Аттестация педагогических работников – последние изменения

Окончательный вариант новой модели аттестации учителей будет утвержден только после широкого общественного обсуждения

9 ноября в Министерстве просвещения Российской Федерации состоялась Всероссийская конференция «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей». Участниками конференции стали 350 человек из 73 субъектов Российской Федерации: представители Общероссийского Профсоюза образования, Рособрнадзора, руководители региональных органов управления образованием и институтов повышения квалификации, ректоры вузов, директора школ и педагоги. В мероприятии приняла участие Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева.

Выступая перед участниками конференции, О. Ю. Васильева сообщила, что окончательный вариант модели аттестации учителей будет утвержден только после широкого общественного обсуждения.

– Мы очень хотим утвердить и создать с вашей помощью такую модель аттестации наших педагогов, которая станет настоящим стимулом профессионального роста, позволит учителям без сбора портфолио и массы других документов обеспечить прохождение процедуры аттестации на рабочем месте. Мы планируем, что доработанная окончательная версия модели аттестации пройдёт обязательно широкое общественное обсуждение и в окончательном варианте будет утверждена в 2020 году. Что мы выявили на данном этапе апробации? Проблему с оценкой учёта мнения выпускников, это вопрос очень спорный. На сегодняшний день ясно, что в новой модели аттестации этот аспект представлен не будет. Также наибольшее количество вопросов, совершенно справедливо, вызывали видеоурок или видеофрагмент урока, и не столько по причине трудности съёмки, сколько по причине требования согласия родителей или законных представителей на видеосъёмку. Мы пришли к выводу, что использование этого формата нецелесообразно, – сказала Министр.

Глава Минпросвещения сообщила, что проект профессионального стандарта «Педагог» основан на уровневом подходе к квалификации учителей, в нём «найдут своё отражение и новые должности». Она пояснила, что карьера учителя будет развиваться как по горизонтали (первая и высшая квалификационные категории), так и с введением новых должностей: «старшего учителя» (методиста) и «ведущего учителя» (наставника).

– У нас есть подготовленный проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». Этот документ призван утвердить в правовом поле новые должности – «старший учитель» и «ведущий учитель», – подчеркнула глава Минпросвещения России.

О. Ю. Васильева напомнила, что национальная система учительского роста состоит из взаимосвязанных элементов: аттестация, повышение квалификации, педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, повышение престижа профессии, что получило своё развитие в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Министр акцентировала внимание, что один из федеральных проектов нацпроекта «Образование» – «Учитель будущего» – направлен на внедрение национальной системы учительского роста, системной модели поддержки учителей, которая предусматривает работу по непрерывному развитию профессионального мастерства педагогов, обновлению содержания программ повышения их квалификации и введению усовершенствованной модели аттестации. Она отметила, что аттестация должна отражать качество работы педагога, его профессионализм и быть для учителя максимально простой и понятной, позволяющей определять дальнейшие траектории профессионального развития.

Также Министр высказала своё мнение о том, что у педагогов должен быть «экзамен на вхождение в профессию, как у медиков». Она информировала, что Минпросвещения планирует создать сеть независимых аттестационных центров, где педагоги смогут пройти независимую аттестацию ещё до официальной процедуры, чтобы самостоятельно оценить свой уровень квалификации, имеющиеся пробелы и устранить их.

– В этом независимом центре я, как учитель, могу пройти аттестацию до официальной, посмотреть, что не так, понять, что нужно подтянуть. Я думаю, что это правильное решение, – заключила Министр.

Материалы конференции представлены на сайте ефом.рф.

Справочно

На реализацию федерального проекта «Учитель будущего» выделено 15 266, 80 млн рублей. В 2019 году средства на реализацию мероприятий проекта получат Республики Адыгея, Мордовия, Кабардино-Балкарская Республика, а также Астраханская, Вологодская, Воронежская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Тульская и Тюменская области.

Аттестация педагогических работников – последние изменения

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

городского округа Ступино

Аттестация педагогических работников

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО АТТЕСТАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 “Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность” . СКАЧАТЬ

Аттестация педагогических работников ( Нормативные правовые акты, комментарии ). СКАЧАТЬ

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 г. Москва “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”. СКАЧАТЬ

Читайте также:
Служебная записка на депремирование сотрудника: образец

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 № 761н ” Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». СКАЧАТЬ

Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников. СКАЧАТЬ

Письмо министра образования Московской области М.Б. Захаровой № 6493 от 17.06.2014г. СКАЧАТЬ

Инструкция по процедуре аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность. СКАЧАТЬ

Отраслевое региональное соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в системе образования Московской области, на 2020-2022 годы. СКАЧАТЬ

Введение нового порядка аттестации педагогических работников образовательных организаций Московской области (презентация). СКАЧАТЬ

Особенности экспертизы профессиональной деятельности педагога с учетом требований нового порядка аттестации (презентация). СКАЧАТЬ

Приказ Министра образования Московской области М.Б.Захаровой №2969 от 24.10.2016г. “Об экспертных группах по аттестации педагогических работников Московской области” СКАЧАТЬ

Распоряжение администрации Ступинского муниципального района от 06.03.2015г. № 87-р “О признаниии утративших силу распоряжений администрации Ступинского муниципального района”. СКАЧАТЬ

Постановление Администрации Ступинского муниципального района “О внесении изменений в Постановление администрации Ступинского муниципального района № 565-п от 06.03.2015г.” № 824-п от 24.02.2016г. СКАЧАТЬ

Постановление Администрации Ступинского муниципального района “Об утверждении состава аттестационной комиссии по аттестации на должность руководителя и заместителей руководителей муниципальных образовательных организаций Ступинского муниципального района” № 825-п от 24.02.2016г. СКАЧАТЬ

Постановление администрации городского округа Ступино “Об утверждении Положения о порядке аттестации руководящих работников и кандидатов на должность руководящих работников муниципальных образовательных организаций городского округа Ступино Московской области” от 14.09.2018г. №3427-п СКАЧАТЬ

Приказ управления образования администрации городского округа Ступино “Об утверждении состава аттестационной комиссии и экспертных групп по аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей муниципальных образовательных организаций городского округа Ступино в 2020-2021 уч. год” №487 от 16.10.2020г. СКАЧАТЬ

Приказ управления образования “О графике работы в 2020-2021 уч. году аттестационной комиссии по аттестации кандидатов на должность руководителя и рукововдителей муниципальных образоватеьных организаций городского округа Ступино СКАЧАТЬ

Приказ управления образования администрации городского округа Ступино “Об утверждении состава аттестационной комиссии и экспертных групп по аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей муниципальных образовательных организаций городского округа Ступино в 2021-2022 уч. год” №347 от 05.07.2021г. СКАЧАТЬ

Приказ управления образования “О графике работы в 2021-2022 уч. году аттестационной комиссии по аттестации кандидатов на должность руководителя и рукововдителей муниципальных образоватеьных организаций городского округа Ступино СКАЧАТЬ

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОГИЧЕКИХ РАБОТНИКОВ

Предварительная регистрация заявлений на аттестацию в электронном виде ПЕРЕЙТИ

Форма заявления на аттестацию для педагогических работников ПЕРЕЙТИ

Инструкция по работе в системе “Аттестация” для координатора организации СКАЧАТЬ

Инструкция по работе в системе “Аттестация” для педагога СКАЧАТЬ

График прохождения аттестации

на первую и высшую квалификационные категории в 2021-2022 учебном году

с использованием ЕАИС «ОКО» (подсистема «Аттестация педагогических работников»)

Заполнение заявления педагогом
в ЕАИС «ОКО»

Проверка заявлений
на уровне образовательной организации

Подача заявления
в аттестационную комиссию Министерства образования Московской области

Проверка заявлений
на муниципальном уровне

Рассмотрение
и прием заявлений аттестационной комиссией Министерства образования Московской области
(РНМЦ ЭОПД)

Составление индивидуального графика, назначение экспертов

Сроки
проведения экспертизы

Заседания аттестационной комиссии Министерства образования Московской области

с 20.07 по 27.07.2021

с 26.07 по 28.07.2021

28.07 по 02.08.2021

с 03.08 по 13.08.2021

с 16.08
по 30.08.2021

с 06.09 по 24.09.2021

с 03.08 по 10.08.2021

с 09.08 по 11.08.2021

11.08
по 16.08.2021

с 17.08 по 27.08.2021

с 02.09
по 16.09.2021

с 27.09 по 22.10.2021

с 25.08 по 01.09.2021

с 31.08 по 02.09.2021

02.09
по 06.09.2021

с 07.09 по 17.09.2021

с 20.09
по 08.10.2021

с 11.10 по 10.11.2021

с 02.11 по 10.11.2021

с 09.11 по 11.11.2021

11.11
по 15.11.2021

с 16.11 по 26.11.2021

с 29.11
по 13.12.2021

с 17.12.2021 по 21.01.2022

с 07.12 по 14.12.2021

с 13.12 по 15.12.2021

15.12
по 20.12.2021

с 21.12 по 31.12.2021

с 10.01
по 21.01.2022

с 24.01 по 22.02.2022

с 11.01 по 18.01.2021

с 17.01 по 19.01.2022

19.01
по 24.01.2022

с 25.01 по 04.02.2022

с 07.02
по 18.02.2022

с 21.02 по 21.03.2022

НОВЫЕ формы экспернтых заключений и приложений аттестации педагогичеких работников СКАЧАТЬ

Модель аттестации учителей с использованием ЕФОМ: как и зачем проходить аттестацию педагогу?

Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.

Читайте также:
Больничный при ангине: сколько дней может длиться

Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.

По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.

  • Во-первых, она направлена на оценку уровня педагогического мастерства учителя вне зависимости от места его работы. На данном этапе впервые предъявляются единые для всех требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, а оценочные материалы позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога.
  • Во-вторых, модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Определяемые при помощи ЕФОМ компетенции представляют собой требования к знаниям и навыкам, утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, но предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.
  • В-третьих, предметные компетенции учитывают требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
  • В-четвертых, аттестация будет включать мнение всех участников образовательного процесса, в том числе выпускников.

Преимущества новой модели аттестации учителей

Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.

Новая модель также позволит:

стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;

выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;

определять траекторию карьерного роста педагога;

формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;

корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;

учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.

Виды аттестации педагогов общеобразовательных учреждений

Проверка учителя на соответствие квалификационным требованиям с применением ЕФОМ предполагает следующие виды аттестаций:

аттестация на соответствие занимаемой должности;

аттестация в целях установления квалификационных категорий.

Первичная аттестация учителей

Первичная аттестация учителей проводится для следующих категорий:

выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений;

лиц со высшим или средним профессиональным образованием, не имеющих опыта работы учителем;

лица, которые не работали учителями в последние 5 лет.

Аттестация на базе центра оценки педагогических компетенций должна быть проведена в течение трёх лет с момента начала работы учителя, но по истечении первого года педагогического стажа. Выпускники вузов и учреждений СПО по педагогическим специальностям и направлениям подготовки могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации.

В исключительных случаях может проводиться первичная аттестация учителя, прошедшего аттестацию на соответствие занимаемой должности и сменившего место работы, но не ранее, чем через два года после начала работы в новом учебном заведении.

Проверка проводится в форме профессионального экзамена по всем профессиональным компетенциям. Для прохождения аттестации необходимо набрать не менее 50% от максимального числа баллов.

Сертификат учителя о прохождении профессионального экзамена

В случае неудачи претендент получает свидетельство о прохождении профессионального экзамена. Успешно сдавшим экзамен выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.

Аттестация на соответствие

Аттестация на соответствие занимаемой должности предназначена для подтверждения соответствия квалификации учителя профессиональному и образовательным стандартам.

Она включает профессиональный экзамен по всем профессиональным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.

Аттестация проводится каждые 5 лет на основании приказа по образовательной организации. Исключение составляют женщины, находившиеся в отпуске по беременности и родам, лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Их аттестация проводится через два года после возвращения на работу. Также не проводится аттестация учителей, имеющих первую или высшую квалификационные категории.

Аттестационная комиссия формируется самой образовательной организацией в составе не менее 9 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей образовательных организаций, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебного заведения.

Минимум баллов по всем аттестационным процедурам устанавливается самой образовательной организацией, а методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – её учредителем.

В случае недостижения необходимого минимума учитель получает свидетельство о прохождении процедуры оценки квалификации. Успешно прошедшим аттестацию выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет. Также выдаются рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства.

Читайте также:
Материальная помощь работнику при рождении ребёнка от работодателя

Аттестация при получении квалификационной категории учителя

Аттестация в целях установления квалификационных категорий проводится по заявлению самого учителя и назначается распоряжением учредителя образовательной организации.

Она включает профессиональный экзамен по методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.

Аттестационная комиссия формируется учредителем в составе не менее 15 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей вузов, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебных заведений, находящихся в ведении учредителя.

Единый федеральный минимум баллов, подтверждающий получение первой или высшей квалификации, устанавливается Минпросвещения России, а минимум баллов по каждой аттестационной процедуре и методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – учредителем образовательной организации, в которой работает учитель.

По итогам рассмотрения дела аттестационная комиссия принимает решение установить учителю квалификационную категорию или отказать в её установлении. В случае успешного прохождения оценки ему выдается аттестационный лист. Срок действия квалификационной категории – 5 лет.

Аттестация на установление первой квалификационной категории может проводиться не ранее одного года после прохождения учителем последней аттестации на соответствие занимаемой должности, на установление высшей – не ранее двух лет с момента получения первой квалификационной категории.

Особенности проведения отдельных аттестационных процедур

  • Профессиональный педагогический экзамен

Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.

На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.

Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.

При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.

  • Оценка динамики образовательных результатов педагога

При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:

результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;

результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;

данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;

участие в образовательных олимпиадах различного уровня

Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.

  • Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя

Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:

об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);

об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);

о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).

Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.

  • Оценка индивидуальных достижений учителя

Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:

участие в конкурсах профессионального мастерства;

полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;

результаты научной, методической и наставнической деятельности;

мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.

Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.

Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.

Порядок проведения аттестации учителей и обжалования результатов

Аттестуемый имеет право знакомиться с аттестационными материалами и иными документами, относящимися к его аттестации, подавать мотивированные возражения, при необходимости предоставлять аттестационной комиссии дополнительные сведения и подтверждающие их документы.

После издания распорядительного акта секретарь аттестационной комиссии загружает необходимые для проведения аттестации сведения в единую информационную систему. На основании представленной информации система автоматически формирует проекты аттестационных листов.

Если необходимые сведения включены частично или не позволяют аттестуемому достичь минимальных баллов хотя бы по одному показателю, система автоматически информирует об этом учителя или его работодателя. До заседания аттестационной комиссии учитель или его работодатель могут внести коррективы или отозвать заявление.

Перед заседанием аттестационной комиссии секретарь формирует итоговые аттестационные листы, доводит их до сведения членов комиссии и аттестуемого. Аттестуемый учитель имеет право присутствовать при рассмотрении его аттестационного дела, но голосование должно быть проведено без него.

Читайте также:
Больничный лист при производственной травме: как оплачивается и оформляется

Сведения о принятом решении загружаются в единую информационную систему и автоматически доводятся до аттестуемого и его работодателя.

В случае несогласия с итогами аттестации может быть направлена жалоба:

  • оператору единой информационной системы – при несогласии с результатами профессионального экзамена. Жалоба подается через центр оценки педагогических компетенций или образовательную организацию, обеспечившую его проведение, и рассматривается оператором совместно с экспертами или иными компетентными лицами;
  • учредителю образовательной организации – при несогласии с решением аттестационной комиссии.

При несогласии с результатами рассмотрения жалобы аттестуемый может обратиться в суд.

Данная модель сейчас проходит общественное обсуждение, в результате чего будет официально принята и утверждена.

Как педагогам пройти аттестацию в Подмосковье

Аттестация является формой подтверждения навыков и опыта специалиста. Большинство учителей в регионе имеют первую или высшую категории. О том, как педагогическим работникам в Подмосковье пройти аттестацию, читайте в материале портала mosreg.ru.

Порядок и сроки прохождения аттестации

Рассмотрение документов на заседании

Пройти аттестацию могут педагогические работники образовательных организаций, расположенных на территории Московской области.

Основанием для проведения аттестации является личное заявление на первую или высшую квалификационную категорию.

Срок проведения аттестации педагогических работников не более 90 дней.

Сведения о проведенных экспертных процедурах поступают в аттестационную комиссию, которая при успешном прохождении экспертизы выносит решение об установлении квалификационной категории или же об отказе, если профессиональная деятельность педагога не соответствует требованиям.

По итогам заседания издается приказ министра образования Московской области об установлении квалификационных категорий педагогам.

Результаты аттестации педагогический работник может обжаловать.

Аттестационные комиссии

Для проведения аттестации педагогов сформированы аттестационные комиссии:

– по аттестации педагогических работников государственных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность;

– по аттестации педагогических работников муниципальных и частных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность.

Информация об аттестуемых направляется через Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» председателям экспертных групп при аттестационных комиссиях для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности педагогов.

Как проходит экспертиза

Центр повышения профмастерства педагогов

Источник: ©, пресс-служба администрации Коломенского городского округа

Эксперты в согласованные сроки выезжают по месту работы аттестуемых для проведения экспертизы, которая включает:

– участие в открытом уроке;

– оформление экспертного заключения.

Экспертные заключения включают показатели по направлениям деятельности педагогов, которые оцениваются по балльной шкале.

Экспертные заключения подписываются членами экспертной группы, председателем экспертной группы и аттестуемыми.

Требования для получения первой категории

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Первую квалификационную категорию педагогам присваивают с учетом:

– стабильных положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

– выявления развития способностей к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

– личного вклада аттестуемого в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Требования для получения высшей категории

Губернатор Московской области наградил лучших директоров школ Подмосковья

Высшую квалификационную категорию педагогам присваивают с учетом:

– достижения положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

– достижения положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;

– выявления и развития способностей обучающихся к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

– личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

– активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса и профессиональных конкурсов.

В каких случаях может быть отказано

свет, лампочка, отключение света, свеча, Москва

После рассмотрения заявлений педагогам может быть отказано в прохождении аттестации, если:

– педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории, не имея первой квалификационной категории;

– педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые ранее, чем через два года после установления ему первой квалификационной категории;

– педагогический работник, которому при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращается
в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию ранее, чем через год со дня принятия аттестационной комиссией решения;

Читайте также:
Доплаты и надбавки за работу с государственной тайной

– лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должности педагогических работников в организациях образования.

Аттестация педагогических работников

Вниманию всех педагогических работников!

О продлении действия квалификационных категорий педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

Приказ Министерства просвещения РФ № 713 от 11 декабря 2020 года открыть

Распоряжение Министерства образования Омской области № 9 от 12.01.2021 скачать

Письмо Министерства образования Омской области от14.01.2021 «О продлении квалификационных категорий дот 31.12.2021» скачать

Скан-копии распоряжений Министерства образования Омской области «Об аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» размещены на сайте Министерства образования Омской области в разделе «Отраслевая информация»/«Аттестация педагогических работников» по ссылке http://mobr.omskportal.ru/oiv/mobr/otrasl/kpolitika/attestazia

Из соображений безопасности в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой ОЧНЫЙ прием аттестационных документов и еженедельные консультации ОТМЕНЕНЫ до ОСОБОГО РАСПОРЯЖЕНИЯ.

Прием заявлений ведется в форме электронного документа через портал «Госуслуги55», размещенный по адресу http://www.pgu.omskportal.ru/.

Презентация (видео) «Электронная подача документов» открыть.

Вопросы вы можете задать по телефонам:

  • 8-962-048-29-66 – Кочина Татьяна Георгиевна
  • 8-905-942-56-20 – Капланян Амалия Эдиковна

График приема документов на аттестацию педагогических работников

на 2021-2022 учебный год

Перечень документов, предоставляемых педагогическим работником на аттестацию

  • Заявление педагогического работника скачать
  • Информационная карта, содержащая результаты профессиональной деятельности, представленные за межаттестационный период (в случае если аттестация проводится впервые – за последние пять лет работы в должности, либо за годы с момента трудоустройства в должности, если стаж работы менее пяти лет) по форме (в соответствии с должностью) согласно приложению № 2 к Регламенту скачать ;
  • Два занятия (видео) на электронных носителях в двух экземплярах, отснятые в межаттестационный период;
  • Копии, заверенные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность:
    • документа, подтверждающего наличие квалификационной категории;
    • диплома о профессиональном образовании (в случае перемены фамилии прилагается копия свидетельства о браке);
    • документов о повышении квалификации (за последние 3 года).

Педагогический работник имеет право отозвать свое заявление на любом этапе аттестации, о чем письменно уведомляет Комиссию. Скачать отзыв.

Скан-копию или фотографию заявления на отзыв документов присылать на адрес электронной почты apr@obr55.ru

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТОВ

Оценочные (экспертные) формы скачать

Видеопрезентация «Информационная карта. Общая информация» https://youtu.be/7VkZ5bNezec

Видеопрезентация «Информационная карта. Методобъединение» https://youtu.be/RlASGgbXcTo

Видеопрезентация «Информационная карта. Мониторинги» https://youtu.be/a1uTKH3GIzU

Видеопрезентация «Информационная карта. Способности» https://youtu.be/ml25TeqEnLo

Видеопрезентация «Информационная карта. Трансляция опыта» https://youtu.be/a5Gu-5hAWeA

Презентация «Типичные ошибки при подготовке документов» скачать..

Презентация «Аттестация педагогических работников» скачать..

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «10 шагов к аттестации педагогических работников на первую и высшую категории» скачать..

Нормативно-правовая база по аттестации

Регламент деятельности аттестационной комиссии Омской области скачать

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Аттестация персонала — это процедура, позволяющая работодателю оценить компетентность работников и их профессиональный уровень. В 2021 году существует определенный порядок проведения такой проверки сотрудников.

Для специалистов некоторых направлений обязательна аттестация деятельности профессионалов СПО с последующей выдачей сертификатов со стандартами Союза профессиональных организаций. Рассмотрим подробнее законодательную базу в этой сфере.

Нормативная база

Единого закона, которым регулируется проведение аттестации, нет. При определении квалификационного уровня специальная комиссия работодателя должна опираться на существующие профессиональные стандарты. К примеру, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности в области культуры регулируется отраслевым документом — письмом Минкультуры от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Для руководителей ФГУП предусмотрены другие нормы: аттестация проводится по постановлению правительства РФ № 234 от 16.03.2000.

В целом, аттестация — не обязательная процедура. Но для некоторых работников периодическая аттестация работников проводится в обязательном порядке. К ним относятся:

К таким служащим предъявляются повышенные требования по уровню квалификации и профессионализма.

Проверка проводится согласно утвержденному в организации положению об аттестации. В нем необходимо прописать:

  • предъявляемые требования к сотрудникам;
  • категории работников, подлежащих проверке;
  • сроки и периодичность;
  • основания для проведения аттестации;
  • состав аттестационной комиссии;
  • правила оформления результатов контроля.

Для назначения аттестации работодатель издает приказ, в котором указаны фамилия, имя, должность, наименование подразделения, в котором работает претендент, даты проведения, список документов, предоставленных для оценки, фамилии сотрудников, ответственных за их подготовку. Также в приказе указывают состав аттестационной комиссии.

При проведении должна соблюдаться определенная последовательность этапов подготовки проведения аттестации персонала: проверке предшествует подготовительная работа, организованная руководителями учреждений культуры. В это время служащим разъясняются цели, условия и формы контроля. Также сотрудники знакомятся с материалами, подготовленными для комиссии.

Далее аттестационная комиссия знакомится с материалами, предоставленными на каждого сотрудника. Проверка проводится работодателем в форме письменного тестирования, собеседования, экзамена и т. д. Форма аттестации зависит от специфики трудовой деятельности испытуемого. Для работников культуры существуют и другие формы проверки, например, просмотр спектакля, в котором задействован испытуемый. По результатам оценки комиссия выносит свое решение.

Читайте также:
Новые правила оформления путевых листов: как правильно

Периодичность проведения аттестации

Периодичность аттестации зависит от локальных нормативных актов, принятых в организации. В пунктах 4 и 15 постановления ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 (утратило силу, но для справки посмотреть можно) говорится, что оценка должна проводиться не чаще одного раза в 3 или 5 лет — для рядовых сотрудников, а для руководителей — не реже одного раза в два года.

Цель проведения аттестации

Работодатель преследует разные цели, принимая решение о проведении проверки в отношении своих сотрудников. Зачастую такие меры связаны с желанием уволить служащего, не справляющегося со своими обязанностями.

Согласно пунктам 3 и 14 статьи 81 ТК РФ, работодатель вправе уволить работника, если он не соответствует занимаемой должности. Этот факт устанавливает процедура определения соответствия работника требованиям занимаемой должности. Если результаты испытаний подтверждают некомпетентность служащего, работодатель использует их как основание для увольнения. Следовательно, такая оценка служит инструментом для подтверждения правоты работодателя при увольнении сотрудника, не справляющегося со своими обязанностями.

Для служащих, которых уволили в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ, возможность прохождения проверки в независимом центре становится призрачной надеждой на восстановление. Особо полагаться на положительные результаты испытаний не стоит, поскольку существующее законодательство не предписывает работодателю прислушиваться к итогам таких проверок. Более того, в некоторых компаниях существуют свои, более жесткие, требования к квалификации.

Довольно часто итоги оценки применяются работодателями как основание для поощрения сотрудника за достигнутые им успехи. Например, это касается медицинских работников, которые в результате испытаний получают категории. В зависимости от этого производится дифференциация заработной платы.

Традиционная система аттестации

Под традиционной системой понимается комплекс мероприятий по подготовке и проведению оценки квалификационного уровня работника в соответствии с положением об аттестации. Оценку проводит специально созданная комиссия работодателя.

Инструкция, как провести аттестацию работника на соответствие занимаемой должности в учреждении:

  1. Разработать положение об аттестации.
  2. Подготовить график проверки.
  3. Издать приказ по учреждению и утвердить членов комиссии.
  4. Сформировать обязательные документы.
  5. Проинформировать сотрудников.
  6. Провести экзамен.
  7. Запротоколировать ход оценки и подвести итоги.

Рассмотрим некоторые этапы более детально.

Положение об аттестации работников

Положение об аттестации составляется работодателем: его подписывает руководство предприятия. Документ включает следующие разделы:

  1. Общая информация. Обозначаются цели мероприятия, определяется состав аттестуемых, закрепляется периодичность процедуры и основания для проведения внеочередной проверки (при необходимости).
  2. Подготовительные мероприятия. В этом разделе указывают состав комиссии, в которую обязательно входят председатель, секретарь, члены. Для каждого из них определяют перечень полномочий и указывают, кто голосует, а кто — нет. Помимо этого, в этом разделе составляют график (список работников, проходящих проверку, дата и место проведения, время предоставления документов в комиссию), процесс уведомления работников о процедуре под подпись, необходимые кадровые документы для предоставления в комиссию.
  3. Порядок проведения. Включает в себя определение кворума, описание самой процедуры проверки, механизм принятия решения, варианты решения комиссии, вид оформления итогов. В этом разделе прописываются права работника при его несогласии с итогами оценки.
  4. Заключительные положения. Содержит сведения о том, где и сколько хранить аттестационные документы.

Такое положение относится к категории локальных нормативных актов. Оно разрабатывается в каждой организации и содержит в себе сведения о предстоящих оценках квалификации. Ранее часто за основу при составлении этого документа принимались постановления от 05.10.1973 Госкомитета по науке и технике СССР № 470 и Госкомтруда СССР № 267, но в настоящее время эта норма утратила силу, но может использоваться как справочный материал.

После разработки, согласования и утверждения положения с ним знакомят под подпись всех сотрудников. Стоит помнить, что при составлении текста этого документа следует максимально четко обозначить все детали мероприятия. Проявление внимательности на этапе разработки позволит работодателю защитить собственные интересы в случае возникновения спорных ситуаций.

Подготовка к проведению аттестации

Порядок подготовки к проведению проверки закрепляется в положении. На этом этапе необходимо определить условия его проведения. Рассмотрим их.

Состав комиссии

Аттестационная комиссия определяется руководителем организации. Она должна состоять из председателя, секретаря и рядовых членов. Необходимо указать, кто имеет право голоса, и прописать полномочия каждого из работников.

Читайте также:
Сбалансированная система показателей – что это такое

Рекомендуется, чтобы комиссия состояла из нечетного количества участников. Это позволит избежать одинакового количества голосов при принятии решения. Кроме того, необходимо документально зафиксировать, чей голос является решающим при разрешении спорных ситуаций. Состав комиссии постоянный. Перемещения или замены предусмотрены при конфликте интересов или кадровых перестановках.

График испытаний

Этот документ утверждается работодателем ежегодно. Его необходимо составлять заранее, чтобы аттестуемые успели ознакомиться. График содержит:

  • список сотрудников;
  • дату, время и место проведения экзамена;
  • список лиц, у которых получают документы, необходимые для прохождения испытания.

Уведомление работников

Сотрудники, которые проходят проверку, получают уведомление об аттестации на соответствие занимаемой должности заранее. Уведомление составляют в свободной форме. Самое главное, чтобы работодатель зафиксировал факт того, что работник знает о предстоящем мероприятии. То есть получение уведомления проходит под подпись. Если сотрудник отказывается, то составляется акт, который ему необходимо подписать. Если работник болеет, то на дом отправляется письмо с уведомлением о получении.

Подготовка необходимых документов

Работодатель самостоятельно предусматривает список необходимых документов, которые необходимо передать в комиссию. Иногда в организациях действует требование предоставлять для рассмотрения комиссией отчет о проделанной работе за конкретный период. Для некоторых профессий такими документами является портфолио.

Порядок проведения аттестации

В положении в обязательном порядке содержится раздел, регламентирующий проведение аттестационной процедуры. В первую очередь работодателю стоит определить, в каком случае возможен перенос испытания на другой день. Обычно главным условием выступает наличие кворума. То есть должны присутствовать две трети участников комиссии.

Проверка проводится только в присутствии работника. В большинстве организаций документально закрепляется необходимость обеспечения доброжелательной атмосферы. Члены комиссии задают вопросы, а работник отвечает на них. Затем экзаменуемый покидает помещение, а комиссия остается для совещания и принятия решения. После этого работника приглашают вернуться, а председатель комиссии объявляет итог.

В результате прохождения испытания принимается решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Если сотрудник отвечает установленным требованиям, он вправе ходатайствовать о повышении в должности. Если квалификационный уровень недостаточен, то возможны три варианта событий: работодатель направляет на учебу (на повышение квалификации), понижает в должности или увольняет.

При возникновении спорных ситуаций стоит помнить, что весь опрос и голосование фиксируются в протоколе.

Протокол аттестации работников

Протокол — главный документ, в котором содержатся сведения об экзаменуемом и о самом процессе оценивания. В нем фиксируется весь ход опроса, его результат. В завершении работник ставит подпись под протокол. Унифицированной формы не существует, он разрабатывается работодателем самостоятельно и включается в состав положения об аттестации. Обычно протокол печатается на фирменном бланке компании и содержит следующие сведения:

  • название документа;
  • дата и номер;
  • место проведения оценки;
  • состав аттестационной комиссии и список приглашенных работников;
  • основная информация об аттестуемом — Ф.И.О., должность, подразделение;
  • краткое описание ответов на вопросы экзамена;
  • итоговое решение комиссии с перечислением голосов «за» и «против».

Протокол подписывается всеми членами комиссии, последним ставит подпись ее глава. Результаты оценки вносятся в аттестационный документ работника.

Результаты аттестации

Работнику, прошедшему проверку, выдают аттестационный лист — итоговый документ контроля. Он не унифицирован, поэтому составляется в свободной форме. В документе необходимо указать:

  • дату проведения оценки;
  • данные работника: Ф.И.О., образование, должность в соответствии со штатным расписанием, стаж работы в этой должности, общий стаж;
  • контрольные вопросы, которые были заданы во время проверки;
  • ответы на вопросы;
  • итог испытания;
  • подписи членов комиссии;
  • подпись работника, подтверждающая ознакомление с документом.

Если есть какие-то дополнения или примечания, они тоже фиксируются в результирующем листе.

Аттестация работников: что нужно знать работодателю?

Многие работодатели воспринимают аттестацию работников как нечто формальное. Оно и понятно: четких указаний о порядке и сроках ее проведения в Трудовом кодексе не содержится. Да и нормативных актов в данной области, предназначенных для коммерческих организаций, за последнее время не издавалось (аттестация обязательна только для работников организаций определенных сфер деятельности): законодательством в основном урегулирован порядок проведения аттестации работников бюджетной сферы. Между тем результаты аттестации могут служить основанием для увольнения работника, поэтому рекомендуем со всей ответственностью отнестись к проведению самой аттестации, поскольку трудовые споры нередки и в большинстве случаев судьи встают на сторону работника. О том, как правильно организовать проведение аттестации, читайте в настоящей статье.

Аттестация: как много в этом слове…

Результаты аттестации помогут оптимизировать использование трудовых ресурсов, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов, а также уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям.

Читайте также:
Обозначения и коды в табеле учета рабочего времени

Рассматривая понятие аттестации, нельзя пройти мимо определения квалификации работника, которое дает ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). В настоящее время разработано уже достаточно большое количество таких стандартов. Они действуют наряду с квалификационными справочниками (ЕКС и ЕТКС): обязанность применять стандарты пока не установлена.

Однако с 1 июля 2016 года вступит в силу ст. 195.3 ТК РФ [1] , согласно ч. 1 которой соблюдать профстандарты обязаны будут все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования. Это медицинские и педагогические работники, аудиторы, работники контрактной службы и т. д., то есть те, к кому федеральные законы предъявляют квалификационные требования (в частности, к их образованию).

На основании ч. 2 данной статьи характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в настоящее время работодатели для определения квалификации работника для установления его соответствия занимаемой должности пользуются как квалификационными справочниками, так и профессиональными стандартами.

Обязательно ли проводить аттестацию работников?

Разрабатываем локальный акт

Соответственно, если руководство приняло решение о необходимости проведения в компании аттестации работников, нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок ее проведения.

Перед тем как приступить к разработке такого локального акта, надо проанализировать существующие в компании должности и работы на предмет обязательности аттестации, и если будут выявлены таковые, то нужно учитывать положения нормативных актов, регламентирующих порядок проведения аттестации на них. Если же в компании нет таких должностей и работ, работодатель свободен в установлении процедуры проведения аттестации. Однако мы все-таки рекомендуем ориентироваться:

  • на Постановление ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (далее – Постановление № 470/267);
  • на Положение о порядке проведения аттестации руководящих, научных, инженерно-технических работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других организаций науки, утвержденное Постановлением ГКНТ СССР № 38, Госстроя СССР № 20, Госкомтруда СССР № 50 от 17.02.1986.

Отметим, что суды достаточно часто обращаются к названным нормативным актам при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по итогам аттестации работников. Например, в Определении Московского городского суда от 10.09.2015 № 4г/8-7875/2015 судебная коллегия сделала вывод, что положение об аттестации ООО ухудшает положение работников по сравнению с Постановлением № 470/267 и не может быть применено. Поскольку истица в соответствии с названным положением отнесена к лицам, не подлежащим аттестации, проведенная работодателем в отношении нее аттестация является незаконной, в связи с чем признается незаконным увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Ответы представим в таблице.

Целями аттестации могут быть установление системы поощрений и потребности в повышении квалификации работников, определение уровня квалификации работников для оптимизации процессов производства в дальнейшем или для повышения аттестуемых в должности

В частности, согласно Постановлению № 470/267 очередную аттестацию не проходят лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года

Сроки аттестации могут устанавливаться в зависимости от целей и задач ее проведения, а также от категорий работников, подлежащих аттестации. На практике выделяют плановую (очередную) аттестацию (особенностью такой аттестации является то, что она проводится через определенные промежутки времени (раз в полгода, год,

три года и т. д.)) и внеплановую (внеочередную) аттестацию (эта аттестация проводится лишь при выявлении факта необходимости ее проведения, например, при возникновении проблем в работе конкретного структурного подразделения (изготовление некачественной продукции)).

Здесь же рекомендуем указать пункт, посвященный срокам проведения аттестации для отдельных категорий работников, не прошедших ее вместе с остальными работниками (после отпуска по уходу за ребенком и т. д.), а также длительности ее проведения

Читайте также:
Нужно ли сдавать нулевой СЗВ-стаж в отчетности

Устная – собеседование. Оно может проводиться как индивидуально, так и коллегиально. В ходе такого собеседования комиссия задает работнику интересующие ее вопросы, предлагает ему оценить свою работу и заслушивает мнение работника о том, что может сделать работодатель для улучшения результата работы.

Письменная – заполнение тестов, опросников. Данная форма проведения аттестации обеспечивает равный подход к оценке уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Смешанная – устное собеседование с обязательным ответом в письменном виде на вопросы теста или анкеты

В этом разделе определяется состав аттестационной комиссии с распределением функций ее членов. Как правило, в состав комиссии включаются председатель, члены комиссии (в том числе заместитель председателя), секретарь, а также представитель профсоюза (при наличии) (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Также в комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, что позволяет объективно оценить квалификацию подлежащих аттестации работников, а также руководители соответствующих подразделений

Критерии оценки устанавливаются исходя из сложности выполняемой работы, а также из возложенных на работника обязанностей. Следовательно, определить соответствие квалификации работника выполняемой им работе можно, только если в трудовом договоре (должностной инструкции) функции работника описаны максимально четко. Если он признан не соответствующим занимаемой должности, а его должностные обязанности документально не закреплены, могут возникнуть споры. Работники, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с такими критериями заранее, до проведения аттестации

Процедура аттестации должна быть описана как можно подробнее. Например, можно описать порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, указать на обязательность его заполнения, представить форму протокола и порядок его утверждения и ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии. Хорошо бы зафиксировать вид голосования (открытое (в присутствии аттестуемого) или закрытое (без участия работника)) для принятия решения, а также привести перечень причин, которые являются уважительными и при наличии которых аттестация может переноситься на другой срок. Также нужно установить подразделение или лицо, ответственное за подготовку материалов для представления в аттестационную комиссию (таковым может стать, например, юрисконсульт или отдел персонала), в должностные обязанности которого входит участие в проведении аттестации, а также отразить этапы подготовки к проведению аттестации: формирование списков работников, подлежащих аттестации, информирование руководителей подразделений о необходимости подачи характеристик или аттестационных листов на работников, составление графика проведения аттестации и пр.

В данном разделе нужно закрепить виды решений, которые могут быть приняты в отношении аттестуемого (например, работник соответствует занимаемой должности и рекомендован к переводу в порядке должностного роста, работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв, работник соответствует занимаемой должности, работник не соответствует занимаемой должности). В этом же разделе можно указать срок, в течение которого работодателю необходимо исполнить рекомендации аттестационной комиссии

После согласования всех разделов положения о проведении аттестации оно утверждается руководителем организации: либо изданием приказа, либо проставлением грифа «Утверждено» за подписью руководителя. Отметим, что если положение будет утверждено неуполномоченным лицом, то результаты аттестации, пусть и проведенной в соответствии с правилами, установленными в организации, будут признаны незаконными (см., например, Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 по делу № 33-173/14, 2-25/14).

Помните, с утвержденным положением о проведении аттестации работников следует ознакомить под подпись. В случае возникновения трудового спора работодатель обязан представить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и его личных деловых качеств в форме аттестации и о том, что по результатам аттестации работник может быть уволен.

Процедура проведения аттестации

  1. подготовка к проведению аттестации;
  2. проведение аттестации;
  3. подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Мир»

12.01.2016 г. Нижний Новгород

о проведении аттестации в 2016 году

В целях объективной оценки профессиональных и деловых качеств работников ООО «Мир» и в соответствии с положением об аттестации работников, утвержденным 18.03.2014,

Читайте также:
Современные кадровые технологии управления персоналом — что это, какие бывают

1. Для проведения аттестации создать аттестационную комиссию в составе:

– председателя комиссии – директора по персоналу И. И. Ивановой;

– заместителя председателя комиссии – главного бухгалтера И. А. Петровой;

– членов комиссии: старшего инспектора отдела кадров О. И. Сидоровой;

начальника отдела продаж И. П. Васечкина;

– секретаря комиссии – офис-менеджера Е. А. Смирновой.

2. Утвердить график проведения аттестации работников на 2016 год (прилагается).

3. Руководителям структурных подразделений в срок до 08.02.2016 подготовить и представить в аттестационную комиссию все необходимые документы на аттестуемых работников.

4. Директору по персоналу И. И. Ивановой в срок до 01.02.2016 ознакомить работников, в отношении которых проводится очередная аттестация, с настоящим приказом и утвержденным графиком аттестации.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор Королев П. Л. Королев

С приказом ознакомлены:

Директор по персоналу Иванова, 12.01.2016 И. И. Иванова

Главный бухгалтер Петрова, 12.01.2016 И. А. Петрова

Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.

Также рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками во избежание неправильного толкования ими целей и задач аттестации.

Следующий этап – проведение аттестации. Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

К сведению

Проведение аттестации без работника допускается лишь при наличии письменного ознакомления работника с датой проведения аттестации. При этом работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Отметим, что важно правильно составлять письменные задания или задавать устные вопросы. Например, в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33-12241 работник, уволенный за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, был восстановлен, поскольку ответчик нарушил порядок проведения аттестации: вопросы, указанные в аттестационном листе, не соответствуют требованиям должностной инструкции, отсутствуют ответы истца на вопросы членов комиссии.

К сведению

Оценка сотрудника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, изложенным в его должностной инструкции, трудовом договоре. При этом должны учитываться профессиональные знания работника, опыт работы, повышение квалификации, переподготовка и другие объективные данные.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.

Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.

Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.

С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.

Подведем итог

[1] Введена Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: