Дисциплинарная ответственность и производство в отношении адвоката

Не допускать двойной ответственности

Правило non bis in idem, согласно которому никто не может быть наказан дважды за одно и то же нарушение, является универсальным принципом законодательного регулирования юридической ответственности и закреплено в актах международного права (п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 4 Протокола № 7 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод), Конституции РФ (ч. 1 ст. 50), УК РФ (ч. 2 ст. 6), КоАП РФ (ч. 5 ст. 4.1).

Между тем на практике выявились сложности в применении данного принципа при привлечении лица к ответственности за содеянное, предусмотренной различными отраслевыми законами. Вопрос о соотношении уголовной и дисциплинарной ответственности адвокатов затрагивался и в Разъяснении Комиссии Федеральной палаты адвокатов РФ по этике и стандартам № 02/16 от 28 января 2016 г. Но в дисциплинарной практике адвокатских палат случаев необходимости применять non bis in idem до последнего времени не наблюдалось. И вот в АП г. Москвы появилось сразу два. Оба – с подачи регионального органа юстиции.

Представления Московского горюста

Представления о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов Г. и М. идентичны и внесены ГУ Минюста РФ по г. Москве, по информации от начальников двух столичных СИЗО. Адвокаты были осуждены за совершение административных правонарушений, связанных с проносом на территорию места содержания под стражей запрещенных предметов. Прилагая к представлениям постановления районных судов о признании адвокатов виновными в совершении правонарушений и назначении обоим наказания в виде штрафа, уполномоченный орган юстиции предлагал возбудить в отношении адвокатов дисциплинарные производства, поскольку эти противоправные действия также нарушают нормы КПЭА, подрывают доверие к адвокатуре.

Позиция АП г. Москвы

Дисциплинарные производства были прекращены на основе правила non bis in idem в связи с отсутствием в представлениях горюста ссылок на какие-либо иные действия (бездействие) адвокатов, которые бы не охватывались и не были оценены вступившими в законную силу постановлениями районных судов, на основании которых адвокаты были привлечены к административной ответственности, и которые требовали бы их оценки со стороны Квалификационной комиссии и Совета в рамках именно дисциплинарной юрисдикции.

В заключениях Квалифкомиссии и решениях Совета указано, что в случае, когда конкретные действия (бездействие) адвоката уже получили окончательное разрешение в рамках какой-либо иной юрисдикции, в том числе административной, квалифкомиссия и совет палаты лишены какой-либо законной возможности повторной оценки тех же самых действий через призму дисциплинарной ответственности данного адвоката, поскольку они уже были установлены и зафиксированы вступившим в законную силу решением.

Такие выводы основывались на постановлениях Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека. КС последовательно констатировал, что буквальное содержание ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, ограниченное только уголовной ответственностью, не означает, что Конституция допускает неоднократное привлечение к административной или дисциплинарной ответственности за одно и то же деяние 1 .

КС указывал, что «положение статьи 50 (часть 1), конкретизированное федеральным законодателем применительно к сфере действия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях посредством абсолютного запрета несения кем-либо административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, распространяется и на случаи привлечения лица за содеянное одновременно к ответственности по статье данного Кодекса и к ответственности, хотя и предусмотренной отраслевыми федеральными законами, но по своей правовой природе являющейся публично-правовой, носящей, по общему правилу, карательный, а не восстановительный характер» 2 .

ЕСПЧ, признавая правило non bis in idem в качестве фундаментального принципа, отмечал, что «применение этого принципа регулируется триединым условием тождества фактов, единства нарушителя и единства защищаемого правового интереса. Следовательно, согласно этому принципу, к одному и тому же лицу не может быть более одного раза применена санкция за однократное незаконное поведение, рассчитанная на защиту одного и того же правового актива» 3 .

В ситуации с дисциплинарными производствами в отношении адвокатов Г. и М. все вышеназванные три условия, позволявшие применить принцип non bis in idem, полностью соблюдены.

Тождество фактов, указанных в представлениях горюста и постановлениях судов, единство лица, в отношении которого ставится вопрос о привлечении к ответственности во взаимосвязи с единством защищаемого правового интереса, заключающегося в обеспечении соблюдения установленного законом порядка в сфере деятельности следственных изоляторов, свидетельствуют о недопустимости применения к адвокатам дисциплинарной санкции, которая является публично-правовой мерой ответственности и не носит восстановительного характера, так как примененное к ним в порядке производства по делам об административных правонарушениях наказание в виде штрафа уже обеспечило защиту нарушенного противоправными действиями охраняемого правового интереса.

Возражения горюста и Разъяснение № 2/16 КЭС ФПА

В возражениях на заключение КК орган юстиции отстаивал правомерность двойной ответственности адвокатов за однократное административное правонарушение, ссылаясь на буквальное содержание ч. 1 ст. 50 Конституции и указывая на противоречие позиции АП г. Москвы по дисциплинарному производству Разъяснению КЭС ФПА № 02/16.

На самом деле такое противоречие отсутствует. В данном Разъяснении, действительно, допускается возможность двойной (повторной) ответственности за совершение одного деяния и при этом не уточняется ее тип – публично-правовая или восстановительная. Но из контекста видно, что имеется в виду именно последняя – в дальнейшем изложении прямо называются такие ее виды, как материальная и гражданско-правовая.

Читайте также:
Выговор на работе – последствия, нормативы ТК РФ и другие нюансы

Нельзя также забывать, что Разъяснение разрешало вопрос не о применении дисциплинарной ответственности к адвокату, уже наказанному за содеянное в другой юрисдикции, а о возбуждении дисциплинарного производства при наличии в поступившем обращении признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения.

КЭС высказалась по поступившему к ней запросу абсолютно определенно: установление наличия в деянии адвоката признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения возможно только в порядке уголовного судопроизводства либо производства по делам об административных правонарушениях; однако указание в поступающих в адвокатскую палату обращениях (допустимых поводах) на признаки преступного или административно-наказуемого деяния само по себе не является основанием для отказа в возбуждении дисциплинарного производства. КЭС также разъяснила, что в тех случаях, когда по обстоятельствам, содержащим признаки нарушения Закона об адвокатуре и (или) КПЭА, органами предварительного расследования рассматривается сообщение о преступлении либо возбуждено уголовное дело, дисциплинарное производство может быть отложено по усмотрению органов адвокатской палаты до окончания процедуры уголовного судопроизводства.

Руководствуясь данными Разъяснениями, органы адвокатской палаты разрешают дисциплинарное производство в зависимости от возможности разграничить признаки уголовно-наказуемого деяния от признаков дисциплинарного проступка: либо производство откладывают, либо прекращают, либо рассматривают только в части обвинения в совершении дисциплинарного проступка.

Важно подчеркнуть, что проблемы двойной уголовной и дисциплинарной ответственности в адвокатуре вообще не существует, так сказать, по определению: в случае осуждения адвоката за умышленное преступление его статус прекращается советом адвокатской палаты субъекта РФ автоматически и безальтернативно, исключая дисциплинарное разбирательство каких-либо претензий к адвокату. При этом Закон об адвокатуре не допускает прекращения статуса адвоката за совершение административного правонарушения или неосторожного преступления.

Уместно будет также обратить внимание на то, что в отношении других спецсубъектов недопустимость совмещения административной и дисциплинарной ответственности урегулирована в КоАП РФ и отраслевых законах. Статья 2.5 КоАП устанавливает, за какие правонарушения военнослужащие, сотрудники Следственного комитета, органов внутренних дел, войск национальной гвардии, таможенных органов несут дисциплинарную ответственность, а за какие – административную на общих основаниях. Эту норму закрепляет Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, предусматривая, что «за административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях» (п. 47).

То, что адвокаты несут ответственность на общих основаниях за любые административные правонарушения, не должно вводить в заблуждение. Запрет двойной публично-правовой (карательной) ответственности за одно и то же деяние не знает исключений, ибо, как указал КС, обеспечивает правовую безопасность, правовую определенность и стабильность 4 .

1 Постановление КС от 21 марта 2013 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности подпункта “в” пункта 2 статьи 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева”» (п. 4.2).

2 Постановление КС от 4 февраля 2019 г. № 8-11 «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой» (п. 4.3).

3 Постановление ЕСПЧ от 10 февраля 2009 г. по делу «Сергей Золотухин против России», жалоба № 14939/03, Большая Палата (п. 36).

4 Постановление КС от 11 мая 2005 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, производственно-технического кооператива “Содействие”, общества с ограниченной ответственностью “Карелия” и ряда граждан» (п. 3.1).

Дисциплинарная ответственность госслужащих

За что может быть привлечен государственный гражданский служащий к дисциплинарной ответственности? Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности?

В первую очередь необходимо отметить, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего (далее также – гражданский служащий) регулируются федеральным законом от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее Закон о гражданской службе).

Статьей 57 указанного закона предусмотрена дисциплинарная ответственность гражданского служащего за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Понятие служебные обязанности неразрывно связано с должностными обязанностями, определенными служебным контрактом и должностным регламентом гражданского служащего.

Всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.

Порядок применения к гражданским служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В этот срок не включается период временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Не может быть применено дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Читайте также:
Гражданско-правовой договор с иностранным гражданином образец

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка, назначаемая представителем нанимателя, полномочия которого в органах внутренних дел Российской Федерации определены приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. № 335 “О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации”. Право применения (снятия) дисциплинарных взысканий, назначения служебных проверок, контроля своевременности и правильности их проведения в отношении гражданских служащих территориального органа МВД России, а также гражданских служащих подчиненных территориальных органов МВД России предоставлено начальнику территориального органа на региональном уровне.

Важно отметить, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении, и Законом о гражданской службе не предусмотрено продление срока проведения служебной проверки.

Частью первой статьи 58 Закона о гражданской службе на представителя нанимателя возложена обязанность до применения дисциплинарного взыскания затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, подписанного руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа, а также в случае их участия другими участниками служебной проверки.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

  • Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
  • Основания для привлечения к ответственности
  • Порядок наложения
  • Сроки привлечения к ответственности
  • Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение.

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Читайте также:
Доверенность на получение заработной платы – образец, как оформить

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Номинальная и реальная заработная плата — тема, которую мы подробно рассмотрим во всех нюансах.

Весь порядок действий в случае невыплаты зарплаты вы найдете в этой статье.

Оплата командировки в выходной день оплачивается по-другому методу чем в рабочий день. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

Читайте также:
Выход участника из ООО: пошаговая инструкция, образец заявления

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Государственные служащие несут повышенную ответственность за свою работу, поскольку являются представителями органов государственной власти. При совершении проступков госслужащими могут нарушаться интересы граждан или юридических лиц. Поэтому для них предусмотрен специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Разберем особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих, виды дисциплинарных взысканий, порядок привлечения госслужащего к ответственности и основания для отмены взыскания. Также рассмотрим специфику дисциплинарной ответственности государственных служащих при конфликте интересов и утрате доверия.

В статье расскажем:

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Государственные служащие – это граждане, работающие на должностях в органах государственной власти. Например, в администрациях, правительствах, судах, внебюджетных фондах, органах Роспотребнадзора, Росреестра и иных подразделениях исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Трудовые отношения госслужащих регламентируются специальным нормативным актом – Законом о государственной гражданской службе, который устанавливает в том числе виды дисциплинарных взысканий и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность госслужащих наступает за нарушение должностного регламента, условий контракта, нормативных актов, регламентирующих их деятельность согласно занимаемой должности.

Какие виды дисциплинарной ответственности применяют к госслужащим?

В отличие от дисциплинарной ответственности других категорий работников дисциплинарная ответственность госслужащих характеризуется государственно-принудительным характером. При наложении дисциплинарных взысканий применяется статья 57 Закона о государственной гражданской службе, предусматривающая четыре вида наказаний:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Предупреждение о неполном должностном соответствии.
  4. Увольнение с гражданской службы.

Рассмотрим каждый вид наказаний с примерами из судебной практики.

Замечание

Замечания является самым мягким видом наказания и назначается за незначительные, единичные проступки, не повлекшие причинение ущерба работе государственного органа. Например, при опоздании на службу, несоответствии одежды принятой форма.

Пример из судебной практики 1. В Правительство Саратовской области поступило представление прокурора об устранении нарушения, выявленного по результатам рассмотрения обращения директора АО «Саратовские авиалинии». Причиной проверки послужило затягивание сроков рассмотрения обращения руководителя юридического лица. Референт секретариата первого заместителя Председателя Правительства области Гаврилов О.В. должен был проконтролировать срок рассмотрения обращения. Названная обязанность закреплена в его должностном регламенте. Была проведена служебная проверка, по результатам которой Гаврилова О.В. признали виновным в совершении дисциплинарного проступка. На госслужащего наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Гаврилов О.В. оспорил приказ государственного органа, однако, суд не нашел оснований для его отмены. (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 30.05.2019 года по делу № 33-3998/2019).

Выговор

В случае совершения серьезного проступка на госслужащего налагается дисциплинарное взыскание в виде выговора. Например, при нарушении сроков сдачи отчета, агрессивном поведении с руководством или коллегами.

Пример из судебной практики 2. Степанов И.А. работает в Комитете образования, науки и молодежной политики Волгоградской области в должности консультанта одного из отделов. Госслужащим проведена плановая выездная проверка во отношении ООО «АВГрупп». В адрес общества было направлено предписание об устранении выявленных нарушений. При этом протокол об административном правонарушении Степановым И.А. составлен не был, хотя было обнаружено событие административного правонарушения. Госслужащий был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Степанов И.А. оспорил приказ об объявлении выговора в судебном порядке, однако, получил отказ (Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2020 года по делу № 88-14948/2020).

Предупреждение о неполном должностном соответствии

При систематических нарушениях должностного регламента, совершении серьезных дисциплинарных проступков госслужащему грозит наказание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии. Например, при несоблюдении административного регламента или порядка проведения расследования в процессе проверки юридических лиц. По сути после наложения названного дисциплинарного взыскания он включается в список кандидатов на увольнение.

Пример из судебной практики 3. Григорьев А.И. проходил государственную гражданскую службу в МРУ Росалкогольрегулирование по ЦФО в должности заместителя начальника отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В процессе исполнения должностных обязанностей госслужащий нарушил должностной регламент, в частности, не осуществил должный контроль за деятельностью своего отдела при проведении административного расследования в отношении ООО «Трейд-Сервис» и ООО «Квартал». Несмотря на то, что был выявлен факт оборота алкогольной продукции без документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, административный материал в суд не направлен. В отношении Григорьева А.И. проведено служебное расследование и назначено наказание в виде предупреждения о неполном должностном соответствии. Госслужащий оспорил приказ о дисциплинарном взыскании, однако, суд отказал в удовлетворении заявления (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2020 года по делу № 88-3292/2020).

Читайте также:
Договор материальной ответственности водителя за автомобиль: образец

Увольнение с гражданской службы

При совершении проступка, влекущего серьезные последствия для государственного органа, неэффективности ранее назначенных дисциплинарных наказаний госслужащего увольняют с государственной службы по статье. Например, в случае разглашения служебной тайны, нанесения ущерба имуществу государственного органа.

Пример из судебной практики 4. Жуков А.А. проходил государственную гражданскую службу в Брянской таможне. В период выполнения своих должностных обязанностей он появился на службе в состоянии алкогольного опьянения. В целях прохождения медицинского освидетельствования госслужащего направили в больницу, где факт алкогольного опьянения подтвердился. В отношении Жукова А.А. проведена служебная проверка. Проступок был признан грубым, в связи с чем госслужащего уволили по статье. Он обратился в суд с иском восстановлении на работу, однако, получил отказ (Апелляционное определение Брянского областного суда от 19.08.2014 года по делу № 33-2852(2014).

Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности

Порядок привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности закреплен в статье 58 Закона о государственной гражданской службе.

Процедура включает в себя несколько этапов:

  1. Непосредственный руководитель госслужащего фиксирует факт совершения дисциплинарного проступка и пишет докладную на имя руководителя государственного органа или ведомства. Также может быть составлен акт, подписанные минимум двумя сотрудниками. Бывает, что в государственный орган поступает обращения граждан и юридических лиц, представление прокурора.
  2. Госслужащему предлагается дать письменные пояснения по поводу случившегося. Уведомление о необходимости предоставить объяснение вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением. Ответ должен быть предоставлен в течение двух дней. Если письменное пояснение от госслужащего не поступило, составляется акт.
  3. Назначается и проводится служебная проверка, в процессе которой устанавливается факт дисциплинарного проступка, вина госслужащего, характер вреда, причиненного в результате неправомерных действий или бездействий, причины случившегося. По результатам составляется письменное заключение.
  4. Выбирается конкретная мера наказания и выносится приказ о дисциплинарном взыскании и составляется акт. Копия акта о дисциплинарном взыскании вручается госслужащему под роспись в течение пяти дней со дня составления.

Дисциплинарное наказание должно быть наложено в течение месяца со дня обнаружения факта совершения дисциплинарного проступка. В этот период не включаются дни, в течение которых гражданин находился на больничном или в отпуске. Наказание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Когда дисциплинарное взыскание может быть отменено?

Если в течение года госслужащий не совершил нового дисциплинарного взыскания и новое наказание не назначалось, он считается не привлеченным к дисциплинарной ответственности. Наказание снимается автоматически по истечении годичного срока.

Дисциплинарное взыскание может быть отменено до истечения года на основании заявления госслужащего или ходатайства его непосредственного руководителя Основанием для отмены может послужить добросовестное выполнение должностного регламента, отсутствие повторных взысканий, высокие результаты работы.

Для досрочного снятия взыскания руководитель государственного органа или ведомства выносит приказ, с которым госслужащего знакомят под роспись.

Дисциплинарная ответственность госслужащего при конфликте интересов

На практике часто встречаются ситуации, когда личная заинтересованность сотрудника может повлиять на надлежащее, беспристрастное и объективное исполнение должностных обязанностей. Если госслужащий нарушил требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, на него могут наложить дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном должностном соответствии.

Пример из судебной практики 5. Кравцов И.А. служит в должности специалиста-эксперта отдела Управления ветеринарии Костромской области. В соответствии с должностным регламентом он обязан предоставлять сведения о своих доходах, расходах и имуществе. В государственный орган поступило представление прокуратуры в связи с тем, что госслужащий в справке о доходах не указал доходы, полученные им до поступления на государственную гражданскую службу. В связи с этим в отношении него была проведена проверка и назначено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Комиссия рекомендовала вынести госслужащему замечание, руководитель государственного ведомства вынес приказ о дисциплинарном взыскании. Кравцов И.А. оспорил приказ через суд, который отказал в удовлетворении требований (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2020 года по делу № 88-25302/2020).

Дисциплинарная ответственность при утрате доверия к государственному служащему

Утрата доверия – еще одно основание для привлечения гражданина к дисциплинарной ответственности. При возникновении такой ситуации госслужащего увольняют.

В перечень оснований для увольнения в связи с утратой доверия входят:

  • непринятие действий по предотвращению конфликта интересов;
  • непредоставление сведений о доходах, расходах и имуществе;
  • трудоустройство по совместительству в коммерческой организации;
  • регистрация в качестве ИП и осуществление предпринимательской деятельности;
  • вхождение в состав органов управления организаций;
  • открытие счетов в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.
Читайте также:
Добровольная ликвидация ООО: как это сделать

В случае увольнения госслужащего по причине утраты доверия сведения об этом факте вносятся в специальный реестр.

Пример из судебной практики 6. Степанов Н.Т. проходил службу в должности начальника Клинского отдела автотранспортного надзора. В центральное межрегиональное управление УГАДН была подана служебная записка о проведении в отношении госслужащего служебной проверки по факту совершения им деяния, влекущего утрату доверия. В ходе проверки было установлено, что Степанов Н.Т. совершил выезд на совместный отдых во Вьетнам с поднадзорным ему предпринимателем, являющимся монополистом пассажирских перевозок в Клининском муниципальном районе. При этом госслужащий проигнорировал требование законодательства о недопущении конфликта интересов. В связи с утратой доверия его уволили с государственной гражданской службы. Степанов Н.Т. оспорил приказ об увольнении в судебном порядке, суд отказал ему в удовлетворении требований (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2020 года № 88-22447/2020).

Заключение эксперта

  1. Дисциплинарная ответственность госслужащих наступает на основании Закона о государственной гражданской службы при нарушении должностного регламента, административных регламентов, требований нормативных актов, регламентирующих деятельность госслужащего.
  2. В случае совершения госслужащим дисциплинарного проступка на него может быть наложено одно из четырех видов наказания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.
  3. Для привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности пишется докладная записка и проводится служебное расследование. Далее ему предлагают дать письменные объяснения по поводу причин случившегося. Если факт дисциплинарного проступка нашел свое подтверждение, назначается наказание.
  4. Через год после привлечения госслужащего к ответственности за совершение дисциплинарного проступка наказание автоматически отменяется. Если госслужащий намерен снять дисциплинарное взыскание раньше этого срока, ему необходимо обратиться к руководителю государственного органа. При наличии основания для отмены наказания будет вынесен приказ.
  5. Не всегда госслужащие выполняет свои обязанности беспристрастно, надлежаще и объективно. Если возник конфликт интересов, например, предоставлены неполные сведения о доходах, и госслужащий не предпринял меры по урегулированию конфликта, ему назначается административное наказание.
  6. Многие госслужащие совершают коррупционные правонарушения, например, берут взятки. По выявлении таких фактов госслужащего могут уволить по причине утраты доверия.

Если гражданин в процессе прохождения гражданской государственной службы был неправомерно привлечен к дисциплинарной ответственности, следует привлечь квалифицированного юриста, который специализируется на данной категории дел и поможет разобраться в сложившейся ситуации. Юристы нашего сайта всегда готовы проконсультировать госслужащих и работодателей по вопросам, касающимся правомерности применения дисциплинарной ответственности. Оставьте заявку и получите консультацию.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основания привлечения к дисциплинарной ответственности и ее сущность

Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это категория административного права, один из способов принуждения, который может применяться только уполномоченными на то должностными лицами (или органами) к нарушителям за дисциплинарные проступки.

Меры дисциплинарной ответственности применяются органами предприятий, учреждений, организаций, где работает нарушитель дисциплины, или вышестоящим органом. В настоящее время единого определения в отношении «дисциплинарного проступка». В разных правовых актах это определение может трактоваться по-разному. Для совершенствования нормативно-правовой базы, повышения правовой культуры общества необходимо, чтобы законодатель дал четкое и конкретное определение понятия «дисциплинарный проступок», который будет общепринятым и единым, содержащим все основные признаки.

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности происходит в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 « О государственной гражданской службе» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовое регулирование государственной гражданской службы подробнее . Деятельность разных гражданских служащих обладает определенными особенностями, что обуславливает и различные меры применяемой к ним дисциплинарной ответственности.

Служба в государственных органах выступает публично-правовой категорией. Дисциплинарные проступки гражданских служащих оказывают негативное влияние не только на дисциплину в конкретном государственном органе, но прямо или опосредованно затрагивают интересы всей службы в государственных органах в целом. При назначении дисциплинарных взысканий необходимо полностью исключить заинтересованность отдельных лиц в этих действиях. Назначать дисциплинарные взыскания может только государство в лице его представителей.

Готовые работы на аналогичную тему

Основание привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности – совершение служащим дисциплинарного проступка, то есть ненадлежащее исполнение или неисполнение по вине гражданского служащего должностных обязанностей. При этом законодательство не содержит закрытый перечень дисциплинарных проступков. Законодательно можно закрепить только проступки, которые направлены на публичные интересы. К таким проступкам применяются более строгие меры дисциплинарной ответственности.

Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

Правовая характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих включает комплекс правовых норм, включенных в федеральное законодательство о государственных служащих, правовых актов государственного управления, возлагающих определенные обязанности на служащих по соблюдению дисциплинарных требований, предусматривающих меры дисциплинарной ответственности, процессуальный порядок использования этих мер при нарушении указанных предписаний.

Особенности дисциплинарной ответственности госслужащих:

  1. Правовой статус государственных служащих регулируется федеральным законодательством, эти служащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной медицины.
  2. Специальные нормативно-правовые акты регулируют дисциплинарную ответственность, указывая на специфические особенности данных правонарушений. Уполномоченные лица могут руководствоваться нормами трудового законодательства.
  3. Трудовая дисциплина государственных служащих – это соблюдение конкретного служебного распорядка, предусмотренного нормативно-правовыми актами федерального уровня, государственного органа. Недопустимы коллективные договоры и различные соглашения в сфере, которая относится к трудовой дисциплине.
  4. Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие письменного объяснения государственного служащего. Обязательно проведение служебной проверки относительно каждого случая совершения дисциплинарного проступка служащим.
Читайте также:
Государственная тайна: что это такое, определение

Меры дисциплинарной ответственности государственных служащих

Все меры юридической ответственности, которые применяются к гражданским служащим представляют собой определенные виды санкций, предусмотренные законодательством.

В отличие от других категорий работников дисциплинарная ответственность государственных служащих носит государственно-принудительный характер. Такие меры ответственности носят исключительно императивный характер. Не допускаются изменения при заключении контракта, не учитывается мнение сторон, которые поступают на государственную службу (это одно из условий поступления на такую службу).

Через правовые нормы устанавливаются определенные взыскания, относящиеся к мерам правового принуждения. При реализации дисциплинарной власти должностные лица осуществляют государственное принуждение, так как выступают от имени государства.

Меры дисциплинарной ответственности преследуют важнейшую цель: исправление поведения государственного служащего, изменение его взглядов в отношении государственной службы.

Трудовой кодекс содержит следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Закон о государственной службе предусматривает дополнительный перечень дисциплинарных взысканий, применяемых только в отношении государственного служащего. В сфере государственной службы под дисциплинарными взысканиями понимают меры принудительного воздействия, предусмотренные в законодательстве и применяемые уполномоченными на то должностными лицами.

К вышеперечисленным взысканиям также относятся предупреждение о неполном должностном соответствии или увольнение с гражданской службы.

Предупреждение о неполном служебном соответствии представляет собой взыскание, которое носит воспитательный характер. Его цель – исправление поведения госслужащего, изменение его отношения к правонарушению. Этот вид взыскания предупреждает о том, что в качестве наказания к госслужащему могут быть применены более серьезные взыскания в виде понижения в должности или увольнения.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 23.10.2021 2021-10-23

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Маркович, А. А. Дисциплинарная ответственность государственных служащих / А. А. Маркович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84832/ (дата обращения: 06.12.2021).

В данной статье исследуются вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих, должностного проступка государственных служащих. Анализируется специфика правового регулирования дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении государственных служащих.

Ключевые слова : дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственная служба, дисциплинарные взыскания, служебная проверка.

Государственная служба на сегодняшний день является одним из важнейших институтов социального управления государственного типа. Современный этап развития российской государственности характерен повышенным вниманием к проблеме эффективности государственной власти и управления.

В настоящее время система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов [58].

Важность рассмотрения сущности и содержания дисциплинарной ответственности государственных служащих обусловлена тем, что служба в государственных органах выступает публично-правовой категорией. В связи с этим, все совершенные ими дисциплинарные проступки оказывают негативное влияние как на дисциплину в конкретном государственном органе, но и могут затрагивать интересы всей службы в государственных органах в целом [10, с. 43].

Характерным признаком дисциплинарной ответственности выступает то, что ее меры могут быть применены к виновному государственному служащему в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицом, которое вправе назначать служащего на государственную должность.

Меры дисциплинарной ответственности государственных служащих преследуют одну важнейшую цель: исправление поведения государственного служащего, изменение его взглядов в отношении государственной службы [11, с. 1030].

В сфере государственной службы под дисциплинарными взысканиями понимаются меры принудительного воздействия, предусмотренные в законодательстве и применяемые уполномоченными на то должностными лицами.

В статье 192 ТК РФ [1] содержатся виды дисциплинарных взысканий, как: замечание; выговор; увольнение. Дополнительный перечень дисциплинарных взысканий, применяемых только в отношении государственного служащего, конкретизируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [3]. Так, в ст. 57 данного законодательного акта добавлен отдельный вид наказания как предупреждение о неполном должностном соответствии, представляющее собой взыскание, носящее воспитательный характер. Цель данного взыскания направленно на исправление поведения государственного служащего. Увольнение с гражданской службы — самое строгое взыскание в действующем законодательстве, применяемое к госслужащим.

Следовательно, государственные служащие могут выступать субъектами и общей, и специальной дисциплинарной ответственности.

Поскольку в Законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ прослеживается упорядоченность системы наказаний по степени тяжести от менее серьёзных к более серьёзным, законодателем прямо подчёркивается необходимость применения гуманного подхода в назначении государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

Так, наиболее лёгкой формой дисциплинарного взыскания является замечание. Как правило, оно носит устный характер, выносится в публичном присутствии других гражданских служащих.

Дисциплинарное взыскание в виде выговора встречается наиболее часто и представляет собой официальное выражение оценки проступка гражданского служащего к его обязанностям. В отличие от замечания, выговор выносится в письменной форме и может заноситься в личное дело.

Предупреждение о неполном должностном соответствии выражается форме государственно-властного принуждения, которая указывает на низкий уровень организации работы государственного служащего, на некачественное выполнение им своих обязанностей, которые закреплены в административном регламенте. Что касается процессуальной стороны данного взыскания, то оно выносится в публичной форме и заносится в личное дело государственного гражданского служащего.

Читайте также:
Договор цессии: это что такое, основные понятия и правовые тонкости

Увольнение, которое имеет более тяжкие последствия, поскольку государственному гражданскому служащему приходится оставлять свою службу и разрывать все имеющиеся правоотношения с нанимателем. Увольнение с гражданской службы необходимо отличать от такой категории как «освобождение от замещаемой должности». Последняя не предполагает увольнение лица с гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием, а подразумевает под собой только включение лица в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурной основе.

Федеральным законом № 329-ФЗ [4] в Закон о государственной гражданской службе были введены статья 59.1, предусматривающая дисциплинарную ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, статья 59.2, предусматривающая увольнение в связи с утратой доверия.

Руководитель, применяя наказание к служащему, должен опираться прежде всего на принцип справедливости, равенства и законности государственного принуждения.

Так, Ю.В. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным и отменить приказ руководителя о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, поскольку при вынесении в отношении ее данного дисциплинарного взыскания не приняты во внимание ее положительные регалии и награды за предыдущий период работы. Кроме того, проверка проведена с процедурными нарушениями, в состав комиссии был включен государственный служащий Т. А., который проводил ревизию дел у них в отделе и который потом проводил служебную проверку в отношении истицы, что указывает на его явную заинтересованность в исходе дела, так как ему нужно было отстоять свои выводы, сделанные при ревизии путем наложения взыскания на истицу.

Однако суд не согласился с доводом истицы указав, что ссылка на заинтересованность лиц состоявших в комиссии по служебному разбирательству, в частности, Т.А. носит предположительный характер и не нашла своего подтверждения, ввиду того, что по общему правилу под гражданскими служащими, которые могут проявлять прямую либо косвенную заинтересованность в результатах проверки, следует понимать тех лиц, которые, являясь гражданскими служащими — сослуживцами лица, в отношении которого проводится проверка, непосредственно заинтересованы в ее результатах (например, сам гражданский служащий, в отношении которого проводится проверка; возможно, его непосредственный начальник (подчиненный) или потерпевшее от действия (бездействия) гражданского служащего лицо). Также к таким лицам могут относиться служащие, имеющие дружеские либо неприязненные отношения, а также родственные отношения по отношению к служащему, в отношении которого проводится проверка. Между тем истец на наличие между Ю. В. и Т. А. родственных, дружеских либо неприязненных отношений не указывала. Не является Т. А. и непосредственным начальником Ю. В.

Кроме того, доводы истицы о том, что при назначении наказания не были учтены все ее положительные регалии и награды за предыдущий период работы также не имеют правого значения. Положительные характеристики — это смягчающие вину обстоятельства, которые влияют на тяжесть наказания, а не обстоятельства, исключающие наличие состава дисциплинарного проступка. Ю.В. было назначено наказание в виде выговора, которое является вторым по тяжести взысканием перед неполным служебным соответствием и увольнением, то есть, не самое суровое наказание в норме закона о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. В связи с чем, оснований для признания приказа о применении дисциплинарного взыскания за его чрезмерной суровостью суд не усматривает.

Таким образом, суд пришел к выводу о принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований [7].

Отличительной чертой исследуемых правоотношений по сравнению с обычными рабочими и нормами ТК РФ заключается также в системе применения мер к государственным служащим.

Порядок применения к служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В том случае, если обнаружены нарушения трудовой дисциплины или несоблюдения служебных обязанностей появляется необходимость зафиксировать данный факт. Делается это с помощью составления акта или докладной записки. После того, как такая записка о выявленном нарушении получена, руководитель государственной службы издает распоряжение, согласно которому проводится служебная проверка [9, с. 119]. Она должна завершиться в срок не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, который прямо или косвенно заинтересован в её результатах. Здесь значение приобретает такая категория как «конфликт интересов», под которой Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5] понимает ситуацию, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей. В таком случае гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившего служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. Если такие действия не предпринимаются, то результаты служебной проверки не могут считаться действительными, поскольку личная заинтересованность служащего вступает в противоречие с его должностными обязанностями и влияет на исход дела.

Читайте также:
Входят ли премии в расчет отпускных

В Определении Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 1734-О указано, что положения части 4 статьи 58 Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации, закрепляя порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, устанавливая сроки наложения дисциплинарных взысканий и определяя правила их исчисления, имеют целью обеспечить определенность правового положения привлекаемых к дисциплинарной ответственности государственных служащих и не допустить произвольного, в том числе без учета времени, прошедшего с момента совершения дисциплинарного проступка, применения дисциплинарных взысканий [6].

Дисциплинарная ответственность применяется по факту обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Этот срок может продлиться:

– если служащий временно не может выйти на работу (болезни, травмы);

– если служащий находится в отпуске;

– если проводится служебная проверка;

– если служащий отсутствует на службе по уважительным причинам (командировки, использование отгулов, повышение квалификации и т. п.).

Если в течение года госслужащий вновь не нарушал дисциплинарную ответственность, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания, так как по истечению данного периода эта ответственность с него снимается.

При привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности учитываются степень общественной вредности совершённого проступка, предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей, обстоятельства, предусмотренные законом в качестве смягчающих и отягчающих ответственность. Нормативное закрепление данного принципа послужит толчком дальнейшего развития дисциплинарного законодательства в системе государственной службы.

При этом, порядок мер, применяемых при дисциплинарных нарушениях, имеет обязательный и строго императивный характер, поскольку самоличное вольное изменение обозначенных санкций за совершенный проступок не является возможным.

Производство по дисциплинарным делам государственных служащих является той сферой общественной деятельности, в которой существенно затрагиваются права, свободы и законные интересы личности. Любые действия должностных лиц по возбуждению, рассмотрению дисциплинарных дел, применению мер обеспечения производства по делу, должны обеспечивать реализацию основных задач дисциплинарного производства, права и законные интересы его субъектов и участников, защиту государственного служащего от необоснованного привлечения к дисциплинарной ответственности [8, с. 152].

Таким образом, государственная служба как важный правовой институт, который обеспечивает осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов. Соответственно ответственность играет роль определенного инструмента, обеспечивающего должное поведение управляющих субъектов в условиях отношений между государственными служащими и гражданским обществом. Дисциплинарная ответственность государственных служащих отличается от любой другой, так как особенности служебных функций, осуществляемых государственными служащими, предполагает у них властных полномочий, исполнение которых ведет к принятию решений, которые затрагивают практически все основные стороны жизни населения. Изложенное позволяет отметить, что в силу особого характера и значения государственной службы, дисциплинарная ответственность государственных служащих обладает значительной спецификой, отличающей ее от аналогичного вида ответственности в трудовом праве.

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Российская газета. N 256. 31.12.2001.
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. N 104. 31.05.2003.
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. N 162. 31.07.2004.
  4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Российская газета. N 266. 26.11.2011.
  5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» // Российская газета. N 266. 30.12.2008.
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 1734-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Березюк Евгении Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью 6 статьи 51 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 4 статьи 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
  7. Решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа от 25 сентября 2018 г. по делу № 2–5025/2018 // СПС Консультант Плюс.
  8. Лещина Э. Л. Гарантии законных прав государственных служащих при привлечении их к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины // В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2020. С. 151–155.
  9. Наниз А. Ю. Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих в Российской Федерации // Научный электронный журнал Меридиан. 2021. № 3 (56). С. 118–120.
  10. Служебно-деликтные правоотношения: монография / под ред.: Лупарев Е. Б. М.: Юрлитинформ, 2013. 296 c.
  11. Филюшина А. А., Олейникова А. Я. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 30. С. 1030–1035.
Читайте также:
Выход на работу после декрета по Трудовому Кодексу

Ответственность государственных служащих.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных законодательством и служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учётом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), т.к. соблюдение служебной дисциплины и её укрепление относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей на него могут налагаться органом или руководителем установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий властью руководителей. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданских служащих следующие:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а» – «г» п. 3 (прогул – отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка(ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя при условии, если служащий не совершил нового проступка и добросовестному отношению к служебным обязанностей.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются.

В случае несогласия служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю или в суд.

Административная ответственностьгосударственных служащих наступает в случае, если они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Под должностным лицомв КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Уголовная ответственностьпредусмотрена в отношении должностных лиц, за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285 – 293 УК РФ). Суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего – должностного лица – права занимать соответствующие государственные должности.

Материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причинённого им имущественного ущерба или вреда. Эта ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Законодательство о государственной службе не содержит правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. В данном случае этот вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ, специальными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: