласно интересующей нас статье его длительность может составлять от 30 минут до 2 часов, причем этот перерыв не включается в состав рабочего времени. Конкретная длительность перерыва и время его предоставления определяются правилами трудового распорядка внутри компании либо соглашением между работниками и работодателем.

Однако помимо этого для сотрудников, трудовые обязанности которых предполагают постоянную работу за компьютером, предусмотрены и дополнительные перерывы. Правила их предоставления установлены СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Общая продолжительность перерывов в работе за монитором определяется в зависимости от вида деятельности и пользовательской активности, которая рассчитывается на основании количества обрабатываемых знаков за минуту. На основании этих критериев регламентированная продолжительность отдыха от такой работы при условии 8-часовой смены должна составлять от 50 до 90 минут. Во время такого отдыха СанПиН рекомендует выполнять физические упражнения, описанные приложениями 9-11.

Разработка локальной нормативной базы по ОТ

Приведенные требования к организации труда зафиксированы действующими нормативными документами, поэтому для их исполнения работодателю нужно только соблюсти действующие нормативы. Однако вместе с тем действующее законодательство предоставляет организациям серьезную степень свободы при создании комфортных условий для своих сотрудников, поскольку конкретные оптимальные характеристики рабочего графика, рабочего места и других параметров трудового процесса в значительной степени определяются особенностями самой компании.

Читайте также:
Отдел бухгалтерского учета и отчетности: положение

Организация вправе самостоятельно определить эти параметры – конечно, с учетом требований, зафиксированных Трудовым кодексом и других нормативными документами. В целях закрепления таких условий и обеспечения информирования персонала они должны быть упомянуты в необходимых документах для охраны труда для офисных работников. Работодателю, который задумывается о том, с чего начать охрану труда в офисе, можно предложить придерживаться следующей схемы при разработке комплекса правовой документации компании:

  • разработка положения, регламентирующего вопросы безопасности труда. Этот документ должен содержать комплексное описание мер и активностей, которые предусматриваются работодателем для безопасности сотрудников. Согласно статье 372 ТК РФ в случае, если на предприятии работает профсоюзная организация, текст положения должен быть согласован с ее представителями. После завершения процедуры согласования положение утверждается приказом руководителя предприятия;
  • издание приказа о назначении ответственного за охрану труда. Согласно статье 217 ТК РФ отдельная должность специалиста по охране труда в офисе или даже служба по ОТ обязательна только для крупных предприятий, где количество сотрудников превышает 50 человек. Поэтому для небольших офисных организаций этот вопрос остается на усмотрение работодателя. На таких предприятиях он часто решается возложением обязанностей по ОТ на сотрудника смежной специальности – например, руководителя кадровой службы. Он может выполнять такие обязанности на основании совмещения или совместительства;
  • разработка инструкций по ОТ. Такие документы нужно разрабатывать отдельно для каждой категории работников с учетом характера их должностных обязанностей, типов техники, применяемой при работе, и иных факторов. Также организации следует разработать или купить журналы выполненных инструктажей по ОТ, в которых будет фиксироваться проведение обучающих мероприятий с применением этих инструкций.

Это базовый комплект документов по вопросам сфере охраны труда за компьютером в офисе, который нужно иметь любой организации. При этом, конечно, со всеми работниками подписывается трудовой договор, где также фиксируются права и обязанности обеих сторон в этой области.

Инструкция по охране труда для работников офиса

Под словосочетанием «офисные работники» в сложившейся практике обычно подразумевают разные категории специалистов, которые работают за компьютером или применяют офисную технику. Однако на деле специфика их работы может сильно отличаться. Поэтому составлению инструкций по ОТ при таких обстоятельствах нужно уделить серьезное внимание. Поручить эту работу лучше всего непосредственному руководителю, поскольку он знаком с основными обязанностями офисных сотрудников по охране труда и опасными факторами, которые могут воздействовать на них в процессе работы. Базовая структура инструкции обычно включает следующие разделы.

Общие требования ОТ. Раздел содержит следующие сведения:

  • список категорий работников, на которых распространяется действие этой инструкции;
  • требования к опыту, образованию и квалификации персонала;
  • список вредных факторов, которые могут влиять на работников;
  • рабочие навыки и знания, которыми обязаны обладать специалисты;
  • данные об организации рабочего графика;
  • порядок использования защитных средств;
  • ответственность сотрудника за невыполнение актуальных требований.

Требования перед началом работы. Этот раздел описывает алгоритм действий, которые работник обязан выполнять каждый раз, прежде чем приступить к своим трудовым обязанностям. Он включает:

  • подготовку рабочего места;
  • визуальный контроль оборудования на предмет поломок;
  • проверку наличия требуемых материалов и устройств;
  • настройку освещения и других инженерных систем, обеспечивающих оптимальные параметры микроклимата внутри помещения;
  • порядок действий при обнаружении неисправностей применяемого оборудования.
  • Требования ОТ в ходе работы. Этот раздел описывает обязанности сотрудника по охране труда, которые он обязан выполнять в соответствии с инструкцией, а также запреты, нарушение которых может спровоцировать причинение вреда здоровью самого работника или его коллег. Состав этого блока включает следующие пункты:

    • требования к организации рабочего места и прилегающих площадей;
    • порядок выполнения контроля исправности оборудования в ходе его работы и принятия мер по профилактике возникновения поломок и проблем;
    • правила по охране труда в офисе при работе с офисной техникой;
    • правила использования регламентированных перерывов в работе за компьютером;
    • запреты на определенные действия с офисной техникой, которые могут стать причиной повреждения оборудования или причинения вреда здоровью пользователя;
    • запреты на работу в неблагоприятных условиях микроклимата, которые могут спровоцировать ухудшение здоровья работника;
    • требования техники безопасности и охраны труда в офисе при выполнении обязанностей работника.

    Требования ОТ при возникновении экстренных ситуаций. В инструкции по ОТ для офисного работника должны быть освещены все требования к действиям при обнаружении аварии или другой экстренной ситуации, включая:

    • правило о немедленном прекращении работы;
    • порядок информирования ответственных сотрудников об обстоятельствах, причинах и последствиях происшествия;
    • порядок отключения или обезвреживания оборудования, демонстрирующего признаки поломки;
    • алгоритм оценки ситуации и перспектив возобновления работы;
    • правила оказания первой помощи работникам, пострадавшим или получившим травмы в результате возникшей ситуации;
    • требования к действиям работника в ходе расследования причин происшествия.

    Требования ОТ после окончания работы.

    После завершения трудовой смены работник обязан выполнить действия, прописанные в следующих блоках инструкции по ОТ:

    • правила отключения оборудования или перевода его в режим бездействия, если это предусмотрено инструкцией;
    • правила приведения в порядок рабочего места;
    • порядок анализа проблем и поломок, обнаруженных в ходе трудового процесса, и доведения этих сведений до своего непосредственного руководителя.

    Инструктаж по охране труда для офисных работников

    Обучение по охране труда офисных сотрудников проводится в форме инструктажа. Правила выполнения инструктажа по ОТ для всех категорий работников утверждены совместным постановлением Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года N 1/29. Этот нормативный документ предусматривает организацию пяти основных типов инструктажей, однако для офисных сотрудников порядок их проведения имеет отдельные особенности:

    • вводный инструктаж по охране труда в офисе, в рамках которого работники получают общую информацию о требованиях безопасности труда на предприятии, проводится для всех сотрудников в обязательном порядке. Он организуется сразу же после приема специалиста на работу и проводится уполномоченным сотрудником, кандидатура которого утверждается приказом работодателя;
    • первичный инструктаж, который организуется в условиях конкретного рабочего места до допуска к самостоятельной работе, для офисных сотрудников может не проводиться. Список работников, которые освобождаются от прохождения первичного инструктажа, определяется отдельным приказом;
    • повторный инструктаж, который обычно проводится для работников по истечении шести месяцев с момента устройства в организацию для актуализации их навыков и знаний в сфере ОТ, проходят сотрудники, освоившие программу первичного инструктажа. Офисные работники, которые были освобождены от его прохождения, могут не проходить и повторный инструктаж;
    • целевой инструктаж организуется для офисных работников, которых работодатель планирует привлечь к выполнению новых обязанностей, требующих дополнительных навыков в области ОТ;
    • внеплановый инструктаж проводится при наступлении особых обстоятельств. К ним относятся установка в организации нового оборудования, несчастный случай или угроза его возникновения, требование контролирующих органов или вступление в силу новых нормативных документов, устанавливающих требования к уровню безопасности офисных работников. Также внеплановый инструктаж может быть проведен по решению работодателя.
    Читайте также:
    Уведомление о начале отпуска: образец

    Проведение спецоценки

    Согласно федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ выполнение спецоценки, в ходе которой идентифицируются характеристики условий труда на рабочих местах с дальнейшим присвоением этим позициям конкретного класса вредности, обязательно для всех мест работы, включая места офисных сотрудников. Чаще всего такие места относятся к следующим классам:

    • класс 1, или оптимальный – отрицательное воздействие вредоносных факторов производства на работников не обнаружено, или оно укладывается в гигиенические нормативы, установленные законодательством;
    • класс 2, или допустимый – уровень отрицательного воздействия вредоносных факторов на работников позволяет им самостоятельно восстановить нормальное самочувствие и работоспособность к началу следующей смены, не прибегая к дополнительным средствам, например, лекарственным препаратам, восстановительной терапии и проч.

    Если в ходе СОУТ условия на рабочем месте были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель оформляет особую декларацию, действие которой автоматически продлевается каждые 5 лет. Это дает ему возможность избежать повторной организации спецоценки по истечении пятилетнего срока с даты предыдущей процедуры. Однако если на рабочем месте произойдет несчастный случай, у работника обнаружат профессиональное заболевание, либо компетентные органы выявят нарушения правил ОТ, действие декларации будет прекращено, и работодателю придется провести внеплановую спецоценку.

    Дополнительные требования ОТ

    Для отдельных групп работников, которые в ходе выполнения своих обязанностей подвергаются отрицательному действию редоносных факторов производства, действующим законодательством вводится правило о регулярном прохождении медицинских осмотров. Несколько лет назад это условие распространялось и на офисных работников: согласно приказу Минздрава от 12 апреля 2011 года N 302н проходить такие осмотры были обязаны все сотрудники, которые более 50% рабочего времени проводят за компьютером. Однако в связи с вступлением в силу совместного приказа Минтруда и Минздрава от 3 апреля 2020 г. NN 187н, 268н это требование было отменено.

    Как провести интервью по компетенциям: примеры вопросов и ответов

    Как систематизировать оценку компетенций и задавать только правильные вопросы.

    Марина Хадина, директор по развитию Talantix Марина Захарова, эксперт по оценке персонала

    Марина Хадина, директор по развитию Talantix, hh.ru, поговорила о тонкостях интервью по компетенциям с Мариной Захаровой, экспертом по оценке персонала и специалистом по интервью по компетенциям.

    Навыки и компетенции — в чём разница

    Навыки — это то, что кандидат умеет делать; действия, доведённые до автоматизма.

    Компетенция — это модель поведения, свойственная тому или иному человеку в определённых обстоятельствах. Оценка компетенций — это оценка эффективного или неэффективного поведения, обязательно — с учётом контекста.

    Одно и то же качество в разных ситуациях может быть уместным и неуместным. Например, где-то нужна склонность к проведению жёстких переговоров, а где-то это недопустимо. В зависимости от этого склонность к жёстким переговорам где-то будет считаться сильной стороной, достоинством, а где-то — недостатком.

    Что такое интервью по компетенциям

    Цель интервью по компетенциям — определить, обладает ли кандидат компетенциями, необходимыми для должности, на которую он претендует. Метод: исследование конкретных примеров из его прежней рабочей практики.

    Если критично важные компетенции не развиты, скорее всего, кандидат не подойдёт для рабочих задач, которые предполагает должность, или условий, в которых придется работать.

    Во время интервью по компетенциям мы исследуем прошлый опыт кандидата, конкретные примеры его поведения в ситуациях из рабочей практики. На этих примерах мы понимаем, как он принимал решения, как планировал свои действия в определённых обстоятельствах, почему поступил так, а не иначе. Мы руководствуемся предположением, что в новой ситуации человек будет действовать примерно так же, как уже действовал в аналогичной.

    Особенность интервью по компетенциям

    Интервью по компетенциям отличается от проективного или биографического интервью фокусом на реальных кейсах из рабочей практики кандидата. (Тогда как проективное интервью работает со смоделированными ситуациями, а биографическое рассматривает также нерабочий опыт кандидата.)

    Не пережив определённую ситуацию в реальности, человек может искренне заблуждаться насчёт того, как он поступил бы. Поэтому в интервью по компетенциям мы исследуем не предположения, а реальные поведенческие модели. В этой разновидности интервью не используются проективные вопросы «Как бы вы поступили, если бы. », «Что бы вы сделали в такой-то ситуации?» и так далее.

    Читайте также:
    Уполномоченный по охране труда от профсоюза или коллектива - права и обязанности

    Когда использовать интервью по компетенциям

    Метод неприменим при найме тех, кто надолго — более чем на год — выпадал из профессиональной деятельности (из-за декрета, долгого перерыва между работами). В этой ситуации у человека просто не будет подходящих для оценки примеров.

    Некоторые компетенции эффективнее оценивать другими методами. Например, интервью по компетенциям плохо работает для оценки аналитического мышления. Куда надёжнее попросить кандидата решить тестовый кейс, а не разбираться, как и о чём человек думал, столкнувшись со сложным кейсом.

    Обратный пример: анализ компетенции «Саморазвитие» — насколько человеку интересно развиваться, узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень. В ассессменте это измерить нельзя, в опросниках можно, но только косвенно. Идеальный способ — интервью по компетенциям.

    Вот как провести такое интервью и получить качественные результаты.

    Шаг 1: выберите ключевые компетенции

    Для этого нужно понять, какие модели поведения критично важны для работы с определёнными задачами в определённых условиях.

    Например, известно, что сотруднику будут поступать задачи сразу от двух руководителей. Кандидат должен быстро переключаться между задачами в зависимости от приоритетов важности и срочности, самостоятельно определять эти приоритеты и выдерживать высокий темп работы. А главное — ему надо быть готовым к тому, что это нормальная ситуация для данной должности, а не временное явление. Поэтому нам важны не только профессиональные навыки кандидата, но и его умение работать в условиях многозадачности. Его мы и будем оценивать на интервью.

    Кто определяет актуальные компетенции для должности

    Это совместная задача нанимающего менеджера и рекрутера.

    Никто лучше нанимающего менеджера не знает особенностей работы — он понимает, какой человек ему для этой работы нужен. Но нанимающий менеджер не всегда может правильно выразить это понимание в описании компетенций. И здесь на помощь приходит рекрутер.

    Сколько компетенций оценивать

    В модели компетенций оптимально собрать 5–6 компетенций для одной должности. Модель компетенций — это набор поведенческих компетенции и знаний, которые необходимы человеку для эффективной работы на конкретной позиции.

    Непосредственно для исследования на интервью с кандидатом стоит выбрать не более трёх компетенций.

    На исследование одной компетенции во время интервью требуется минимум 15–20 минут беседы. То есть 5–6 компетенций потребуют двухчасового интервью, что в большинстве случаев неприемлемо.

    Важно отличать действительно ключевые компетенции, без которых невозможно обойтись на конкретной должности, от тех, которые кандидату «тоже хорошо бы иметь». Критерий простой: без ключевых компетенций человек не справится с основными задачами и результата от его работы не будет.

    Как собрать модель компетенций

    Самый основательный вариант — разработать собственную модель компетенций для конкретной компании. Это стоит сделать для тех должностей, на которые в компании чаще всего ведётся подбор. Существуют специальные технологии разработки моделей компетенций, есть специалисты, которые этим занимаются. Это сложный и ресурсозатратный процесс.

    Второй вариант — использовать готовые универсальные наборы компетенций, разработанные компаниями, которые на этом специализируются. Например, модель менеджерских компетенций от компании «Ломингер» или универсальные модели компетенций, разработанные SHL для разных функций.

    Готовые модели компетенций можно использовать в качестве конструктора: смотрите названия и индикаторы компетенций, их индикаторы и выбираете, какие компетенции вам нужны для той или иной позиции.

    Шаг 2: определите индикаторы компетенций

    Индикатор — это поведенческое проявление той или иной компетенции.

    Возьмём для примера антикризисную компетенцию из универсальной модели SHL — преодоление давления и неудач. Это умение успешно справляться с препятствиями, быть эффективным в стрессовых условиях. По модели SHL у этой компетенции четыре поведенческих индикатора.

    В напряжённых ситуациях справляется с работой и сохраняет контроль над своими эмоциями.

    Успешно преодолевает препятствия.

    Поддерживает баланс между работой и личной жизнью.

    Конструктивно воспринимает критику.

    На основе этих индикаторов рекрутер составляет список вопросов про опыт кандидата, чтобы увидеть, как проявлялись те или иные индикаторы в его поведении.

    Шаг 3: составьте список вопросов

    Наша цель — собрать подробную информацию про конкретную компетенцию, исследовать её со всех сторон, с учётом всех индикаторов.

    Для начала нужен открывающий вопрос, чтобы кандидат вспомнил ситуацию, в которой могла проявиться та или иная компетенция. Помогите ему подобрать пример, который позволит увидеть компетенцию наиболее полно.

    Допустим, нас интересует многозадачность. Вот её индикаторы.

    Внимательно фиксирует свои задачи так, чтобы ничего не терялось.

    Планирует своё рабочее время.

    Быстро переключается между задачами.

    Регулярно отслеживает выполнение работ.

    Сохраняет продуктивность в условиях давления времени.

    Лучше всего многозадачность проявляется, когда задач больше, чем обычно. Например, заболел коллега — и пришлось заниматься его функциями параллельно со своими.

    Открывающий вопрос кандидату может быть таким: бывали ли ситуации, когда неожиданно возникала дополнительная работа, дополнительные задачи сверх тех, которые вы обычно должны были выполнять?

    Далее просим описать ситуацию, в которой ему пришлось труднее всего или которая ему сильнее всего запомнилась. Это второй вопрос.

    Дальнейший сценарий беседы зависит от особенностей кандидата

    Один человек сразу подберёт подходящий пример и опишет его столь подробно, что дополнительные вопросы не понадобятся. Другому придётся помочь уточняющими вопросами: бывало ли такое, что перед вами одновременно стояли две задачи с одинаковым дедлайном? И далее: как вы выбирали, какой задачей заняться в первую очередь, если дедлайн у них одинаковый? По какому принципу решали отвлечься от одной задачи и перейти к другой? Вы как-то фиксировали задачи, чтобы ничего не потерять, не забыть, или просто держали их всегда в голове?

    Вопросы «вырастают» из индикаторов — главное, пройтись по ним всем. При этом важно не подсказывать кандидату, какой ответ вы от него ждёте. Избегайте вопросов вроде «Как вы планировали своё рабочее время?» или «Как вы фиксировали задачи?». В таком случае кандидат поймёт, чего от него ждут, и может выдавать желаемое за действительное.

    Читайте также:
    Отпуск за свой счёт при беременности до декрета

    Шаг 4: сохраняйте фокус интервью

    Примеры ситуаций должны быть только из рабочей практики кандидата. Если вы спрашиваете про примеры планирования, то рассказ о том, как он планировал свой отпуск или переезд в другой город, не подходит. В интервью по компетенциям мы оцениваем не личность кандидата, а то, как он действует в работе. Один и тот же человек в частной жизни и в профессиональной может вести себя совершенно по-разному.

    Пример должен быть недавним: не более чем за полгода, максимум — за год до интервью. Компетенции подвержены динамике — как положительной, так и отрицательной. Считается, что на развитие компетенции требуется полгода-год, а без тренировки она пропадает. Поэтому кейс, который случился 2–3 года назад, вряд ли показателен: с тех пор компетенция могла как развиться сильнее, так и ослабеть.

    Нужен пример ситуации, в которой кандидат выступал активным участником. Если человек говорит «мы приняли решение», «мы сделали», «мы разработали», обязательно уточните, каким был его личный вклад в этот процесс.

    О пользе негативных примеров

    Ситуация должна быть завершённой. Только в этом случае можно понять результат действий, которые предпринял кандидат. Важно: при этом мы оцениваем не сам результат, а именно действия кандидата. Поэтому спрашивать нужно не только про позитивные примеры (когда человек успешно справился с задачей), но и про негативные — когда всё пошло наперекосяк.

    Негативные примеры очень показательны: когда что-то не получается, человек вынужден прикладывать больше усилий, искать разные варианты, пробовать снова и снова, так что компетенция разворачивается гораздо ярче. Кроме того, негативный результат — это опыт; важно, какие выводы человек сделал, чему научился.

    А чтобы кандидат не боялся рассказывать про негативные примеры, сто́ит подчеркнуть, что мы оцениваем не сам результат, а его действия.

    В каком порядке задавать вопросы

    Есть несколько алгоритмов с похожим принципом.

    STAR (Situation, Task, Action, Result): ситуация → задача → действие → результат.

    PARLA (Problem, Action, Result, Applied, Learned): проблема → решение → результат → практические выводы.

    CARE (Content, Action, Role, Effect): содержание ситуации → действия → роль → эффект.

    Сначала задаёте открывающий вопрос, чтобы нащупать подходящую ситуацию, потом исследуете её подробнее. Важно сразу уточнить, когда случилось описываемое событие, кто ещё был вовлечён в процесс, какова была роль кандидата, в чём заключалась суть этой ситуации. Важен контекст.

    Затем начинаете исследовать действия кандидата. Со стороны это может выглядеть довольно забавно: «Ну, а вы что? А он? А потом?». Необходимо восстановить последовательность действий: с чего ситуация началась, что кандидат предпринял и почему выбрал именно этот вариант действий, как он реагировал дальше и почему именно так. Не стесняйтесь задавать много вопросов, вам нужны подробности.

    Наконец, нужно понять, к какому результату привели действия кандидата, как он сам их оценивает. В методике CARE эта стадия называется Role. Подходящие вопросы: «Как вам итоговый результат?», «Если бы вы могли изменить свои действия, как бы вы поступили?», «Чему вы научились в этой ситуации?». Также важно узнать внешнюю оценку ситуации — получал ли кандидат обратную связь от коллег или руководства.

    На этом этапе проявляется много интересного. Например, вы спросили человека про самое большое достижение, и он рассказывает, как сделал тройной план продаж за неделю, но дальнейшие вопросы показывают, что для него это, вообще-то, была рядовая ситуация, ничего выдающегося. То есть он выбрал непоказательный пример, нужен другой.

    Как оценивать кандидатов с блестящими навыками самопрезентации

    Это основная сложность любого интервью. Если вы понимаете, что кандидат пускает пыль в глаза, лучше говорить с ним короткими фразами, меньше улыбаться, задавать больше вопросов. А главное — с такими кандидатами совершенно однозначно нужно начинать с негативных примеров. Если человек настаивает на том, что негативных примеров у него не было, это звоночек. Так не бывает: мы все когда-нибудь ошибаемся, это нормально. Вообще кандидата, вызывающего сомнения в честности, лучше сразу попросить привести другой пример, потому что первый у него наверняка заготовлен.

    И есть хороший вопрос кандидату, который явно пытается выставить себя в очень выгодном свете и рассказывает про то, что сделал что-то очень значимое совершенно выдающимся образом. Спросите: «Кто ещё так думает?».

    Шаг 5: проанализируйте результаты

    Не отвлекайтесь на оценку компетенции во время интервью. Ваша задача — задавать правильные вопросы и делать подробные пометки про ответы кандидата. Анализировать информацию в это время некогда — иначе вы отвлечётесь и упустите что-то важное.

    Итоги — после интервью. У вас есть ваши индикаторы и есть слова кандидата: их нужно соотнести друг с другом, чтобы оценить, плюс это или минус к конкретной компетенции. В зависимости от соотношения плюсов и минусов мы делаем вывод о том, насколько развита у кандидата компетенция. Если проявлений компетенции со знаком плюс явно больше, чем со знаком минус, значит, эта компетенция хорошо развита. Если больше минусов, компетенция слабая. Если соотношение примерно одинаковое, то компетенция развита средне — она вполне рабочая, хотя и не идеальная.

    Интервью по компетенциям поможет:

    Быстрее принимать решения. На рынке труда дефицит классных специалистов. Принимать решение надо быстро, предлагая разумное количество испытаний и тестовых — иначе кандидат мечты уйдёт в другой проект, где нет такого вала испытаний и тестовых.

    Читайте также:
    Индексация пенсий работающим пенсионерам – размер, регулярность повышения

    Оценить специалиста без тестового задания. Сеньоры или тимлиды, например, не проходят тестовых заданий (или часто отказываются их выполнять). Интервью по компетенциям даёт более объективную оценку специалистам такого уровня.

    Сократить сроки найма. Интервью по компетенциям — быстрый и эффективный способ оценить ключевые качества кандидата. Этот метод идеально работает, когда важно быстро оценить кандидатов и выбрать лучшего.

    Talantix — ваш помощник в интервью по компетенциям

    Для важных пометок во время интервью, а также для обсуждения кандидатов с нанимающим менеджером пригодится Talantix. Это облачная CRM-система для найма от команды hh.ru, которая помогает объединить всю информацию о процессе подбора в компании, вакансиях и кандидатах для тимлидов и HR-менеджеров.

    Назначайте и проводите интервью по компетенциям. Интеграция с Microsoft Teams поможет сразу в интерфейсе провести встречу с кандидатом вместе с рекрутером. Назначенная встреча автоматически сохранится в рабочем календаре Outlook. Из любой точки мира и с любого устройства.

    Работайте с базой резюме. Во время интервью можно открыть резюме кандидата, оставлять заметки, комментарии, вопросы, которые кажутся важными. Всё сохранится в истории и будет доступно вам и вашему рекрутеру.

    Используйте формы оценки. Вы можете заранее определить 5–6 компетенций с рекрутером, составить чеклист для их оценки в системе. После проведения интервью по компетенциям — поставить оценки. Когда вы будете сравнивать двух или нескольких кандидатов, такой формат упростит принятие решения.

    Попробуйте Talantix бесплатно — демопериод длится неделю. Рекомендуем протестировать систему на открытой вакансии: от заявки на подбор до решения о выходе на работу. А как оценить компетенции кандидата, мы рассказали выше :–)

    Источник фото на тизере: Charles Deluvio on Unsplash

    Интервью по компетенциям (поведенческое интервью по модели STAR)

    Надоело спрашивать, почему кандидат уволился с предыдущего места работы? А вот вам интервью по компетенциям — последовательно, по четырем группам вопросов и с примерами.

    Вопрос подбора «правильных» людей, думаю, будет стоять всегда — независимо от экономической ситуации, популярности удаленной работы и фриланса, IT-революций в рабочих процессах, эффективности обучения и развития в организациях. Ведь ставки очень высоки: сможет ли человек достойно справляться с задачами на новом месте работы? Можно ли провести собеседование и ответить на этот вопрос уверенно или остается лишь играть в русскую рулетку и надеяться на успешность понравившегося кандидата?

    Разные виды интервью и ответы на эти вопросы дают по-разному:

      В ходе биографического интервью рекрутер уточняет, где кандидат работал раньше, какой круг задач решал и почему меняет работу. В итоге — понимает, как можно мотивировать кандидата и какой заинтересованности в конкретной работе от него ждать.

    Во время метапрограммного интервью рекрутер пытается определить, какие личностные модели поведения (метапрограммы) свойственны соискателю: стремление или избегание, погруженность в процесс или нацеленность на результат и так далее; и на основании этого полагает, пригоден ли человек к определенному виду деятельности. Похожие задачи решает интервью по психологическим особенностям.

    В кейс-интервью (англ. case — случай) кандидат ставится в гипотетическую рабочую ситуацию. Ему предлагается рассказать, как бы он действовал в описанных обстоятельствах. Такое интервью выявляет в первую очередь качество знаний и профессиональный кругозор кандидата.

  • При поведенческом интервью (behavioral interview, BI, бихевиоральное интервью) рекрутер спрашивает кандидата не о гипотетических проблемах, а о реальных, которые кандидат решал в своей работе. Такой метод выявляет то, как кандидат справляется с определенными рабочими задачами. Иногда поведенческое интервью также называют интервью по компетенциям.
  • Поведенческое интервью применимо для кандидатов из любой сферы деятельности. В ходе интервью рекрутер собирает полные поведенческие примеры (ППП) из опыта кандидата. Из каждого такого становятся ясны:

    • Ситуация, с которой кандидат столкнулся (situation);
    • Задача, которая стояла перед ним (task);
    • Действия, предпринятые кандидатом (action);
    • Результат, итог ситуации (result).

    Эти компоненты легко запомнить по аббревиатуре STARSituation, Task, Action, Result.

    Примечание. Существует похожая модель PARLA, сфокусированная на развитии:

    • Problem — проблема, сложность;
    • Actio№ — предпринятые действия;
    • Result — результат;
    • Learned — полученный урок, сделанные выводы;
    • Applied — как впоследствии применялся этот опыт.

    Как правило, достаточно получить по 2–3 полных поведенческих примера (ППП) для каждой интересующей компетенции, тогда картина опыта выходит более-менее ясной. Чтобы собрать валидные ППП и сделать вывод о компетенциях кандидатов, важно учитывать некоторые тонкости. Для каждой группы вопросов они свои.

    Вопросы о ситуации (S) — «Расскажите о ситуации, в которой…»

    Четко определите, опыт решения каких задач вам интересен.

    Иногда можно отталкиваться от списка компетенций, но этого, как правило, недостаточно.

    Например, если необходимо оценить компетенцию «Привлечение клиентов» при подборе менеджера по корпоративным продажам. То ответ на вопрос «расскажите, как вы привлекли нового клиента» может оказаться недостаточно информативным. Отвечая на подобные «свободные» вопросы, кандидат называет первые вспомнившиеся примеры, содержательности которых может попросту не хватить для оценки.

    О более интересных ситуациях можно услышать, если задавать вот такие вопросы:

    • Расскажите о самом крупном потенциальном клиенте, с которым вы вели переговоры.
    • Расскажите о самых сложных переговорах с потенциальным клиентом.
    • Привлеченные вами клиенты. Какой случай вы считаете самым выдающимся за последние полгода?
    • Ваша самая большая неудача в привлечении новых клиентов за последние шесть месяцев.

    Когда мы спрашиваем о самом большом достижении в этой компетенции, то оцениваем нынешний «потолок» кандидата, ведь у кого-то самый золотой клиент имеет годовые обороты 100 тыс. рублей, а у другого — 10 миллионов.

    Читайте также:
    Отдел канцелярии в организации – чем занимается

    Спрашивая о сложностях, трудностях и неудачах, мы узнаем, что кандидат делает для разрешения таких ситуаций, оцениваем широту его инструментария, умение им пользоваться.

    Наиболее полные достоверные примеры приходятся на последние 3–6 месяцев. Более ранние мозг привычно «архивирует», отбрасывая детали (которые нам-то очень нужны).

    Примеры S-вопросов для некоторых компетенций:

    Очень важно, чтобы мы получали от кандидата описание конкретного поведенческого примера, а не общую информацию в духе «у меня часто были такие ситуации; и самое главное, чтобы…».

    Иной раз на этапе S-опроса мы сталкиваемся с тем, что кандидат не может привести нужный пример.

    Тогда можно пару раз задать вопрос иначе. Если и это не дает результата, то у кандидата нет опыта разрешения таких ситуаций.

    Кандидат приводит примеры «не из той оперы»: спрашиваем про делегирование, а кандидат рассказывает об обычной постановке задач подчиненным. В этом случае нужно разъяснить задаваемые вопросы и убедиться, что кандидат правильно понимает, о каких ситуациях мы спрашиваем. Тогда он может либо привести подходящие примеры, либо подтвердить, что не сталкивался с подобными ситуациями и не имеет опыта их разрешения.

    Вопросы о задаче (T) — «Какая задача перед вами стояла?»

    Без знания задачи, которая стояла перед кандидатом в конкретной ситуации, бывает сложно оценить адекватность его действий. К примеру, кандидат сообщает: «клиент попросил 14 дней отсрочки, и я предложил ее, если клиент согласится заказывать у нас также газонокосилки на 200 [тысяч] ежемесячно, и его это устроило». Если задачей кандидата было расширение ассортимента, то это плюс в его переговорные компетенции, а если задача состояла в снижении отсрочек — то минус.

    Кроме того, без знания задачи невозможно оценить успешность решения проблемы.

    T-вопросы ставятся в трех основных формулировках:

    1. Какая задача стояла перед вами?
    2. Какую задачу вы бы поставили себе в этой ситуации?
    3. Что было для вас главным в этой ситуации? [Чего вам было важнее всего добиться?]

    Вопросы второго и третьего вида хороши, когда обсуждаются действия кандидата, которые он предпринял для решения проблемы самостоятельно (без указания руководства).

    Вопросы о действиях (A) — «Что вы сделали?»

    Конкретные действия кандидата — это, пожалуй, самая содержательная и интересная часть его рассказа. Здесь нужно понять, как именно кандидат решает задачи, о которых мы узнали из T-вопросов. Для создания полной картины рекрутер должен задавать уточняющие вопросы, раскрывающие практический опыт кандидата, например:

    • Что именно вы сделали?
    • С какими трудностями вы столкнулись?
    • Что именно вы сказали?

    Эта часть интервью требует от рекрутера умения возвращать обсуждение в нужное русло, придерживаться формата.

    Отклонения в интервью А-вопросы для уточнения Нужный формат
    Неконкретное описание действий:
    «Я убедил клиента»
    • Что именно вы сказали?
    • Как аргументировали?
    Описание конкретных действий кандидата:
    «Я рассказал клиенту, как облегчит его заграничный отдых карта Gold»
    Обобщение:
    «Я в таких ситуациях всегда стараюсь найти доводы, чтобы убедить клиента»
    • Какие доводы вы нашли в конкретном случае?
    • Что вы сказали клиенту?
    Кандидат рассказывает о «мы»-опыте:
    «Мы поговорили с клиентом, рассказали ему о преимуществах карты Gold для путешествий, и он согласился»
    • Что лично вы сделали?
    • Что сделали именно вы, а не ваши коллеги?

    A-вопросы будут слегка различаться в зависимости от типа компетенций, например:

    Коммуникативные:

    Интеллектуальные:

    Вопросы о результате (R) — «Чем все закончилось?»

    Итак, поведенческий пример почти собран, нам известна исходная ситуация, задача и подробные действия кандидата. Осталось понять, насколько последние были успешны, удалось ли кандидату выполнить свою задачу. Это стоит делать аккуратно: если кандидат заподозрит, что мы оцениваем успешность, то может дать необъективный ответ, чтобы произвести хорошее впечатление.

    Поэтому лучше задавать непрямые R-вопросы:

    • Чем все закончилось?
    • На этом все закончилось?

    Если ответ кандидата — общий, в духе «все получилось», то можно уточнить:

    • Какими были итоговые договоренности?
    • В какой момент все было готово?
    • Что именно сказал после этого клиент/ руководитель/ коллега?

    Подведение итогов интервью

    В итоге поведенческого интервью с кандидатом мы должны уверенно ответить на вопрос: Есть ли у кандидата достаточный успешный опыт в разрешении ситуаций, похожих на те, которые его ожидают при работе у нас?

    Полученные данные, чтобы облегчить их анализ, можно свести, например, в такую таблицу:

    Компетенция Ситуации из опыта кандидата Методы, которыми владеет кандидат
    частота какие ситуации разнообразие методов как именно
    Мотивирование подчиненных ++ • Мотивация на ответственную работу без систематического контроля + • Аргументирует перспективами карьерного роста.
    Оперативное руководство удаленными подчиненными +++ • Постановка и корректировка задач на оперативках
    • Постановка индивидуальных задач
    ++ • Проверяет понимание с помощью «протокола собрания».
    • Совместно с подчиненными составляет план действий при постановке трудных задач.
    • Учитывает уровень готовности.
    Делегирование + • Делегировалось наставничество над новичками + • Выбор наставника был во многом случайным.
    • Задачи ставились по SMART.
    • Передача полномочий не проводилась.

    На основании таких таблиц удобно выделять плюсы, минусы, возможности и ограничения кандидатов, связанные с работой на определенной позиции.

    Примечание. Поведенческое интервью широко применяется и при оценке уже работающего персонала. Такая оценка может использоваться для грейдирования, определения кандидатов на продвижение, а также для построения планов обучения и развития.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: