Дизайн-мышление в бизнесе: генерация идей

Дизайн-мышление

Как развивать бизнес, когда со всех сторон окружают конкуренты? Как выделиться из серой массы однообразных предложений и создать что-то действительно классное? Ответ на этот вопрос нашёл американский учёный Джон Арнольд в 1959 году и назвал его design thinking, что переводится на русский как «дизайн-мышление».

В нашем бесплатном курсе вы узнаете, что это такое, как его правильно применять в бизнесе, образовании и менеджменте, а также разберетесь во многих других его деталях.

Содержание:

Что такое дизайн-мышление

Первое, что приходит на ум при слове «дизайн» – это творческий человек, который сидит за столом, что-то рисует, проектирует, чертит, а потом воплощает нарисованное в виде красивых зданий, комнат, автомобилей и т.д. На самом же деле, дизайн – это не просто рисование и проектирование. Дизайн – это преобразование существующего в желаемое.

Дизайн-мышление – это метод разработки продуктов и услуг, направленных на решение существующих проблем потенциальных клиентов.

В отличие от аналитического мышления, дизайн-мышление – творческий процесс генерации и реализации идей. Главная задача design thinking заключается в том, чтобы выйти за пределы стереотипов (think outside box) и создать что-то по-настоящему ценное.

Принципы дизайн-мышления

В основе дизайн-мышления лежат следующие принципы:

Кроме того, дизайн-мышление – процесс, предполагающий прохождение нескольких этапов.

Этапы дизайн-мышления

По Герберту Саймону, дизайн-мышление состоит из семи этапов:

Герберт Александер Саймон – американский учёный в области социальных, политических и экономических наук, один из разработчиков гипотезы Ньюэлла — Саймона. Ученый изучал принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности и получил фундаментальные результаты во многих точных и гуманитарных науках – от математики и экономики, где его вклад был в 1978 году оценен Нобелевской премией, до психологии и искусственного интеллекта.

Именно эти 7 этапов мы и взяли за основу нашего курса. Но прежде чем мы расскажем о том, что вам предстоит узнать, ненадолго обратимся к истории.

История дизайн-мышления

Впервые идея о том, что дизайн может быть способом мышления, была озвучена американским профессором и инженером Джоном Арнольдом в 1959 году. Часто можно встретить информацию, что первым, кто заговорил о дизайн-мышлении, был америкаснкий ученый Герберт Саймон (в книге «Мысли об искусственном» 1969 года), но это не совсем так. Однако Саймон внес в концепцию дизайн-мышления огромнейший вклад, и его по праву можно считать, так скажем, одним из отцов-основателей этого направления. Но продолжим.

В 1975 году Уильям Ханнон основал Институт управления дизайном, цель которого заключалась в том, чтобы соединить дизайн с бизнесом, клиентами и культурой.

В 1987 году он же написал книгу «Дизайн-мышление», где описал методы, которые применяют в своей работе дизайнеры и архитекторы. В 1991 году Дэвид Келли основал организацию IDEO и с тех пор помогал многим компаниям (в том числе и Apple) создавать новые, прорывные продукты, услуги и сервисы.

В 1995 году Роджер Мартин (декан Школы менеджмента при Университете города Торонто) выпустил книгу «Дизайн бизнеса», в которой написал о том, как дизайн-мышление позволяет достигать небывалых конкурентных преимуществ.

В 2004 году Дэвид Келли и его партнёр Хассо Платтнер открыли дизайн-школу Hasso Plattner Institute Design и стали обучать людей своему подходу ведения бизнеса. В 2015 году Тим Огилви (главный директор компании Peer Insight) с Жанной Лидткой (профессором менеджмента при Виргинском университете) издали бестселлер «Думай как дизайнер».

На сегодняшний день дизайн-мышление является очень актуальным и востребованным в деловом и творческом мире направлением. Также оно прочно вошло во многие сферы жизни.

Где используется дизайн-мышление

Дизайн-мышление используется в самых разных областях бизнеса и маркетинга. Чтобы не быть голословными, давайте разберём несколько примеров:

General Electric

General Electric – американская компания-производитель локомотивов, газовых турбин, медицинского оборудования, бытовой техники и оружия с более чем 100-летней историей.

Как ей помогло дизайн-мышление:

  1. Компания определила проблему: «МРТ-сканер – это очень неудобное замкнутое пространство, которое издаёт много громких и неожиданных звуков, а ещё заставляет лежать неподвижно. Страшно не только детям (пациентам клиники), но и взрослым».
  2. Провела исследование. Опросила детей. Подсчитала, во сколько может обойтись замена оборудования.
  3. Начала генерировать идеи.
  4. Выбрала лучшую идею – сделать каждый кабинет и МРТ-сканер клиники частью какой-то истории.
  5. Протестировала её на небольшой группе детей.
  6. Приступила к процессу внедрения. Перекрасила кабинеты. Один – в пиратском стиле (обои с морской водой и облаками). Другой – в стиле трансформеров. В первый кабинет дети стали заходить в шляпе пирата и ложиться в МРТ-сканер, который с виду напоминал руль на пиратском корабле.
  7. Оценила результаты. Маленькие пациенты перестали бояться ходить в клинику и начали даже просить вернуться туда во второй раз. Количество используемых успокоительных снизилось на 18%.
Читайте также:
Должностная инструкция медицинской сестры: старшей, главной, процедурной

Решение удалось. И на эту тему предлагаем посмотреть небольшое видео:

Банк ВТБ

В России дизайн-мышление оказалось не менее эффективным, чем заграницей, и прямое тому доказательство – Банк ВТБ:

  1. Банк выявил проблему своих клиентов – высокие ежедневные расходы.
  2. Провёл исследование проблемы. Постарался понять, насколько она актуальна.
  3. Провёл мозговой штурм
  4. Решил, что лучшая идея – создать дебетовую мультикарту со встроенной картой «Тройка», позволяющую получать до 5% кэшбэка с оплаты транспортных услуг.
  5. Создал прототип карты.
  6. Выпустил её.

В итоге ВТБ победил в номинации «Банковская карта 2017 года» премии «Банк года», ежегодно организуемой интернет-порталом «Банки.ру».

Правительство Москвы

Мэрия города Москва, исходя из результатов опроса на портале «Активный гражданин», решила создать кабины виртуального обслуживания в местных парках, чтобы люди могли во время прогулок подавать заявления на оформление загранпаспортов, узнавать о своих штрафах и т.д.

Если захотеть, можно найти не один десяток примеров успешного применения дизайн-мышления в самых разных областях. Но суть нашего урока не в этом, а в том, чтобы показать вам, что дизайн-мышление – это не только нужно каждому из нас, но и под силу любому человеку.

Как этому можно научиться?

Научиться дизайн-мышлению можно самостоятельно или с помощью нашего бесплатного курса. Преимущества, как мы полагаем, находятся на стороне второго способа, потому что мы уже собрали всю нужную информацию в одном месте и вам не придётся тратить десятки часов своего времени на её поиски. Всё, что нужно делать – это проходить курс и применять полученные знания на практике. И как раз самое время рассказать о том, что же за знания вас ждут.

Уроки по дизайн-мышлению

Курс состоит из 7 уроков, каждый из которых соответствуют определённому этапу дизайн-мышления (в соответствии с этапами, предложенными Гербертом Саймоном):

Урок 1. Обнаружение и определение проблемы

В уроке вы познакомитесь с основами обнаружения и определения проблем и узнаете о следующих важных вещах:

  • Что такое «проблема».
  • Что нужно знать, чтобы выявлять проблемы.
  • Почему в основе любой проблемы лежат противоречия.
  • Как использовать для обнаружения проблем эмпатию.
  • Какие бывают проблемы.
  • 7 лучших техник выявления проблем.

Урок 2. Исследование проблем

В уроке вы познакомитесь с основами исследования проблем и узнаете о следующих важных вещах:

  • 9 наиболее эффективных методов исследования проблем.
  • Что такое Customer Development и чем он может пригодиться.
  • Что такое бенчмаркинг и как его применять.
  • Как применять в исследовании проблем ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач).

Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идей

В уроке вы познакомитесь с основами генерации и поиска новых идей и узнаете о следующих важных вещах:

  • Что такое креативность.
  • Как развивать креативность.
  • Что говорят о процессе поиска идей такие люди как Джони Айв (бывший главный дизайнер компании Apple) и Пол Арден (легендарный рекламист и бизнесмен).
  • 5 индивидуальных (самостоятельных) методов генерации идей.
  • 3 командных метода поиска идей.
  • Как использовать для придумывания идей бенчмаркинг.
  • 10 советов для творчества от автора книги «Кради как художник».

Урок 4. Прототипирование

В уроке вы познакомитесь с основами прототипирования и узнаете о следующих важных вещах:

  • Что такое Product Evolution Canvas.
  • Как создавать прототипы материальных продуктов, сайтов, программ и приложений.
  • Как прототипировать пользовательский опыт.

Урок 5. Выбор лучшего решения

В уроке вы познакомитесь с основами выбора лучшего решения и узнаете о следующих важных вещах:

  • Какие типы мышления существуют (быстрое и медленное мышление). Почему с первым нужно бороться, а второй нужно приветствовать и активно применять.
  • Как шаг за шагом выбирать решение.
  • 4 метода оценки идей.
  • 7 врагов правильных решений.
  • 11 ментальных ловушек.
  • 7 когнитивных искажений.

Урок 6. Внедрение решения и преодоление сопротивления

В уроке вы познакомитесь с основами внедрения решений и преодоления сопротивления и узнаете о следующих важных вещах:

  • 8 этапов внедрения любого решения.
  • 4 проблемы, которые могут возникнуть при реализации решения.
  • Что такое синдром утёнка у покупателей и как с ним бороться.
  • Зачем нужно взаимодействовать с потенциальными клиентами.
  • 9 способов взаимодействия с пользователями.

Урок 7. Оценка результатов

В уроке вы познакомитесь с основами оценки результатов и узнаете о следующих важных вещах:

  • Как оценить эффект от внедрённого решения.
  • Что такое юзабилити.
  • 10 способов повысить юзабилити.
  • 15 способов измерить пользовательский опыт.
  • Как определить успех решения.
  • Как измерить качество продукта по модели Дэвида Гарвина.
  • Как оценить сервис по модели RATER.
  • Как исследовать лояльность клиентов по модели ANA и SERVQUAL.
  • Когда можно остановить внедрение решения.
  • Как постоянно улучшать свой продукт или услугу с помощью HADI-циклов.
Читайте также:
Вынужденный простой по вине работодателя ТК РФ: оформление, оплата

Но, естественно, чтобы получить от прохождения курса максимальную пользу, проходить его нужно определенным образом. Далее мы расскажем, как это следует делать.

Как проходить курс

Обучение дизайн-мышлению – не такой лёгкий процесс, как кажется. Но если уж вы решили им заняться, то наш бесплатный тренинг станет вашим надёжным помощником. Курс имеет теоретическую и практическую направленность.

С теорией всё просто: вы читаете, проходите уроки и тесты, обдумываете и осознаёте прочитанное. С практикой чуть сложнее: полученные знания надо применять. Однако если вы будете следовать нашим советам и рекомендациям, то обучение будет намного проще и интереснее.

Уроки проходить лучше в том порядке, в котором они идут в курсе. Если вы будете проходить по-другому, вы рискуете ничего не понять и остаться «с кашей в голове». Поэтому рекомендуем придерживаться установленной последовательности.Пройти все уроки можно и за один день, и за месяц. Длительность обучения зависит от того, что вы хотите получить в конце. Если вам нужна информация, которая так и останется лежать мёртвым грузом в голове, можете прочитать всё за один день и вернуться к обычным делам.

Если же ваша цель – создать полезный и инновационный продукт (или хотя бы понять, как это делается), то один день отводите конспектированию прочитанного и ещё два-три дня (а, возможно, и больше) уделяйте практике.

По сути, это все, о чем мы хотели сказать во вводном уроке к курсу по дизайн-мышлению. Придерживайтесь наших рекомендаций – и результат не заставит себя долго ждать. А еще мы настоятельно рекомендуем вам взять на заметку несколько тематических книг – их не обязательно читать прямо сейчас, но они в любом случае пригодятся вам в дальнейшем.

Книги о дизайн-мышлении

В предлагаемых ниже произведениях собрана важнейшая информация о дизайн-мышлении, а их авторами являются признанные профессионалы своего дела:

Поверьте: к тому времени, когда вы осилите этот список, вы и сами уже будете иметь за плечами впечатляющие результаты.

Видео о дизайн-мышлении

Чтобы получить дополнительный заряд мотивации, а также устранить некоторые пробелы в знаниях, рекомендуем посмотреть несколько интересных видеороликов о дизайн-мышлении:

Будет замечательно, если вы познакомитесь с этими материалами в самое ближайшее время.

Цитаты известных людей о дизайне

И в заключение – несколько интересных мыслей о том, что думают о дизайн-мышлении выдающиеся личности:

Дизайн-мыслящие фирмы стоят особняком в своей готовности участвовать в решении задач, непрерывно перепроектируя свой бизнес. создавать достижения и в области инноваций, и в области эффективности – комбинация, которая порождает самые мощные конкурентные преимущества.


Роджер Мартин

Дизайн-мышление – это способ мышления, который стимулирует творческий подход и инновации в продуктах и сервисах, а также новые подходы к построению бизнеса.


Эй Джи Лафли

Дизайн-мышление – это системный подход к решению проблем. Оно начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее.


Тим Огилви

Быстро, дешево и хорошо – из этих трех вещей нужно всегда выбирать две. Если быстро и дешево, это никогда не будет хорошо. Если это дешево и хорошо, никогда не получится быстро. А если это хорошо и быстро, никогда не выйдет дешево. Но помни: из трех все равно придется всегда выбирать две.


Том Уэйтс

Упаковка важна так же, как и продукт. Иногда даже важнее.


Джек Траут

Мы не обсуждаем дизайн. Мы обсуждаем: решена задача, которая перед нами была поставлена, или не решена.


Артемий Лебедев

Красиво оформленное глупое предложение пойдет намного дальше, чем неудачно оформленная замечательная идея.


Скотт Адамс

Хороший дизайн – инновационный. Хороший дизайн делает продукт полезным. Хороший дизайн – эстетичен. Хороший дизайн помогает продукту быть понятным. Хороший дизайн – ненавязчив. Хороший дизайн – честен. Хороший дизайн – надёжен. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей. Хороший дизайн беспокоится об окружающей среде. Хороший дизайн – это как можно меньше дизайна.


Дитер Рамс

Читайте также:
Выговор на работе – последствия, нормативы ТК РФ и другие нюансы

Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему. Они слишком сильно сжились с тем, что есть. Всё новое начинает пугать, а старое их утешает.


Пол Рэнд

Желаем удачи в освоении дизайн-мышления и предлагаем перейти к первому уроку нашего курса.

Что такое дизайн-мышление и как его применять

Всё чаще можно услышать формулировку «дизайн-мышление», при этом многие до сих пор не знают её точного определения.

Ни одна из сфер дизайна не требует такого глубокого погружения в мир клиента, как UI/UX-дизайн. Чтобы создать удобный и практичный продукт, необходимо понять боли и страхи пользователя. Дизайн-мышление как раз про это. Научиться правильно мыслить и решать задачи клиента на пользу бизнеса поможет курс «UX-дизайн».

Что такое
дизайн-мышление

Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее её развили учёные Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления.

Пишет про дизайн в Skillbox. Редактор и арт-директор собственного дизайн-бюро. Ведет рассылку о текстах, типографике и дизайне.

Наиболее ёмко это явление описали в Interaction Design Foundation. Там его определяют так:

Методика, с помощью которой мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения.

Любой, кто использует дизайн-мышление, подчиняет своё исследование и работу интересам человека, а не интересам компании, начальника, менеджера проекта или бюрократии.

Главная цель дизайн-мышления — выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи. В оригинале это называется thinking outside the box — дословно «думать вне коробки».

Дизайн-мышление применяют в любой области, например: спланировать тур по Европе, продумать ремонт квартиры, запустить новое медиа или бизнес, разработать логотип и айдентику.

Как работает
дизайн-мышление

Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест.

Рассмотрим каждый этап подробно на двух контрастных примерах, когда дизайн-мышление помогло лично мне.

Владелец тюменского сервисного центра попросил меня разработать лендинг. Прежде я делал их только для своих проектов и мне было легко: я знал, что хочу рассказать и донести до пользователей. Но про ремонт смартфонов я не знал ничего.

1 этап. Эмпатия

Эмпатия — умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует. Это главное качество дизайн-мышления, так как именно оно позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений, взглянуть на проблему глазами пользователя.

Настоящий дизайнер — всегда эмпат. Он ищет наиболее комфортное решение. Делать проекты, в которых вы разбираетесь, — легко. Если вы увлекаетесь рэпом, сделать лендинг для рэпера просто. Но если заказчик торгует на финансовой бирже, придётся вникнуть в его бизнес, разобраться в процессах и понять, что он чувствует, когда общается с людьми. Посмотрим, как эмпатия работает на практике.

Чтобы понять, что важно для клиентов сервиса по ремонту телефонов, я погрузился в атмосферу заказчика. Взял интервью у владельца бизнеса и провёл с командой рабочий день. Наблюдал за тем, какие вопросы задают клиенты, что их волнует, когда они отдают свои смартфоны на ремонт.

2 этап. Фокусировка

Систематизируйте информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, анализируйте наблюдения и выделяйте ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.

Общаясь с командой, я понял — большую часть времени они тратят, чтобы ответить на одни и те же вопросы: на какой срок даётся гарантия, какие случаи гарантийные, нужно ли вносить предоплату. В итоге я сформулировал вопрос: как сэкономить время клиента и команды?

3 этап. Генерация идей

Когда вы определили проблему пользователя, придумайте и проработайте нестандартные решения. Откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте всё, даже самые бредовые мысли. Как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.

Я предложил несколько решений проблемы:

  • сделать на лендинге раздел с ответами на вопросы;
  • снять видео, где директор сервиса отвечает на вопросы;
  • написать серию постов в соцсетях.

4 этап. Прототипирование

Здесь задача — проверить работоспособность идей на практике. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.

  • в случае успеха — найти верное решение, заметить недостатки, доработать и создать продукт;
  • в случае неудачи — опровергнуть гипотезу, сохранить время и деньги.
Читайте также:
Должностная инструкция коммерческого директора ООО

Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет — попробуйте определить проблему заново.

Ответы на вопросы — понятный и универсальный вариант, который работает на всех платформах. Пользователь выбирает нужный вопрос, и ответ уже на экране.

5 этап. Тестирование

Тестируйте готовый продукт и лучшие решения, которые разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление — повторяющийся процесс: используйте результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи от клиентов.

Я сверстал прототип раздела, показал, как он будет выглядеть.

Вместе с заказчиком мы протестировали его с разных устройств и убедились, что всё работает. После этого я сверстал финальный вариант раздела, добавил фоновую картинку и анимацию.

Как применять
дизайн-мышление в дизайне

Представим, что продуктовый дизайнер разрабатывает прототип новой микроволновки.

Он может действовать стандартными способами: опросить людей, у которых есть микроволновки, собрать обратную связь, узнать плюсы и недостатки отдельных моделей — и на основе полученной информации предложить решение.

Или пойти нестандартным путём: пообщаться с людьми и узнать об их привычках и шаблонах поведения в определённых ситуациях. Так дизайнер поймёт, что все микроволновки греют по-разному: одна за три минуты едва нагревает еду, а вторая — перегревает.

Значит, людям нужна не более мощная микроволновка, а понятный интерфейс, который скажет, как сильно нагреется еда.

Важно! Момент озарения, когда вы понимаете истинную проблему клиента и пользователя, называется инсайт. Это ключ к прорывным продуктам.

Дизайн-мышление помогает найти инновационные решения, которые не лежат на поверхности, экономить время и деньги. Приведу пример из своего опыта.

Ко мне обратилась студия наружной рекламы, которая хотела увеличить продажи. Руководство решило сделать корпоративный сайт. Но обсуждение задачи и часовое интервью с клиентом привело меня к решению, что этой компании лучше сделать лендинг или развивать аккаунты в социальных сетях.

Почти все клиенты обращались в студию, потому что её рекомендовали как место, где могут быстро разработать и изготовить дизайн вывески или рекламного баннера. То есть для компаний была важна скорость работы студии, а не наличие корпоративного сайта с возможностью рассчитать стоимость работ, гигантским портфолио и способами оплаты. Для таких целей лучше подходят соцсети, мессенджеры или простой лендинг.

Эмпатия и умение мыслить за пределами нормативов, стремление прочувствовать ситуацию и предложить нестандартные решения формируют интуицию дизайнера.

Заключение

Если не общаться с заказчиком, а лишь изучать конкурентов, то уйдут месяцы и сотни тысяч рублей на бесполезные решения. Именно дизайн-мышление и эмпатия показывают проблемы изнутри и наводят на их решения.

На курсе «UX-дизайн» вы научитесь определять проблемы и находить решения для интерфейсов веб-сайтов, мобильных приложений и сложных сервисов. Курс полезен и для начинающих дизайнеров, и для арт-директоров. Они вместе работают на одну цель — найти самое эффективное решение.

Как генерировать идеи и зарабатывать на них с помощью дизайн-мышления

Развитие бизнеса — процесс творческий. Креативные и одновременно рабочие идеи особенно нужны, когда нужно быстро адаптироваться к переменам, ответить на вызовы, придумать новый проект или продукт. Здесь на помощь приходит дизайн-мышление.

Как это работает? Мы поговорили с Наталией Рубаховой, экспертом LeverX Group, и узнали, как использовать приемы популярной методологии на практике.

Дизайн-мышление часто ассоциируется с прорывными стартапами или кардинальными преобразованиями в бизнесе. Но это также история про улучшение готового продукта или внутренних процессов компании, когда все работает, но хочется, чтобы бы работало лучше. И тогда команда экспертов собирается вместе, что создавать новое будущее.

С чего же начать? С эмпатии, которая учит оценивать ситуации глазами клиента. И будет здорово, если на воркшоп вы пригласите человека, который пользуется вашим продуктом или услугой.

Наталия Рубахова, эксперт LeverX Group:

— Очень важно общаться с потенциальными или действующими клиентами, выяснять, что им нравится в продукте, а чего не хватает — так мы находим явные и скрытые потребности. Именно на этапе исследования закладывается коммерческий успех будущего продукта: чем лучше идея решает задачи, тем меньше понадобится усилий и затрат на ее продвижение.

На следующем этапе, который называется фокусировка, команда определяет ключевые проблемы. Их решение должно строиться на основе реальных потребностей конечного пользователя.

Читайте также:
Геймификация — что это такое, и как ее использовать в бизнесе

Пришло время генерировать идеи, а все мысли кажутся тривиальными или слишком нереалистичными? Фиксируйте все варианты, которые приходят в голову, даже самые очевидные и самые невозможные.

Чтобы не упустить ценные предложения, на этом этапе лучше выключить критику, даже если бюджет кажется космическим, а на реализацию могут уйти десятилетия. Чтобы фантазия помогала реальности, на воркшопах присутствует специалист – фасилитатор. Он направляет обсуждение в конструктивное русло, задавая наводящие вопросы и предлагая различные задания. Порой специалист по дизайн-мышлению использует провокационные приемы, чтобы встряхнуть аудиторию: заведомо абсурдные идеи, допущения, преувеличения и другое. Все это помогает взглянуть на вопрос под новым углом.

Наталия Рубахова, эксперт LeverX Group:

— В нашей практике не было такого, чтобы по итогам воркшопа не было найдено ни одного решения. Всегда появляется идея для обсуждения, другое видение, новые подходы, заслуживающие того, чтобы рассмотреть или даже применить их в дальнейшем. И любую идею всегда можно довести до практической реализации, если это оправдано.

И вот у вас множество предложений, многие кажутся замечательными и очень подходящими для решения текущих задач. Чтобы выбрать самые рабочие,

Чтобы выбрать самые сильные идеи, можно сформулировать один или несколько критериев (самая рациональная, самая вдохновляющая и т.д.) и предложить каждому участнику проголосовать. Кроме этого, важно дать возможность высказаться тем, кто может оценить жизнеспособность предложений (экспертам, руководителям и специалистам профильных направлений), но при этом не терять фокус на целевой аудитории и ее потребностях.

Наталия Рубахова, эксперт LeverX Group:

— Лучшими становятся идеи, которые являются экономически целесообразными и реализуемыми технически и соответствуют запросам целевой аудитории. Поэтому важно, чтобы участие в их обсуждении принимала мультидисциплинарная команда: чем более разноплановый опыт учитывается в процессе генерации и отбора идей, тем более интересных результатов можно добиться.

На этапах прототипирования и тестирования вы можете быстро оценить потенциал идеи и проверить, сможет ли она решить поставленную задачу, понравится ли конечным пользователям. Прототип — это не готовый макет будущего решения, а ее бюджетный вариант с ограниченным функционалом. Он позволяет понять, есть ли смысл дорабатывать его до готового продукта или нет. Вы можете создать сайт с базовыми функциями и без особых стараний дизайнера и попросить аудиторию оценить, насколько решение полезно и чего в нем не хватает.

Наталия Рубахова, эксперт LeverX Group:

— Прототипирование и тестирование — лучший способ сделать абстрактную идею осязаемой, проверить выдвинутую гипотезу, узнать реакцию клиента или пользователя. От максимально простой модели команда шаг за шагом продвигается к рабочему решению. Это удерживает от того, чтобы слишком далеко уйти в неверном направлении.

Дизайн-мышление предполагает, что многие вещи в итоге придется делать иначе. Поэтому для успеха важно, чтобы руководство компании поддерживало эксперименты, инновации, командную работу на равных и отсутствие жестких рамок. Дизайн-мышление сложно применять в организациях, где не принят свободный обмен мнениями и мыслями.

Наталия Рубахова, эксперт LeverX Group:

— Отсутствие гибкости и открытости мешает не только обсуждать проблемы и находить решения, но и не позволяет увидеть всю картину целиком. Поэтому важно организовать такую атмосферу, где у каждого участника будет возможность высказаться. Кроме этого, важно привлекать специалистов из разных областей, в том числе – экспертов, владеющих методологией дизайн-мышления.

Что такое дизайн-мышление и как его применять в бизнесе — Глава 1

Дизайн-мышление — метод разработки продуктов, сервисов и услуг, ориентированных на человека. Дизайн-мышление ставит в центр потребность пользователя, а уже затем ищет пути технической реализации и экономические возможности. Дизайн-мышление побуждает искать наилучший из возможных способов в условиях ограничений.

Дизайнер интерфейсов. Практик дизайн-мышления. Публикует материалы об UX/UI-дизайне. Активно осваивает HCD (Human-centered design).

Янв 30 · 5 мин читать

(Перед вами бесплатный курс от InVision Studio «Дизайн-мышление». В курсе 6 глав, в которых доходчиво и на наглядных примерах, опираясь на истоки Stanford d.school, раскрывают ценность дизайн-мышления для поиска точек роста, создания продуктов и услуг в условиях ограничений. Теория и практика дизайн-мышления для разных отраслей в экспресс-формате.

Содержание:

В 1958 году США запустили спутник и президент Эйзенхауэр решил создать НАСА. А спустя всего 4 месяца после этого профессор инженерии из Стэнфорда Джон Арнольд уже вовсю предлагал идею, что проектирование непременно должно стать человеко-центричным (human-centered).

То, что Джон Арнольд предлагал внедрить нечто человеко-центричное было довольно необычно. Во времена холодной войны инженеры в основном работали по двум направлениям: космическая гонка и создание водородной бомбы.

Читайте также:
Вредные привычки на работе — как бороться с курильщиками

Но тем не менее, необычное предложение вдохновило к действиям профессора инженерии Боба Маккима, и он при поддержке профессора искусств Мэтта Кана разработал инженерную программу «Продуктовый дизайн»(Product Design). По сути, МакКим с коллегами сформировал процесс дизайн-мышления. Позже на этих принципах была построена деятельность Стэнфордского института дизайна и целого ряда компаний работающих, как и IDEO по принципам design-driven.

В своё время, космическая гонка подтолкнула ученых к изобретению застёжки-липучки (Velcro) и спутниковой связи. Дизайн-мышление сыграло огромную роль в том, как мы сейчас пользуемся компьютерами (мышками и ноутами). Более того, дизайн-мышление повлияло (и будет влиять) на такие сферы как оказание медицинской помощи и банковские операции.

Дизайн-мышление это человеко-центричный подход к инновациям. Этот подход берет инструменты дизайнера и объединяет в одну картину потребности людей, возможности технологий и требования с целью достижения ценных результатов для бизнеса.

Почему дизайн-мышление зашло не только передовым креативщикам IDEO, но и гигантам наподобие IBM? Да потому, что здесь в процесс разработки вовлечены не только дизайнеры, а абсолютно все сотрудники компании. Данный способ проектирования помогает компаниям находить свежий взгляд на решение серьёзных задач.

Дизайн-мышление хорошо помогает масштабировать процесс проектирования в крупных организациях. Руководители, которые смогли перейти на язык дизайн-мышления и научились пользоваться набором необходимых инструментов, обрели возможность уверенно создавать крутые передовые продукты.

Причем именно за счёт обращения к пользовательскому опыту в центре которого находится сам человек.

Дизайн-мышление фокусирует нас на пользователях и их потребностях и именно благодаря такому подходу команда может стремительнее добиваться значимых результатов.

Дизайн-мышление это нелинейный процесс без жёстких правил применения. Это череда итераций с возможностью сменить вектор развития. Ребята из d.school (Стэнфордский институт дизайна) однажды даже оцифровали этот подход в формате схемы и проверили на практике, что методика подходит для решения практически любой задачи.

В этом курсе мы разберем все 5 этапов концепции дизайн-мышления. В результате вы научитесь находить решения, которые помогут брать разные по сложности высоты, преодолевать барьеры разного уровня.

В сердце дизайн-мышления — эмпатия (сопереживание) или применение техники “мышление новичка”, такая методика помогает нырнуть в глубины пользовательского опыта раскрывая глубинные потребности и идеи.

Определить проблему и посмотреть на ситуацию под правильным углом (POV) — это ключевая часть всего процесса. Такой подход требует ответа на следующие вопросы: кто наш пользователь? (максимально подробно); какая у него глубокая неудовлетворенная потребность? почему это действительно важно? (что вам удалось обнаружить с помощью механизма эмпатии?). Довольно часто смена точки зрения помогает переосмыслить проблему и приводит к инновационному решению.

Процесс дизайн-мышления проходит циклы генерации идей и фокусировки/отбора. На этапе зарождения идей вы как бы взрываетесь создаете огромное количество идей. А на этапе выбора подбираете подходящий объект для изучения и концентрируете на нем своё внимание под определенным углом (Point of View).

Для большинства дизайнеров всё самое интересное начинается с создания прототипа. Хотите получить от пользователей мощный поток обратной связи? Попробуйте дать им в руки прототип, или даже привлеките их к разработке! Вот это будет действительно хороший способ добиться сопереживания. Создание прототипа это хорошая школа для дизайнера. Прототипирование помогает устранить разногласия в команде. На этом этапе очень удобно проверить боем все гипотезы с хорошей скоростью и минимальными рисками.

Тестируйте прототипы на реальных пользователях и обязательно собирайте с них обратную связь. Это даст возможность скорректировать вашу точку зрения (POV), еще ближе узнать свою аудиторию и сделать следующую итерацию еще лучше. В Стэнфордском институте дизайна (d.school) говорят так: «Создавайте прототип с верой что всё делаете правильно, а тестируйте с верой что прототип напичкан ошибками».

Эти шаги можно рассматривать как старт в дизайн-мышлении. Со временем вы адаптируете их под свой стиль работы и привыкните к ним. Ваш новый набор инструментов станет гибче и поможет взяться за абсолютно любой проект. Хоть мобильное приложение, хоть лунные снимки для НАСА — не вопрос!

Выражаю благодарность Bill Burnett, исполнительному директору программы дизайна в Стэнфорде за лекцию, которая вдохновила на это вступление.

Это первая глава | Продолжение (Глава 2) →

Дизайн-мышление
все о тренде и что почитать

Дизайн-мышление — везде на слуху, звучит абстрактно и кажется, что создано только для дизайнеров или других творческих людей. А ведь применить метод может кто угодно в бизнесе или в личной жизни. На этой странице вы сможете за 5 минут разобраться в том, что такое дизайн-мышление, посмотреть кейсы и узнать, что читать по теме.

Читайте также:
Должностная инструкция водителя легкового служебного автомобиля

Дизайн-мышление — это способ решения задач, ориентированных в первую очередь на интересы пользователя. Формула «польза для человека + возможности технологий + учет интересов бизнеса» дает в результате устойчивый продукт.

Евангелисты дизайн-мышления верят, что применять инструменты метода можно для всех сфер без ограничений — для решения задач бизнеса, в образовательных проектах, даже при воспитании детей и планировании поездки в Грецию.

Кому полезно

Разработчикам и стартапам.

Преподавателям и консультантам.

Бизнесменам и работникам сферы услуг.

Дизайнерам и всем-всем-всем.

Метод дизайн-мышления состоит из шести этапов

Каждый этап относится к дивергентной или конвергентной фазе. Дивергенция — расширить угол зрения, собрать все находки и идеи.

Затем конвергенция сужение фокуса и выбор приоритетной идеи, которую будем проверять и дорабатывать на следующих итерациях.

Брать и применять: набор практических инструментов для каждого этапа — в методичке от лаборатории Wonderfull.

Этапы дизайн-мышления

Дизайн-мышление — это четко определенный процесс. При этом можно выполнять только часть его цикла, возвращаться к середине или началу при необходимости.

Способность выслушать, «влезть в ботинки» другого человека и понять его чувства, движения и поступки.

Все идеи крутые, пока не столкнулись с реальным миром. Просеиваем идеи через фильтр, чтобы отобрать жизнеспособные.

Простой прототип расскажет больше, чем вы могли представить, поможет найти верное решение и не потерять деньги.

Обрабатываем информацию о жизни людей и выделяем проблему, с которой будем работать. Смысл фокусировки — сформулировать вопрос для решения.

Режим, когда мы придумываем основные идеи. Чтобы этап был успешен, исключаем критику, создаем позитивную атмосферу и собираем игроков из разных отделов. Все записываем.

Получение обратной связи о прототипах. Показываем пользователю решение и спрашиваем, что не нравится и почему. Разочаровывает, но экономит ресурсы.

Способность выслушать, «влезть в ботинки» другого человека и понять его чувства, движения и поступки.

Обрабатываем информацию о жизни людей и выделяем проблему, с которой будем работать. Смысл фокусировки — сформулировать вопрос для решения.

Режим, когда мы придумываем основные идеи. Чтобы этап был успешен, исключаем критику, создаем позитивную атмосферу и собираем игроков из разных отделов. Все записываем.

Все идеи крутые, пока не столкнулись с реальным миром. Просеиваем идеи через фильтр, чтобы отобрать жизнеспособные.

Простой прототип расскажет больше, чем вы могли представить, поможет найти верное решение и не потерять деньги.

Получение обратной связи о прототипах. Показываем пользователю решение и спрашиваем, что не нравится и почему. Разочаровывает, но экономит ресурсы.

История дизайн-мышления

Герберт Саймон озвучил идею дизайн-мышления в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позже этот подход, основанный на наблюдениях, экспериментах и быстрых изменениях, проникает в менеджмент. Уже в 90-х годах Дэвид Келли основывает IDEO. Официальная доктрина компании — дизайн-мышление.

Дизайн-мышление в бизнесе

Приведем несколько примеров проектов, которые нас вдохновили и заставили полюбить дизайн-мышление.

Решение из шариков и веревочек

Корейская компания заправок S-Oil хотела выбиться в лидеры отрасли. У них было мало времени, небольшой бюджет, очень конкурентный рынок и метод дизайн-мышления в арсенале. Сейчас S-Oil Corporation — вторая по величине нефтегазовая компания Южной Кореи.

Пообщавшись с автомобилистами, сделали открытие — в поисках свободного места на парковке те тратят уйму времени и «накручивают» по асфальту до 15 лишних км в месяц. Это была сильная боль и проблема, не связанная напрямую с продажей бензина. В S-Oil придумали элегантное дешевое решение из желтых шариков-стрелочек, которые показывали, где есть свободное место на парковке. В результате S-Oil: 1) позаботилась о пользователях, 2) повысила продажи, 3) заработала имидж компании, экономящей нефть и неравнодушной к экологии.

Пиратский квест во время МРТ-обследования

В МРТ-сканере все громко и неожиданно стучит. Замкнутое пространство, да еще и лежать нужно неподвижно, — страшно даже взрослым, не говоря о детях. Исследователи, которые занимались этим проектом, решили проблему геймификацией для детей.

В госпитале Питтсбурга каждый кабинет и МРТ-сканер — это своя история. Путешествие на корабле пиратов, ракете или в подводное царство Русалочки. Обычно сканер выглядит пугающе, но только не здесь. Теперь дети ждут не дождутся процедуры — это же приключение! Никто не боится, многие просятся прийти еще раз. Маленьким пациентам стали давать успокоительное на 19% реже. И все это без переделки дорогостоящего аппарата. Кейс компании IDEO для GE.

Читайте также:
Дискриминация в сфере труда женщин, инвалидов и других лиц: ответственность

Инструкция «Из коробки» от Samsung

Ребята из Special Projects помогли Samsung понять, почему пожилые люди неохотно пользуются смартфонами. Они провели исследование и узнали, что затруднения вызывал не их возраст или недостаток технических навыков, а неуклюжесть руководств телефона.

Стандартный дизайн инструкций и зашифрованная терминология отпугивали пользователей. Настроить свои мобильные телефоны было сложно. А вот руководство по телефону в виде набора книг позволило пользователям чувствовать себя комфортно и не бояться исследовать свой мобильный телефон.

Переговорка «Рабочее место будущего»

Что было не так с переговоркой? Мало места, у людей затекала шея, потому что приходилось смотреть на флипчарт, который — как оказалось — неудобно висит, некуда положить блокнот, не говоря о ноутбуке. И так много часов подряд.

В компании Wonderfull решили улучшить переговорную, применив дизайн-мышление. Для этого провели исследование: посадили людей в старую переговорную, моделировали разные ситуации и наблюдали за происходящим. Замечали, какие есть проблемы. Сделали прототип из картона, протестировали его — и улучшили. Затем еще раз и еще. Тесты прототипа показали, что такое решение помогло улучшить качество переговоров. Они проходят быстрее, люди меньше устают и чувствуют себя комфортнее.

Дизайн-мышление помогает в решении любых задач

Это может быть создание автомата для кофе, веб-интерфейса или даже планирование отпуска. Не имеет значения сфера деятельности, размер бизнеса или количество людей в команде.

Новое цифровое пространство для Tele2

Когда у российского мобильного оператора Tele2 появилась задача «изменить сайт», с помощью метода дизайн-мышления она трансформировалась в более глобальную — обновить все приложения и веб-версии сайта и создать новое цифровое пространство. Начали с исследования того, что же хочет абонент, — не задавали вопросы, а наблюдали, как люди совершают покупки в Интернете или регистрируются в других личных кабинетах. Так же методично изнутри у представителей бизнеса были собраны все пожелания. После этого «склеили» интересы всех. Так в Tele2 нашли синергию между тем, чего хотел бизнес и чего действительно ждал абонент. Фото — лаборатория Wonderfull.

Прогуляться и оформить документы

Дизайн-мышлением начало пользоваться даже государство. Во время обычной прогулки по парку москвичи могут совместить приятное с полезным и подать заявление о регистрации брака, узнать о своих штрафах ПДД или о получении загранпаспорта в кабинах. Благодаря вниманию к запросам пользователей с помощью метода дизайн-мышления появились кабины виртуального обслуживания «Мои документы» и разрабатывается новое мобильное приложение сайта mos.ru

Умная кофе-станция

Разработчики кофе-станции тоже использовали дизайн-мышление. Они продумали идею и сценарии для 8 типов пользователей. Умная кофе-станция самообучается и предлагает подходящее человеку сочетание ингредиентов в напитке, разные печеньки и даже персонализированную новостную ленту. Она умеет делать геолокационную привязку к его маршруту. А ещё «помнит» эмоциональный фон на основе данных с прошлого «общения» с кофе-станцией. «Очеловечивание» машины оставляет приятное впечатление — человек замечает разницу уже во время второго подхода к кофе-станции. Кейс дизайн-агентства Lumiknows.

Бабушки, родственники и коты — это стейкхолдеры

Дизайн-мышление отлично подходит для планирования отпуска. Берем инструмент «Карта стейкхолдеров» — записываем всех, кто заинтересован в процессе, и описываем, какие у них есть потребности. Бабушки, родственники и коты — это стейкхолдеры. Как организовать оставшимся дома котам постоянно свежую водичку в миске и достаточное количество корма во время вашего отпуска? Если вы пройдете все этапы процесса дизайн-мышления и учтете интересы всех стейкхолдеров этого непростого семейного процесса — отличный отпуск вам гарантирован. Из интервью в Бизнес-блоге МИФа

От медицины до IT: как решать задачи с помощью дизайн-мышления

Дизайн-мышление — модное направление, о котором начали массово говорить не так давно. Но на самом деле этот метод существует уже более 50 лет. Из приема дизайнеров он превратился в универсальный инструмент, который помогает специалистам в самых разных сферах понимать потребности пользователей и изобретать для них креативные решения. Рассказываем об основных принципах дизайн-мышления и разбирается, как оно помогает придумывать новое.

Описание метода и история его появления

Дизайн-мышление — это особый подход к созданию новых продуктов и решений. В рамках него большое внимание уделяется потребностям и запросам будущих пользователей. Вот основные принципы дизайн-мышления:

  • детальное изучение опыта людей;
  • стремление выйти за рамки одностороннего взгляда на проблему;
  • учет разных сценариев поведения и взаимодействия с новым продуктом.
Читайте также:
Должностная инструкция коммерческого директора ООО

Прообразом технологии дизайн-мышления послужили креативные техники, развивавшиеся в 1950–1960 годах. О дизайне как о способе мышления первым в 1969 году написал Герберт Саймон в книге «The Sciences of the Artificial». Окончательно метод дизайн-мышления был сформулирован в 1980-х годах. Позже основатель компании IDEO Дэвид Келли стал приспосабливать метод дизайн-мышления к потребностям бизнеса. Он же в начале нынешнего века основал d.school в Стэнфордском университете, которая стала центром развития этой технологии.

Сферы использования дизайн-мышления

Специалисты, работающие с дизайн-мышлением сегодня, говорят, что это универсальный инструмент. Его можно использовать везде — от создания мобильных приложений до планировки общественных пространств.

Например, благодаря дизайн-мышлению компания IDEO нашла способ превратить пугающий для детей процесс прохождения МРТ в веселую игру. Они сделали из каждого кабинета сказочный мир, разукрасили стены и оборудование, чтобы маленьким пациентам было не страшно, а интересно приходить на процедуру.

А российская лаборатория Wonderfull помогла Московскому метро решить проблему передвижения людей с ограничениями. Благодаря инструментам дизайн-мышления придумали и запустили Центр обеспечения мобильности пассажиров. Его сотрудники помогают пожилым людям, родителям с детьми и слабовидящим комфортно и безопасно пользоваться метрополитеном.

Этапы работы по методу дизайн-мышления

  1. Эмпатия. Сначала нужно понять, что беспокоит людей. Важно погрузиться в их мир, определить их потребности, трудности и модели поведения. Сделать это поможет наблюдение за пользователями, беседа с ними или эксперимент, в рамках которого вы попытаетесь занять их место и получить схожий опыт.
  2. Фокусировка. Собранную информацию необходимо обработать и проанализировать, чтобы выделить самые важные проблемы.
  3. Генерация идей. Здесь вы придумываете конкретные решения. При этом важно предложить как можно больше идей и не бояться рассматривать сумасшедшие предложения. После того как вы собрали достаточно вариантов, нужно более тщательно оценить каждый из них и переходить к выбору наиболее подходящего.
  4. Прототипирование. Прототип нужен для того, чтобы проверить вашу идею и понять, насколько она хороша. Создав ее физическое воплощение (это может быть макет, сценарий, презентация), вы увидите сильные и слабые стороны.
  5. Тестирование. На последнем этапе дизайн-мышления пользователи тестируют прототипы и делятся обратной связью. Комментарии людей показывают, помогает ли ваш вариант справиться с их проблемами. Они также позволят улучшить решения.

При необходимости эти этапы можно повторять по несколько раз или использовать только те, которые больше всего подходят для решения ваших задач.

Ошибки в работе с дизайн-мышлением

Может показаться, что дизайн-мышление — универсальный, не вызывающий проблем инструмент. Но это не так. Основатель и партнер лаборатории Wonderfull Мария Сташенко в статье на Medium.com пишет, что порой внедрение метода в работу заканчивается неудачей. Причин такого исхода несколько:

  1. Односторонний взгляд на проблемы пользователей, которые команда собирается решать. Чтобы избежать этого, к работе по методу дизайн-мышления необходимо привлекать специалистов из разных областей (дизайнеров, разработчиков и аналитиков).
  2. Поверхностное использование метода. Команда на глаз прикидывает проблемы пользователей, не подкрепляя свои суждения фактами. Из-за этого в финале получается продукт, который на самом деле не нужен целевой аудитории. Справиться с этим можно, применив как можно больше реальных методов исследования.
  3. Критика идей на этапе генерации. Это тормозит процесс креатива, многие хорошие идеи теряются. Чтобы решить проблему, перед началом брейншторма договоритесь, что критика запрещена, и строго следите за этим.

Полезные материалы о дизайн-мышлении

Если хотите подробнее узнать о методе и его применении, советуем изучить эти источники:

  1. Тим Браун. «Дизайн-мышление в бизнесе».
  2. Жанна Лидтка, Тим Огилви. «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров».
  3. Мартин Томич. «Придумай. Сделай. Сломай. Повтори. Настольная книга приемов и методов дизайн-мышления».
  4. Донни Эбенштейн. «Сила эмпатии». «Designers — think big!».
  5. Тим Браун на TED Talks.
  6. «Virtual crash course» от d.school Стэнфордского университета.
  7. «Дизайн-мышление. Рабочие материалы». Лаборатория Wonderfull.
  8. «Дизайн-мышление». Оксана Мороз на «ПостНауке».

Получите карьерную поддержку

Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.

Подписаться на карьерную рассылку

Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.

Читайте также:
Докладная записка о нарушении трудовой дисциплины: образец

Что такое дизайн-мышление и зачем оно нужно в бизнесе

Дизайн-мышление для недизайнеров

Человек естественным образом вырабатывает модели мышления, которые основаны на повторяющихся действиях: если вы каждое утро ездите от дома до офиса повторяющимся маршрутом, то в n-ый раз ваш мозг пройдет его автоматически. Зачастую автоматические действия могут помешать быстро и легко придумать творческое решение проблемы, ведь инновации требуют постоянной борьбы с самоналоженными ограничениями.

Если вы глубже погрузитесь в дизайн-мышление, то увидите, что оно прежде всего завязано на любопытстве и внимательности к окружающему миру. Взглянуть на вещь по-новому нельзя без основательных знаний о ней, а эти знания невозможно собрать в полном объеме без простых, но важных вопросов:

  1. Почему это работает именно так?
  2. Что будет, если исключить этот элемент?
  3. Почему люди ведут себя именно так?

Сомнения и вопросы освобождают нас от привычных суждений и помогают копнуть глубже: так любопытство открывает инсайты. Ключевая идея состоит в том, чтобы действовать в интересах человека, а не цифр. Я бы так сформулировал основные базисы дизайн-мышления:

  1. открытость экспериментам;
  2. фокусировка на ценностях;
  3. точность в постановке проблемы;
  4. внимание к процессу, а не результату.

Руководство к действию

Дизайн-мышление состоит из нескольких этапов: обычно от трех до семи, хотя варианты организации не ограничены. Здесь все зависит от цели: для выполнения рядовой задачи вам будет достаточно и трех, а для разработки нового продукта потребуется больше.

Немного теории: самая распространенная система дизайн-мышления разработана в Стэнфорде. В ней всего пять стадий, которые можно использовать в любом порядке: эмпатия, сбор информации, генерация идей, эксперименты и тестирование. Сначала лучше пройти все стадии по порядку. Разобраться с чувствами потребителей: что им нравится, что волнует, чего не хватает. Затем обобщить полученные данные и набросать идеи, которые могут решить проблему потребителя, чтобы на следующем этапе создать первый прототип и проверить его на практике. Если конечный вариант не смог решить проблему, можно вернуться на любой из предыдущих этапов дизайн-мышления и продолжить новый путь оттуда.

Дизайн-мышление на практике

Возвращаясь к современной истории, дизайн-мышление сыграло немалую роль в успехе стримингового сервиса Netflix. Если верить Forbes, то еще в 2001 году основатель компании Рид Гастингс тратил по 10 000 000$ в год на исследования стриминговых технологий, хотя большее внимание тогда уделялось DVD.

Все потому, что дизайн-мышление в понимании Netflix подразумевало несколько правил:

  1. думай глобально — Netflix не боялся разрушить устоявшиеся привычки пользователей;
  2. начинай с малого — компания дождалась подходящего момента, чтобы реализовать новый продукт;
  3. вовремя останавливайся — ранние попытки запуска стримингового сервиса были заброшены.

В PepsiCo всегда считали, что дизайн-мышление — это ведущая инновация в компании, которая обеспечивает соответствие продукта ожиданиям пользователей. Такой подход позволяет регулярно переосмыслять все традиционные продукты компании. Именно благодаря дизайн-мышлению на китайском и японском рынке PepsiCo выпустили газировку со вкусами огурца, арбуза и кофе.

Дизайн-мышление в идеале нужно применять на каждом уровне бизнеса, как делают, например, в Apple, Samsung, Google.

Мы в Логомашине применяем дизайн-мышление для разработки бренд-платформы и визуальной идентичности проекта по стэнфордской системе. За время использования этого метода мы выделили два основных правила, которые помогают успешно искать решения:

  1. проблемы пользователя подкрепляются фактами. Если этого не делать, в конечном итоге может получиться так, что проблемы пользователей команда прикинула на глаз, а реальные методы исследования не применялись;
  2. не критиковать идеи на этапе генерации. Если заранее об этом не договариваться, многие хорошие идеи могут потеряться. Лучше набросать больше вариантов и выбрать из них самые достойные, чем отбирать сразу и в конце остаться без подходящих идей.

Сейчас менеджеры многих компаний, даже того не зная, уже используют элементы дизайн-мышления, но представляют его как отдельный способ выйти за рамки традиционного решения проблем, создать что-то совершенно новое, а не как системный подход.

Подводя итоги

Дизайн-мышление предполагает отрыв от общепринятых суждений, чтобы найти инновационный подход к решению проблемы. Это не просто инструмент заглянуть под верхний слой проблемы. Дизайн-мышление меняет сознание человека, дает возможность найти качественно новое решение проблемы для компании и отдельного человека

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: