Аудиторская тайна – понятие, какие сведения ее составляют

Аудиторская тайна: что может измениться?

В Госдуму поступил законопроект, предусматривающий обязанность аудиторов предоставлять ФНС данные о проверяемых компаниях. Означает ли это отмену «аудиторской тайны»? И как поправки могут повлиять на работу фирм, обратившихся к независимым аудиторам? Ответы на эти и другие вопросы «Расчету» дала Дарья Перковская, директор департамента аудита АКГ «Деловой Профиль».

Понятие «аудиторская тайна» закреплено в статье 9 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Сегодня секретную информацию составляют любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской фирмой и ее работниками при оказании услуг.

В настоящее время пунктом 4 статьи 82 НК РФ предусмотрено, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о компании, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.

Вынесенный на обсуждение в Государственную думу законопроект подразумевает исключение аудиторской тайны из пункта 4 статьи 82 НК РФ, а также включение в статьи 82 и 93 НК РФ положений, предусматривающих порядок обращения фискалов к аудиторам за документами, служащими основаниями для исчисления и уплаты налогов. Другими словами, это значит, что при отказе ревизорам в ходе проверки в предоставлении каких-либо документов налоговики будут вправе запросить бумаги у аудиторской организации.

Выборочная проверка

Напомню, что у аудитора в силу специфики работы есть некоторые ограничения, например, выборочная проверка операций проверяемого лица. Кроме того, независимый ревизор не обязан копировать все исследуемые им документы, кроме случаев, когда данные являются аудиторскими доказательствами существенного искажения бухгалтерской отчетности. Для аудиторских организаций эти изменения абсолютно точно повлекут увеличение административных расходов на обработку запросов. Глубина периода, за который налоговые органы могут сделать запрос, составляет минимум три года.

Есть ли проблема?

Определенные проблемы могут возникнуть в налоговом консалтинге – ведь такие услуги зачастую подразумевают проработку сделок клиента с целью правильно, но в минимальных допустимых законодательством размерах рассчитать и заплатить налоги. С учетом текущей редакции изменений в НК РФ конфиденциальность с информации, полученной от клиента в ходе налогового консалтинга, также снимается.

Заказчикам аудиторских и консалтинговых услуг важно понимать, что обращение к аудиторам со стороны налогового органа будет возможно не по первому желанию ревизоров, а только если документы (информация) не предоставлены самой компанией.

У аудитора в силу специфики его работы есть некоторые ограничения, например, выборочная проверка операций проверяемого лица. Кроме того, независимый ревизор не обязан копировать все исследуемые им документы, кроме случаев, когда данные являются аудиторскими доказательствами существенного искажения бухгалтерской отчетности.

Таким образом, в случае принятия поправок бизнесу необходимо будет в чем-то поменять формат общения с контролерами, поскольку они могут получить доступ к еще одному источнику информации.

В целом я не вижу риска большого оттока клиентов по аудиту и консалтингу в связи с этими поправками. Понятие конфиденциальности и аудиторской тайны не исключено из законодательства по аудиту, а остается одним из основных принципов работы независимых ревизоров.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Все, что необходимо знать об аудиторской тайне

Что такое аудиторская тайна

Закон № 307-Фз гласит: саморегулируемая организация аудиторов и аудиторы обязаны хранить аудиторскую тайну. Именно с этой целью составляют различные стандарты, правила ведения документов, хранение и архивирование итогов аудиторской проверки, полученные в результате аудиторского проверки работы. Аудиторам запрещено разглашать, делать копии и передавать их без письменного соглашения организации третьим лицам.

Аудиторская тайна включает в себя все сведения и документы, которые были получены и документированы предприятием и работниками, и индивидуальными аудиторами. Данные лица заключают трудовые договоры, при оказании услуг, согласно Закону № 307-ФЗ, за исключением:

  • информации, которая была разглашена клиентом, либо с его разрешения;
  • информации о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
  • информации о размере заработной платы за труд аудитора.

Передача документов возможна в том случае, если это предусмотрено законом. Все владеющие информацией и документами должны держать их в тайне. Данная ответственность отражена в подпункте «в» части I статьи 81 ТК РФ и в статье 13.14 КоАП РФ, в статье 183 УК РФ.

Если аудиторская тайна была провозглашена, то потерпевшая сторона имеет право на возмещение убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Виды ответственности аудиторов и аудиторских предприятий

  1. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда;
  2. Административная;
  3. Уголовная;
  4. Ответственность исходя из правил-стандартов аудиторской деятельности.

Рассмотрим каждый из них.

  1. Если аудиторская проверка была неквалифицированной и привела к затратам государства или предприятия, то на аудитора накладывается штраф за убытки и перепроверку, которые он должен оплатить. Штраф может накладывать суд или арбитражный суд, в соответствии со статьей 15 «Возмещение убытков» и со статьей 393 ГК РФ.

Гражданско-правовая ответственность включает ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны. В статье 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» Уголовный кодекс Российской Федерации говорит об ответственности за оглашение содержания регистров бухучета, являющиеся коммерческой тайной (прописано в ФЗ от 6.12.11 года № 402-ФЗ).

  1. Данная ответственность связана со штрафными санкциями, приостановлением и ликвидированием членства аудиторов и саморегулируемых организаций аудиторов.
Читайте также:
Может ли муниципальный служащий заниматься предпринимательством и иной оплачиваемой деятельностью

В ФЗ № 307-ФЗ содержит меры дисциплинарного воздействия: предписание, предупреждение в письменной форме, приостановлении членства организации, аудитора и саморегулируемой организации аудиторов на 180 дней, их исключение, наложение штрафа.

Если произошло приостановление членства, то в течение всего срока аудитор не может:

  • принимать участие в аудиторской работе;
  • давать какие-либо рекомендации;
  • принимать участие в деятельности выборных и специализированных органов саморегулируемого предприятия;
  • заключать договоры на оказание услуг.

Если закон был нарушен, то применяются следующие меры:

  • предписание по уничтожению нарушений;
  • предписание о приостановлении работы членства.
  1. За нарушение уголовной ответственности возлагается штраф 100 000 – 500 000 рублей или в размере зарплаты/другого дохода, или до 3 лет лишения свободы, если повторное нарушение то до 5 лет лишения свободы, при этом нарушитель больше не может заниматься данной деятельностью. Данный процесс предусмотрен статьей 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» УК РФ.

При сокрытии преступления налагается штраф до 200 000 рублей или зарплаты другого дохода за период до 18 месяцев, либо арест 3 года – 6 месяцев, либо лишение свободы до 2 лет, это предусмотрено статьей 316 «Укрывательство преступлений» УК РФ.

Если советы аудитора влияют на неуплату налогов, то возлагается штраф 100 000 -300 000 рублей или зарплаты/другого дохода за период 1-2 года, либо арест сроком в 4 года или 6 месяцев, или лишение свободы сроком в 2 года, при этом аудитор больше не может работать в данной сфере до 3 лет или никогда. Предусмотрено статьей 199 «Уклонение от уплаты налогов» УК РФ.

Если неуплата налогов составляет более 2 млн . рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов или сборов больше 10 % или больше 6 млн . рублей, то это называется неуплата налогов в крупных размерах. В особо крупных размерах неуплата составляет 10 млн . рублей 3 года подряд, где доля неуплаченных налогов и сборов превышают 20 % или превышают 30 млн . рублей.

  1. Предприятие, согласно стандарту №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», отвечает за:
  • предоставление обоснованного мнения в заключении о достоверности бух. отчета;
  • правильность и полноту искаженных данных в отчете;
  • нарушение аудиторской тайны, кроме предусмотренных законом случаев.

Вывод

Каждый работник должен сохранять конфиденциальность за полученные данные в результате аудиторской проверки. Так как эта тема щепетильна, то ответственность аудитора страхуется, согласно ФЗ №307-ФЗ. В развитых странах с развитой рыночной экономикой доходы организаций в размере 10 % направлены на страхование.

Контрольная работа: Теоретические основы аудиторской деятельности и аудиторская тайна

Тема: Теоретические основы аудиторской деятельности и аудиторская тайна

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.17K | Скачано: 226 | Добавлен 07.10.12 в 12:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Содержание

1. Теоретические основы аудиторской деятельности 2

2. Аудиторская тайна. Сущность и содержание 5

3. Ситуация. Вариант №1 12

4. Список использованной литературы 14

1. Теоретические основы аудиторской деятельности

Аудиторы в современном понимании этого слова как лица, осуществляющие независимую проверку финансовой и хозяйственной деятельности предприятий. Первые упоминания об аудиторах относятся к XIX в. но, датой рождения аудита принято считать 1844 г., когда в Англии выходит закон об акционерных компаниях, согласно которому их правления должны были ежегодно отчитываться перед акционерами, причем отчет должен был быть проверен и подтвержден специальным человеком – независимым аудитором. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). В настоящее время в России функционирует несколько тысяч небольших отечественных аудиторских фирм и индивидуальных предпринимателей-аудиторов, несколько десятков достаточно крупных российских аудиторских фирм и несколько десятков иностранных аудиторских фирм [4, с.14].

.На сегодняшний день, рыночные отношения диктуют взаимную заинтересованность в достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов различных пользователей указанной отчетности: акционеров (собственников), инвесторов, заимодавцев, кредиторов, государственных органов в лице налоговых инспекций, органов статистики и др. Совет директоров не всегда заинтересован показать свои просчеты и недостатки, поэтому полагаться на объективность разъяснений этого исключительного органа не всегда разумно. Отразить истинное положение дел на предприятии в этом случае может только независимое от руководства экономического субъекта лицо – аудитор. Аудиторы, должны обладать специальными знаниями и необходимым опытом для проверки, всесторонне изучив финансовое состояние экономического субъекта, а также выносят свое независимое суждение о достоверности либо недостоверности предоставленной информации. Кроме этого, аудиторы определяют соответствие совершенных бухгалтерией предприятия хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Помимо так называемого инициативного аудита, рассмотренного выше, имеет место в РФ обязательный аудит. В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» обязательной аудиторской проверке подлежат акционерные общества, банки и другие кредитные организации, биржи, брокерские конторы, страховые организации, организации с иностранными инвестициями [5, с.14].

Основным для аудитора является аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом №307-ФЗ, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N315-03 “О саморегулируемых организациях”, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами [8, с.14].

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ [4, с.14].

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

Читайте также:
Санитарная книжка при приёме на работу: что это, каких врачей нужно пройти

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью [5, с.14].

Как подчеркивается в Кодексе этики аудиторов: аудиторы играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на аудиторов в вопросах получения компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение и поведение аудиторов в процессе предоставления таких услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства. Таким образом, аудит является той отправной точкой, которая влияет на многие экономические характеристики конкретного предприятия и экономики страны в целом.

2. Аудиторская тайна. Сущность и содержание

Одной из важнейших обязанностей аудитора является сохранение им полученной информации, которая называется аудиторская тайна.

Аудиторская тайна – это любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг [4, с.14].

Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Несомненно, много внимания посвящено проблемам правового регулирования аудиторской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм [6, с.14].

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие ему услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудите и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее – уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений [4, с.14].

.Находящиеся в распоряжении аудиторской организации или индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор на оказание сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности. Сохранять конфиденциальность аудитор обязан и после завершения отношений между ним и проверяемым лицом. Кроме того, аудитор должен следить за тем, чтобы выполнялся принцип конфиденциальности со стороны персонала, работающего под его контролем, а также лиц, привлекаемых им для предоставления консультаций и оказания дополнительной профессиональной помощи при проведении аудита. Таким образом, аудитор должен соблюдать конфиденциальность во всех случаях, за исключением передачи результатов проверки проверяемым лицам либо органам, назначившим проверку [7, с.14].

Уполномоченные лица со своей стороны должны обеспечить конфиденциальность сведений в отношении деятельности проверяемых аудитором лиц, которые станут известны им в ходе проведения проверки качества. Для соблюдения конфиденциальности и безопасного содержания рабочих документов и их сохранности в соответствии с практическими, юридическими и профессиональными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее пяти лет после проведения аудита.

Безусловно, положительным является то, что к информации, составляющей аудиторскую тайну, прямо отнесена внутренняя документация аудиторской организации (аудитора), составляемая в ходе проведения проверки, а также все получаемые от аудируемого лица материалы (объяснения бухгалтера и т.п.). Таким образом, устраняются вопросы о том, какие сведения могут быть запрошены от аудитора при проведении мероприятий, в частности налогового контроля, а какие – нет, что на практике имеет немаловажное значение, поскольку действующим законодательством установлен ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов.
В российском законодательстве нет прямого и однозначного ответа на вопрос о субъектах аудиторской тайны. Исходя из ее характеристик, а также из функционального предназначения самого института аудиторской тайны, субъектами аудиторской тайны являются собственно сами аудиторы и аудиторские организации – юридические лица, включающие в себя совокупность граждан, которые в силу трудовых обязанностей имеют доступ к информации, подпадающей под режим аудиторской тайны.

Рассмотрим понятие коммерческой тайны. Потребность в защите информации привела к появлению в российском законодательстве на рубеже 1990-х гг. категории «коммерческая тайна». Лица, получившие доступ к такой информации, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Читайте также:
Налог на роскошь автомобиля: особенности расчета

Законодательство о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции, включает положения ГК, УК, ТК и ряда других законов и подзаконных актов [8, с.14].

Важная роль в регулировании отношений, связанных с созданием, использованием и защитой информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит Федеральному закону от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В этом Законе дано понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой является коммерческая тайна [2, с.14].

Из ст. 139 ГК следует, что законодатель, устанавливая одни и те же условия для признания информации служебной и коммерческой тайной, исходит из того, что фактическое их содержание в ряде случаев также совпадает. Критерием отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой) является различие субъектов, в собственность которых поступили сведения. Законодательство РФ относит к сведениям служебного характера лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы [8, с.14].

Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений, исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.).

Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. В крупных организациях при большом объеме «закрытых работ» в составе комиссии могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников организации. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и специальных служб РФ.

Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В него не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне) [2, с.14].

Публикация или иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых лиц не являются нарушением профессиональной этики, если данные действия были произведены:

– в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями судебных органов;

– с разрешения проверяемого лица при условии соблюдения интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;

– в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;

– в случае намеренного и незаконного вовлечения аудиторской организации проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и профессиональным нормам [5, с.14 ].

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к таким сведениям, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков [1, с.14].

Под убытками (ст. 15 ГК РФ) понимаются “расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)” [8, с.14].

В связи с этим хотелось бы отметить, что для взыскания убытков должна быть установлена причинная связь между разглашением информации и возникшими убытками. Такая связь в реальности очень трудно доказуема. Совершенно неверно обывательское мнение, что аудитор обязан будет возместить аудируемому лицу убытки в виде налогов, пени и штрафов, которые взыщут налоговые органы, узнавшие о неуплате налогов в результате разглашения аудитором аудиторской тайны: убытки в виде налогов, пени и штрафов возникают не по причине утечки информации, а по причине наличия у налогоплательщика налоговой базы и неуплаты им налогов.

В реальности убытками от разглашения аудиторской тайны могут быть, например, убытки, связанные с разглашением информации о коммерческих связях проверяемого лица. Это может привести к разрыву контрактов, а, значит, к недополучению доходов, т.е к упущенной выгоде. Очевидно, что размер подобных убытков доказать в суде будет крайне сложно. Таким образом, главной гарантией неразглашения аудиторской тайны является не гражданско-правовая ответственность в виде взыскания убытков, а репутация аудиторской фирмы, ее сформированное годами доброе имя, незапятнанное подобными фактами. Аудиторские фирмы, дорожащие своей репутацией, работающие в этой сфере длительное время, не могут позволить себе разглашения тайны клиента. Разглашение сведений является нарушением профессиональной этики аудитора и порицается аудиторским сообществом.

Недавно из статей я узнала что, Минфин и ЦБ готовят поправки к законам “О Банке России” и “Об аудиторской деятельности”. Информация, собранная аудитором в банках, финансовых и страховых компаниях будет отрытой для ЦБ, ФСФР и Федеральной службе страхового надзора (ФССН). Причем аудиторские компании, в обязательном порядке должны сообщать о выявленных нарушениях. Если поправки будут приняты, это грозит исчезновением понятия аудиторская тайна, и масштабным фальсифицированным документов по аудиту. Клиентам запрещается предпринимать какие-либо действия для ограничения информации, которую могут выявить аудиторские проверки. А перечень фактов, который надо передавать в надзорные органы очень широк [9, с.14].

Аудиторы при реализации поправок в жизнь будут лишены возможности “договариваться” со своими клиентами об устранении нарушений без огласки и будут обязаны сообщать ЦБ о любых подозрительных фактах и нарушениях, обнаруженных в банках. Аудиторские компании превратятся в «стуковой орган». Действующий сейчас закон “Об аудиторской деятельности” не предполагает передачи информации о состоянии дел клиента кому бы то ни было. Только по решению суда.
Новый закон может оставить без работы большие аудиторские компании, а мелкие взлетят до беспредельной высоты. Они начнут торговать своими положительными заключениями за вознаграждения. И потеря лицензии им не страшна, продали заключения и закрылись. Возродились на следующий день с новым названием и юридическим лицом. [10, с.14].

Читайте также:
СЗВ-СТАЖ при ликвидации организации

Первые попытки поколебать понятие аудиторской тайны ФНС (Федеральная налоговая служба) предпринимала в прошлом году, когда массово запрашивали у аудиторов в ряде регионов сведения, относящиеся к аудиторской тайне. Теперь такие действия могут быть поставлены на законную основу в масштабах экономики всей России. Компании PWC, Ernst & Young, Deloitte, KPMG пока не комментируют ситуацию.

3. Ситуация к контрольной работе

Вариант 1

Для нахождения общего уровня существенности аудиторская организация использует состав и значения основных финансовых показателей, представленные в таблице.

Аудиторская тайна – понятие, какие сведения ее составляют

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).

Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.

Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:

  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).

Определен перечень общественно значимых организаций

Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.

(Общественно значимые организации, отмеченные знаком «*» в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)

ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА)

УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке

Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.

Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:

  • об аудиторских организациях на финансовом рынке – как лицах, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;
  • их должностных лицах;
  • иных лицах, в отношении которых получает персональные данные.

Изменения, связанные с деятельностью аудиторских фирм

Введены новые обязанности аудиторских фирм

СОДЕРЖАНИЕ НОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ

НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Расширен предмет аудита

Дополнительно предметом аудита определены:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);
  • консолидированная финотчетность, предусмотренная ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее – не упоминалась).

Аудиторская тайна

Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.

В связи с этим аудиторская организация не вправе:

  • передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
  • разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).
Читайте также:
Адаптация персонала в организации – что это, виды и стадии

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Введена обязанность назначать руководителей аудита

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее требование не устанавливалось).

Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • есть квалификационный аттестат аудитора, выданный СРО аудиторов в соответствии с этим ФЗ;
  • член СРО аудиторов.

Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности 2001 года не может быть назначен руководителем аудита.

Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

Законом об аудиторской деятельности установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Они касаются:

  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации;
  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке;
  • особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на фин. рынке.

Установлены повышенные требования к руководителям аудита общественно значимых организаций

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Уточнены требования минимальной численности аудиторов

По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).

Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2016 № 14-2/В-880).

Вот ещё требования, которых ранее не было:

СИТУАЦИЯ

ПОСЛЕ 01.01.2023

Уточнена сфера деятельности аудиторских фирм

Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:

ВИД ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ

АУДИТОРСКАЯ ФИРМА, ОКАЗЫВАЮЩАЯ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

ДРУГАЯ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с аудита отчетности за 2023 год, сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 года.

Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и ЦБ

  • запрос информации;
  • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами

Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита

Это когда организация – эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Ранее обязательный аудит касался только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Запрет проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации и госкомпании, а также обязательного и инициативного аудита отчетности ГУП и МУП.

Читайте также:
Наряд-допуск на производство работ - образец

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля госсобственности не менее 25%, а также госкорпорации, госкомпании, ГУПы или МУПы проводят конкурс в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При применении этого порядка допустимо одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие и/или обеспечении исполнения контракта.

Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими ФЗ. Ранее такое полномочие отсутствовало.

Аудиторская тайна: сущность и содержание

После распада СССР в России стремительно начала развиваться рыночная система, поэтому постепенно в качестве одного из аспектов экономического контроля стал использоваться аудит. С его помощью можно добиться независимой проверки бухгалтерской отчетности и учета разнообразных предприятий и индивидуальных предпринимателей, используя при этом совершенно разнообразные методы и приемы. Однако для того чтобы полученные знания не попали в чужие руки, появился институт аудиторской тайны, который не дозволяет аудиторам разглашать никому полученную в результате проверки информацию.

Историческая справка

Прежде чем переходить к рассмотрению вопроса о том, что же является аудиторской тайной, следует предварительно понять, что в историческом аспекте привело к ее появлению.

Сами по себе аудиторы в современном понимании этого слова впервые появились только в Англии 19 века. Датой появления этого института принято считать именно 1844 год, хотя пользовались люди для проверки финансовой деятельности предприятий еще раньше. Но именно в этом году вышел закон об акционерных компаниях, который впервые в истории юридически закрепил то, что ежегодно правлению предприятия должен подаваться отчет, который проверяется независимым специалистом, а именно аудитором.

Постепенно институт аудиторства начал разрастаться, поэтому сейчас на территории России действует несколько тысяч небольших фирм, оказывающих подобные услуги. Все они должны действовать, опираясь в первую очередь на соблюдение тайны. Аудиторская тайна — это обязанность аудиторов не разглашать полученные в ходе проверки сведения, кроме случаев, когда это надлежит сделать по закону.

Деятельность аудитора

Как уже говорилось выше, одной из особенностей деятельности аудиторов является запрет на нарушение аудиторской тайны. Однако для того чтобы лучше понять, что же именно может входить в перечень полученных сведений, необходимо понять, какие же услуги может оказывать аудитор предприятию. В первую очередь аудиторы проводят независимую проверку финансовой отчетности лица, заказавшего аудит, чтобы получить представление о том, действительно ли документы достоверны. Но помимо этого, аудитор может оказывать еще и сопутствующие услуги, которые непосредственно связаны с его родом деятельности. К ним относятся:

  1. Консультирование по вопросам бухгалтерии, ведение учета, составление финансовой отчетности.
  2. Налоговое консультирование, составление налоговых деклараций и иные функции в сфере налогообложения.
  3. Анализирование деятельности предприятия, причем не только ее финансово-хозяйственной стороны, но и управленческой.

Конечно, это далеко не все аспекты деятельности аудиторов, но главное в этом вопросе понять можно — они могут быть замешаны в любой ситуации, которая непосредственно является связанной с финансами и управлением предприятием. Именно поэтому в случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, наказание виновного лица будет весьма серьезным, ведь подобная информация может серьезно повредить организации.

Законодательная база

Для решения правовых вопросов, связанных с аудиторством, а если быть точнее, аудиторской тайной, существует специальный закон. Он был принят 30.12.2008 под номером №307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”. Особое внимание для понимания вопроса следует обратить именно на статью 9 закона — именно в ней подробно разъяснено, что же именно понимается под аудиторской тайной, перечислено, что же именно в нее входит. Также прописана возможность потребовать возмещения убытков от аудитора, который нарушил тайну, разглашая полученные сведения в том порядке, что непосредственно указан в законодательстве России.

Понятие

Теперь перейдем к понятию аудиторской тайны. Оно непосредственно закреплено в законе и подразумевает любые сведения и документы, которые были либо получены, либо самостоятельно составлены аудиторами, работающими с организацией по трудовому договору. И это вовсе не означает только то, что они не должны устно передавать любую информацию — сотрудники также обязуются не допустить передачи любых бумаг третьим лицам из своих рук, кроме случаев, когда на это имеется письменное разрешение ИП или организации, которой оказывалась услуга аудита.

Что входит в аудиторскую тайну?

Как говорилось ранее, в понятие тайны входит любая информация, которая была получена проверяющим в результате осуществления своей деятельности. Обычно все полученные сведения отображается в следующих документах:

  1. Аудиторской программе, а также документах, которые содержат план проверки. Нельзя также разглашать любые записи, которые содержат в себе характер и объем проведенных аудиторских мероприятий.
  2. Любые сведения об исследованиях систем бухучета.
  3. Копиях учредительных и иных юридических документов, которые имеются у предприятия.
  4. Исследованиях хозяйственного характера проведенных операций, а также тенденций деятельности фирмы.
  5. Переписке с экспертами, которых требовалось привлечь для полноценного аудита.

К тому же под запретом разглашение любых документов, которые имеют в себе сведения о текущем экономическом состоянии компании.

Исключение

На первый взгляд может показаться, что под понятие попадают абсолютно все сведения, которыми владеет аудиторская компания. Но на самом деле это не так, поскольку в законе прямо указано, что существуют сведения, не составляющие аудиторскую тайну. К ним относятся:

  1. Любые сведения, которые до этого уже были разглашены самой компанией или те, что были озвучены с ее непосредственного согласия.
  2. Данные о том, что с организацией был непосредственно заключен договор на проведение аудита, а также информация об оплате аудиторских услуг.
Читайте также:
Налоговый вычет при продаже автомобиля и покупке

Как можно увидеть, открытых сведений не так уж много, большинство подпадает под определение тайны, поскольку попадание столь важной информации в чужие руки может принести огромные убытки проверяемой организации.

Наказание

Сохранение аудиторской тайны является обязательным требованием, выдвигаемым к любому проверяющему, поэтому если действительно произошла утечка информации из-за разглашения, то на основании 6 части 9 статьи ФЗ “Об аудиторской деятельности” пострадавшая сторона может потребовать от аудиторов, которые оказывали ей услуги, возместить понесенные убытки в порядке, установленном законами РФ.

Виды ответственности

Нарушение аудиторской тайны наказуемо, однако виды ответственности за такое правонарушение могут быть совершенно разными:

  1. Гражданско-правовая ответственность налагается в тех случаях, когда идет речь о причинении вреда — достаточно часто материальном. Для того чтобы наложить подобный вид ответственности, пострадавшему лицу потребуется обратиться в арбитражный суд. Если судья вынесет положительное решение, то с аудитора будет взыскиваться вся сумма причиненного ущерба, а дополнительно к этому штраф. Практически всегда эта ответственность рассматривается в тех случаях, когда были разглашены регистры бухгалтерского учета.
  2. Административная ответственность также может быть наложена на нарушителя. Достаточно часто в виде наказания назначается штраф, предписание или выход из организации аудиторов на срок в 180 дней. Когда аудитор исключен из саморегулируемой компании, он попросту не может осуществлять свою деятельность на территории РФ.
  3. Наиболее тяжкой мерой наказания является уголовная ответственность. Она назначается по статье 202 УК РФ. Обычно в качестве наказания положен штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей, а в качестве альтернативной меры — лишение свободы на срок до 3 лет. Стандартно наказывается подобным видом ответственности аудитор, который превысил свои полномочия с целью получения личной выгоды, причем его действия при этом нанесли предприятию сильный вред.

Выдача сведений

Как известно, в ряде случаев налоговые органы действительно могут потребовать от аудиторов разгласить тайну их деятельности. Однако следует помнить, что получить они могут далеко не все сведения, к тому же для этого требуется предварительно получить решение суда. Только после этого документы могут быть переданы органам государственной власти страны в тех случаях, когда это непосредственно заявлено в законодательстве Российской Федерации.

Отмена тайны

В 2016 годы власти серьезно заговорили о том, чтобы внести в Госдуму законопроект об отмене аудиторской тайны. По сути, предполагается, что вследствие этой отмены аудиторы будут обязаны передавать Федеральной налоговой службе все данные, которые были получены ими в результате проверки. Сразу понятно, что подобная инициатива серьезно подорвет доверие организаций к аудиторским услугам, поскольку в некотором роде они станут внештатными сотрудниками Центробанка, ФНС и правоохранительных органов сразу. К слову сказать, подобные действия полностью противоречат сложившейся мировой практике описываемого института, поскольку аудиторы уже не будут в полной мере независимыми, а потому не смогут гарантировать надлежащий уровень проверки, который требуется по существующим стандартам.

Результат инициативы

Когда в 2017 году законопроект об отмене тайны прошел в Госдуме в первом чтении, финансовый мир России замер в ожидании. Считалось, что он уже окончательно станет действовать с 1 января 2018 года, однако свое слово здесь высказал Минфин РФ. Они прямо указали на то, что закон может вызвать серьезные риски в экономической отрасли, которые впоследствии просто приведут к образованию коллапса, поскольку бизнесмены, особенно те, что занимаются малым и средним бизнесом, попросту откажутся от услуг аудиторов, ибо информация станет открытой. Сейчас законопроект находится в замороженном состоянии, пока власти пытаются его серьезно доработать.

Заключение

Аудиторская тайна является одной из основополагающих в деятельности аудиторов, поскольку обеспечивает предприятиям конфиденциальность и отсутствие утечки личной информации. Любые попытки ее уничтожить только приведут к дальнейшей невостребованности аудиторов, поскольку организации не смогут доверять проверяющим. Также будет поставлена под вопрос и независимая оценка, которую выдают проверяющие, поскольку в некотором роде на них смогут повлиять государственные органы. Так что аудиторская тайна является весьма весомым аргументом для бизнесменов, которые хотят проверить свои фирмы.

Аутплейсмент: что это такое, виды, цель

Увольнение – это всегда неприятно. Но к примеру, массовое увольнение – это зачастую просто необходимая мера для того, чтобы компания могла остаться на плаву. Однако процедура освобождения рабочего места представляет собой чудовищный стресс как для бывшего уже сотрудника, так и для его работодателя. Для того, чтобы максимально возможным образом подсластить эту «пилюлю», естественным образом сформировалась процедура под названием аутплейсмент. Что он из себя представляет по сути разберем далее.

Что такое аутплейсмент?

Аутплейсмент – это процедура освобождения работником своего рабочего места (от англ. «out» и «place»), при которой бывший работодатель максимально способствует благоприятному устройству дальнейшей судьбы своего бывшего сотрудника.

Увольнение может производиться по разным причинам: это может быть сокращение рабочих мест в связи с кризисом, человек может быть уволен в связи с допущенными ошибками и некомпетентностью, в конце концов, руководство компании может выявить в своих управленческих рядах менеджера, который действует в угоду конкурентам. Во всех указанных случаях увольнять людей принято по-разному, но в первых двух – современная культура взаимоотношения организации и персонала требует от компании проявления заботы о дальнейшем будущем своих бывших работников. В чем же проявляется эта забота?

Аутплейсмент персонала подразумевает под собой комплекс мероприятий:

  • Во-первых, психологическая помощь. Это главное, в чем нуждается увольняемый сотрудник, потративший на работу в компании несколько лет (а иногда и десятков лет) своей жизни. И чем дольше был период его службы, тем более комплексной и всеобъемлющей должна быть эта помощь.
  • Во-вторых, юридическая подготовка. Когда бывший сотрудник «приходит в себя» и уже в состоянии адекватно оценивать свое положение, а также собственные интересы, его консультируют на предмет имеющихся у него прав и обязанностей в связи с увольнением. Кроме того, человеку разъясняется, как эти права можно реализовать на практике.
  • В-третьих, тестирование. Никакая компания (особенно, в западных странах, где рынок труда развит и информационно эффективен) не заинтересована в том, чтобы о ней составлялись негативные отзывы в сети, и чтобы в дальнейшем люди опасались связывать с ней свою судьбу. Поэтому каждая уважающая себя фирма, сталкивающаяся с необходимостью уволить кого-либо, предпочтет сформировать для человека поле возможностей, которое позволит ему реально оценить свои силы и вновь обрести работу в другой (или собственной) компании. Для этого обновляется его резюме и производится ряд профессиональных тестирований, которые позволяют уточнить его текущие знания и навыки.
  • В-четвертых, бывший сотрудник попадает в базы хэдхантинговых, аутстаффинговых и других агентств, занимающихся рекрутингом, что вкупе с обновленным резюме позволяет ему прямо сразу претендовать на рабочие места на других предприятиях.
Читайте также:
Благодарность за работу – образец приказа, грамоты, письма

На всех этапах бывшему сотруднику оказывают требуемую информационную поддержку (консультирование) по вопросам как будущего трудоустройства, так и положенных ему прав. И как правило, в современных условиях ведения бизнеса эту услугу оказывают независимые (то есть, не заинтересованные) привлеченные (то есть, не связанные с компанией-работодателем) юридические специалисты.

Культурные предпосылки аутплейсмента более ли менее понятны (нехорошо выбрасывать людей на улицу), но что еще движет работодателями, чтоб «заморачиваться» с аутплейсментом? Это весьма насущные факторы:

  • Репутация. Если начать увольнять людей без поддержки, то об этом факте очень быстро узнает весь рынок труда (интернет уволенным в помощь). Никто более не захочет иметь дело с таким работодателем, более того, крепко призадумаются о своем возможном будущем даже те, кого увольнения не затронут.
  • Безопасность. Любой сотрудник что-то знает о внутренней «кухне» компании. Оказавшись в «свободном полете» люди, которые считают, что с ними поступают несправедливо, могут предоставить эту, иногда весьма ценную информацию, например, конкурентам (или даже правоохранительным органам, если речь идет о каких-либо махинациях). В этом случае ущерб компании может быть гораздо больше, чем условное выходное пособие в виде проведения культурного и уважительного аутплейсмента с помощью в дальнейшем трудоустройстве.

В современных условиях бизнес все более «обрастает» всевозможными процедурами. Но это и есть эволюция и цивилизованность.

Виды аутплейсмента

1. Открытая процедура

О таком увольнении заявляют заранее и открыто. Как правило, подготовка к данному мероприятию начинается заранее (что, разумеется, отрицательно сказывается на работоспособности коллектива), и главным направлением здесь является организация дальнейшего трудоустройства увольняемых сотрудников. Несмотря на все негативное восприятие процесса, именно такая процедура является наиболее гуманной и справедливой.

2. Закрытый аутплейсмент

Здесь обычно увольняют кого-то из высшего управленческого персонала. Это носители внутренней информации «для служебного пользования», зачастую, не всегда безобидной с точки зрения закона. Поэтому анонсы таких отставок крайне редки – все стараются сделать по-тихому. Кроме того, стоимость такого багажа знаний – это цена «золотого парашюта» для ТОПов, который им предоставляет увольняющая его компания. Составляется подробный перечень сведений, которые не могут быть разглашены, а также список организаций, в который увольняемый не имеет права трудоустраиваться во избежание возникновения конфликта интересов.

В условиях эффективно действующей судебной системы данные ограничения соблюдаются и внимательно отслеживаются сторонами.

3. Массовые увольнения

Примером может быть массовое сокращение персонала в связи с закрытием филиала или представительства компании. Здесь процедура аутплейсмента просто не может быть щедрой, так как на всех, финансов у компании просто не хватит. Поэтому такие сокращения/увольнения проводятся крайне редко.

Следует внимательно сопоставить те расходы, которые компания понесет в связи с выплатой компенсаций при высвобождении персонала и перспективой убытков, связанных с ведением неэффективной деятельности подразделения.

Цель аутплейсмента

Целей у аутплейсмента несколько (у каждого из участников данного процесса они свои):

  • Работодатель стремится сохранить в неприкосновенности сою инсайдерскую информацию и репутацию на рынке труда.
  • Стратегической целью работника является получение нового места работы, а компенсационные выплаты от бывшего работодателя помогут ему пережить период без работы.

Но присутствуют здесь и интересы государства, целью которого является создание более цивилизованных условий на рынке труда и атмосферы доброжелательности и ответственности.

Кроме того, присутствует среди указанных субъектов еще один участник – это невидимая рука рынка. Принимая решение, имеет ли смысл увольнять персонал, работодатель будет сравнивать потенциальную выгоду от увольнения с затратами на организационную часть аутплейсмента в совокупности с выходными пособиями. Решение может оказаться не в пользу сокращений/увольнений, и компания просто начинает увеличивать эффективность работы. Выигрывает весь рынок в целом.

Аутплейсмент в России

В России культура увольнения скорей отсутствует, чем выражена хоть как-то. В нашей стране и увольняемые работники, и работодатели больше озабочены соблюдением буквы закона, нежели созданием перспективы на будущее (так как в случае несоблюдения формальностей хорошую перспективу может получить длительное судебное разбирательство). Внедрять инструменты цивилизованного аутплейсмента нашему бизнес-сообществу еще только предстоит.

Резюме

Аутплейсмент – это процедура, которую в экономическом смысле можно сравнить с «сигарой после еды». Если все другие проблемы в экономике менее существенны, то на первый план выходит вопрос этичности увольнения и формирования конструктивной перспективы для бывших сотрудников. Но в России, где средняя заработная плата в разы меньше, чем условно взятая $1000, проводить аутплейсмент – это все равно, что пытаться сделать хорошую мину при плохой игре.

Читайте также:
Рекомендательное письмо персональному водителю от работодателя: образец

Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.

Аутплейсмент: классификация и взаимосвязь с кадровыми технологиями

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • содержание маркетинговой концепции управления и ее применение в управлении персоналом;
  • • технологии управления персоналом (найма, отбора, приема и расстановки персонала, социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала, организации труда персонала, высвобождения персонала);

уметь

  • • оценивать риски, социальную и экономическую эффективность принимаемых решений в управлении персоналом;
  • • принимать участие в разработке программ осуществления организационных изменений в части вопросов управления персоналом и оценивать их эффективность;

владеть

  • • методами разработки и реализации маркетинговых программ в управлении персоналом;
  • • современными технологиями управления персоналом.

Аутплейсмент: понятие, функции, виды

Современной рыночной экономике характерны как подъемы, так и кризисные явления. Однако и в первом, и во втором случае происходят слияние и поглощение организаций друг другом, закрытие предприятий, что предполагает увольнение персонала. От того, как организована и проведена эта процедура, зависят последующее трудоустройство высвобождаемых работников, положительный имидж организации-работодателя, состояние рынка труда в регионе. Осуществить это можно по-разному. Но в соответствии с трудовым законодательством работодатель заранее предупреждает работника о предстоящем увольнении, выплачивает ему компенсации, подключает службу содействия занятости населения. Федеральной службой по труду и занятости населения предусмотрены следующие мероприятия по снижению напряженности на рынке труда: опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения; организация общественных работ и временного трудоустройства для безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения; содействие самозанятости; оказание адресной поддержки граждан для переезда в другую местность для замещения вакантных мест, в том числе по федеральным программам.

Численность увольняемых работников особенно возрастает в периоды кризиса. В экономически развитых странах весьма распространенным способом трудоустройства высвобождаемых работников независимо от пола, возраста и специальности является аутплейсмент, который дополняет государственные программы содействия занятости увольняемых работников.

Аутплейсмент – это направление рекрутмента, которое включает рекрутинговые и консалтинговые услуги и технологии, позволяющие трудоустроить увольняемый персонал в определенные сроки и на определенных условиях.

Основная проблема большинства людей, попадающих под программу аутплейсмента, – неготовность к увольнению, а значит, и к дальнейшему поиску работы. Понятно, что технологии, используемые в аутплейсменте, соискатели могут применять и самостоятельно. Но многие из них просто не умеют профессионально продвигать себя на рынке труда. Впрочем, если человек не желает учиться, результата не будет – программа дает эффект, только когда человек сам хочет подготовиться к поиску работы. А простое трудоустройство нередко бессмысленно, так как неподготовленный кандидат не может заинтересовать собой работодателя на интервью, а в будущем – успешно выдержать испытательный срок. Такая ситуация весьма типична при трудоустройстве через государственные структуры содействия занятости населения.

Классический аутплейсмент за рубежом предусматривает гарантированное трудоустройство увольняемых работников. Многие кадровые агентства занимаются исключительно этим направлением, и весьма успешно. При этом оговариваются сроки выхода кандидата в новую компанию, а также его будущая заработная плата и даже минимальный состав социального пакета.

В Великобритании подавляющее число британских организаций (97%) проводят мероприятия для поддержки сокращаемого персонала. Наиболее популярными процедурами, применяемыми в каждой второй британской организации, являются:

  • • перерывы в течение рабочего дня для самостоятельного поиска работы;
  • • обучение на курсах;
  • • предоставление дополнительного оплачиваемого выходного для поиска работы или повышения квалификации (89%);
  • • проведение тренингов с увольняемыми по развитию навыков эффективной самопрезентации, составления резюме, успешного поиска работы (63%).

В Италии увольняемому работнику даже предоставляют специальный кабинет, куда он каждое утро приходит, как на работу. Сотруднику дают возможность пользоваться факсом, электронной почтой, Интернетом для быстрого трудоустройства и даже предоставляют личного секретаря для психологической разрядки [1] .

Западный аутплейсмент является проработанным, надежным и качественным, его цель – именно трудоустройство увольняемого работника, а не только консалтинг, характерный для российского аутплейсмента. Технология аутплейсмента в развитых капиталистических странах включает ряд этапов (рис. 7.1). Анализ предыдущей трудовой деятельности позволяет оценить имеющиеся у увольняемого работника знания, навыки и умения. Исходя из этого строится маркетинговая стратегия его трудоустройства.

Рис. 7.1. Этапы аутплейсмента в западных организациях

В России это направление появилось после кризиса 1998 г., когда многие западные компании стали проводить массовые увольнения и им понадобилась услуга, позволяющая провести эту процедуру наименее болезненно для персонала. Пионерами российского аутплейсмента стали западные компании Manpower и DBM Inc., а также российские компании – представительства западных рекрутинговых агентств – Cornerstone (до мая 2006 г. известное как Penny Lane Consulting Ltd.), Vivat Personnel и Анкор.

Что касается перспектив развития аутплейсмента в России, то, по мнению большинства специалистов, услуга становится все более востребованной, так как компании начинают ориентироваться на западный подход в работе с персоналом, который является более цивилизованным. Для самих компаний становится важным не только будущее их бизнеса, но и имидж, и отношение сотрудников к ним как к работодателям, поэтому они начинают отдавать предпочтение “мягкому” расставанию, желая избежать судебных тяжб.

В последнее время в связи с недавним экономическим кризисом появилась тенденция к использованию массового аутплейсмента. Если раньше заказывали преимущественно индивидуальный аутплейсмент для руководителей высшего звена, то сейчас в связи со значительными сокращениями увеличивается спрос на групповой формат.

Читайте также:
KPI в маркетинге — как рассчитать эффективность труда маркетолога

Смысл термина “аутплейсмент” в российской практике весьма размыт и не имеет однозначного толкования. Он включает целый перечень направлений, которые определяют его содержание и характеристики. В общем виде – это оценка и консультирование увольняемых работников, а также мероприятия, позволяющие быстрее найти подходящую работу. Однако нередко работодатель у нас в стране выбирает какую-то одну из составляющих аутплейсмента, что и обусловило различные подходы к его определению в теории рекрутмента.

Пример из практики

Есть ли у аутплейсмента будущее в России?

В ноябре 2008 г. Центр аналитических исследований АНКОР провел экспресс-исследование среди участников общеотраслевого обзора заработных плат, льгот и компенсаций за второе полугодие 2008 г., в котором находят отражение до- и посткризисная политика, а также прогнозы компаний. В данном исследовании приняли участие 370 иностранных и российских компаний различных секторов бизнеса. Центром аналитических исследований АНКОР была проведена работа по изучению ситуации на рынке труда в 33 городах России. Можно выделить следующие тезисы исследования.

  • 18% компаний планируют уменьшение заработных плат сотрудников. В 35% из этих компаний будет уменьшена окладная часть, и в 88% уменьшение (а иногда и полная отмена) коснется бонусной части.
  • 13% компаний планируют сократить расходы на персонал путем сокращения рабочего времени. При этом возможны два варианта: предложить сотрудникам взять длительный неоплачиваемый отпуск либо сократить число рабочих часов/дней.
  • 28% компаний сокращают объем социального пакета или же отменяют некоторые льготы, в 45% этих организаций данная мера уже реализована. Отменяют чаще всего программы корпоративного обучения (48% компаний), спортивные льготы (32% компаний), а также программы льготных займов сотрудникам (30% компаний).

URL: hr-portal.ru>article/obzor-zarabotnyh-plat. i-lgot

Аутплейсмент – это консалтинговая услуга, которую оказывают кадровые агентства, включает сопровождение, ориентацию на рынке труда, психологическую поддержку и в конечном итоге трудоустройство сокращенного в результате реструктуризации или каких-либо других организационных изменений работника [2] . Как видно из приведенного текста, данное определение не совсем корректно, так как консалтинговая услуга не может обещать трудоустройство увольняемого работника. Но вполне очевидно, что аутплейсмент всегда включает в себя консультирование.

Аутплейсмент – вид услуги, при которой агентство (компания), занимающаяся рекрутментом, проводит целенаправленные действия по трудоустройству персонала, увольняемого из компании-заказчика в определенные сроки и на определенных условиях. Данная услуга оплачивается компанией-заказчиком [3] . Такое определение представляется более правильным, так как позволяет охватить почти все аспекты аутплейсмента, но в нем не отражено, что процедуры трудоустройства высвобождаемых работников могут проводить как внешние компании-провайдеры услуг, так и соответствующие структуры кадровых служб предприятий. Следовало бы указать и то, что мероприятия по трудоустройству включают кадровый консалтинг.

Аутплейсмент – это практическая помощь кандидату в поиске нового места работы, подготовка к предстоящим собеседованиям, консультирование о состоянии рынка труда и реальная оценка шансов конкретного кандидата. В пакет услуг входят консультация психолога, оценка профессиональных знаний и навыков, подготовка индивидуальных планов по поиску работы, обеспечение консультационной поддержки в режиме on-line, составление профессионального резюме.

Содержание понятия “аутплейсмент” можно выразить через его функции:

  • • создание банков данных о предприятиях и свободных рабочих местах на основе систематического сбора информации;
  • • организация информационной сети, включая картотеку предприятий, кандидатов на рабочие места, систему связи, с помощью которой кандидаты могут круглосуточно контактировать с кабинетом и между собой из любой географической точки;
  • • организация группы маркетинга, осуществляющей поиск необходимых рабочих мест. В зависимости от ситуации в такие группы помимо специалистов кабинета могут входить и уволенные работники, которых обучают методам маркетинга;
  • • социальная функция – повышение уровня занятости работников.

Анализируя сложившуюся в настоящее время практику аут- плеймента, его можно классифицировать следующим образом (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Классификация аутплейсмента

Стандартная программа аутплейсмента рассчитана не более чем на один год, такой срок вполне достаточен для качественного трудоустройства. За этот период человек привыкает к поиску работы, начинает вести себя увереннее, понимает свое место и стоимость на рынке. Но в большинстве случаев соискатель, готовый к новому трудоустройству, устраивается за более короткий временной промежуток.

Выделяют следующие пакеты услуг:

  • • информационный пакет – подготовка рекомендательных писем, информирование о правах и гарантиях при увольнении и трудоустройстве, подготовка списка кадровых агентств, служб занятости и фирм с подробными описаниями вакансий;
  • • консультационный – консультации по рынку труда, обучение методам поиска работы и поведению на интервью, консультирование по вопросам трудового законодательства;
  • • психологический пакет – наличие отлаженной технологии процедуры увольнения, а также различные виды психологической помощи в преодолении стресса;
  • • технический пакет – обеспечиваются доступ в Интернет для поиска вакансий, возможность пользоваться электронной почтой и факсом для рассылки резюме прямым работодателям и ведущим кадровым агентствам.

Классическая схема аутплейсмента предполагает выбор консультанта (внешнего или внутреннего).

Если компания проводит внутренний аутплейсмент (за счет собственных сил), то чаще всего происходит разделение его на блоки с целью определения ответственных лиц за обеспечение каждого условного пакета услуг.

В информационной помощи могут участвовать специалисты службы управления персоналом, юристы. Консультационную помощь могут оказать внутренние консультанты (при условии наличия компетенций по данному вопросу) и юристы. Психологическую поддержку помимо штатных психологов может оказать менеджер по персоналу. Весьма эффективно проведение специальных тренингов широкого назначения, ставящих целью не только снятие психологической напряженности, но и обучение поведению в ситуации увольнения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: