Аттестация бухгалтеро – последние изменения и особенности

Положение об аттестации

Утверждено
решением Президентского совета
НП «Институт профессиональных
бухгалтеров и аудиторов России»
(протокол № 12/19 от 19 декабря 2019 г.)
Президент НП «ИПБ России»

___________________ Л.И. Хоружий

с изменениями, утвержденными решением
Президентского совета НП «ИПБ России»
(протоколы № 1/20 от 30 января 2020 г.,
№ 3/20 от 19 марта 2020 г.,
№ 5/21 от 27 мая 2021 г.)

1. Основные термины и определения

1.1. Аттестация ИПБ России — процесс, который позволяет установить соответствие профессиональной компетенции претендента требованиям, предъявляемым ИПБ России.

1.2. Профессиональная компетенция — показатель, характеризующий профессиональный уровень специалиста (объем знаний, навыков, умений), а также совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста, необходимых ему для осуществления эффективной трудовой деятельности.

1.3. Претендент — для целей данного Положения физическое лицо (гражданин(ка) Российской Федерации, иностранный гражданин(ка), законно находящийся(щаяся) на территории РФ), полностью дееспособное, подавшее заявление и необходимые документы на аттестацию.

1.4. Аттестат ИПБ России — документ, разработанный и выданный ИПБ России при успешном прохождении аттестации.

1.5. Центры подготовки (далее УМЦ) — аккредитованная ИПБ России организация, осуществляющая реализацию программ экзаменов, разработанных и утвержденных ИПБ России (далее — программы ИПБ России).

1.6. ТИПБ — территориальный институт профессиональных бухгалтеров или палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов, а также иное профессиональное объединение, с которым ИПБ России заключил соглашение о сотрудничестве.

1.7. Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (далее по тексту — Стандарт) разработан ИПБ России, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.02.2019 № 103н, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2019 года № 54154.

2. Общие положения

2.1. Настоящее Положение определяет порядок аттестации претендентов.

2.2. Документооборот по подготовке и проведению аттестации претендентов организуется в порядке, установленном ИПБ России.

2.3. Аттестация включает:

  • определение уровня образования, обучения и опыта практической работы претендента на основе представленных им документов;
  • определение уровня профессиональной подготовки претендента в ходе промежуточной аттестации;
  • прохождение претендентом экзамена ИПБ России.

2.4. Профессиональная подготовка претендентов осуществляется по программам ИПБ России:

  • в УМЦ (ТИПБ);
  • самостоятельно, с помощью разработанных ИПБ России специальных комплектов по соответствующим программам экзаменов на получение аттестатов (при наличии комплектов).

2.5. Структура, содержание и объем программ ИПБ России утверждаются Президентским советом ИПБ России. Программы ИПБ России актуализируются с учетом изменений в законодательных, нормативных правовых актах.

2.6. Определение уровня образования, обучения и опыта практической работы, а также уровня профессиональной подготовки претендента проводится УМЦ и ТИПБ (при отсутствии ТИПБ на территории проживания (временного проживания) претендента — ИПБ России).

2.7. Экзамен проводится в электронной форме на официальном сайте ИПБ России на основе утвержденных Президентским советом ИПБ России программ экзаменов.

2.8. Структура экзамена и критерии оценки указаны в «Перечне проверочных заданий для получения аттестатов ИПБ России».

2.9. ИПБ России выдает следующие виды аттестатов:

2.9.1. Профессионального бухгалтера четырех уровней:

2.9.1.1. Аттестат бухгалтера подтверждает уровень профессиональной компетенции претендента, необходимый для выполнения функций бухгалтера в соответствии с требованиями 5-го уровня Стандарта и требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам ИПБ России:

  • аттестат бухгалтера организации бюджетной сферы;
  • аттестат бухгалтера коммерческой организации;

2.9.1.2. Аттестат главного бухгалтера подтверждает уровень профессиональной компетенции претендента, необходимый для выполнения функций главного бухгалтера в соответствии с требованиями 6-го уровня Стандарта и требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам ИПБ России:

  • аттестат главного бухгалтера организации бюджетной сферы;
  • аттестат главного бухгалтера коммерческой организации;
  • аттестат главного бухгалтера — эксперта в области налогового учета и налоговой отчетности;
  • аттестат главного бухгалтера — эксперта в области внутреннего контроля;
  • аттестат главного бухгалтера — эксперта в области финансового анализа и управления денежными потоками;

2.9.1.3. Аттестат главного бухгалтера организации, имеющей обособленные подразделения, подтверждает уровень профессиональной компетенции претендента, необходимый для выполнения функций главного бухгалтера в соответствии с требованиями 7-го уровня Стандарта и требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам ИПБ России:

  • аттестат главного бухгалтера коммерческой организации, имеющей обособленные подразделения;
  • аттестат главного бухгалтера организации бюджетной сферы, имеющей обособленные подразделения.

2.9.1.4. Аттестат главного бухгалтера коммерческой организации по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) подтверждает уровень профессиональной компетенции претендента, необходимый для выполнения функций главного бухгалтера в соответствии с требованиями 8-го уровня Стандарта и требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам ИПБ России;

2.9.2. Профессионального налогового консультанта;

2.9.3. Профессионального внутреннего контролера (внутреннего аудитора);

2.9.4. Профессионального финансового директора.

3. Требования к претендентам

3.1. Требования к претендентам на получение аттестата профессионального бухгалтера.

3.1.1. Претендент на получение Аттестата бухгалтера 5-го уровня должен удовлетворять одному из следующих требований к образованию, обучению и опыту практической работы:

  • иметь среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО1 — 5.38.00.00) без предъявления требований к опыту практической работы;
  • на момент обращения в ИПБ России обучаться в вузе на курсе не ниже 3-го по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) без предъявления требований к опыту практической работы;
  • иметь образование не ниже среднего профессионального образования и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) по бухгалтерскому учету без предъявления требований к опыту практической работы;
  • иметь образование не ниже среднего общего, специальную подготовку по бухгалтерскому учету, а также опыт практической работы не менее 3 лет по профессии, относящейся к базовым группам «бухгалтеры» (код ОКЗ2 — 2411).
Читайте также:
Авторское вознаграждение за служебное изобретение – что это, налогообложение

3.1.2. Претендент на получение Аттестата главного бухгалтера 6-го уровня должен удовлетворять одному из следующих требований к образованию, обучению и опыту практической работы:

  • иметь высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 3 лет;
  • иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 3 лет;
  • иметь среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет;
  • иметь среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет.

3.1.3. Претендент на получение Аттестата главного бухгалтера 7-го уровня должен удовлетворять одному из следующих требований:

  • иметь высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) (магистратура или специалитет) и опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 3 лет;
  • иметь высшее образование (магистратура или специалитет) и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 3 лет.

3.1.4. Претендент на получение Аттестата главного бухгалтера 8-го уровня должен удовлетворять одному из следующих требований:

  • иметь высшее образование (магистратура или специалитет) по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00), специализации: бухгалтерский учёт и/или аудит и опыт работы не менее 3 лет из последних 5 календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях);
  • иметь высшее образование (магистратура или специалитет) по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт работы не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях);
  • иметь высшее образование (магистратура или специалитет) и дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт работы не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях).

3.1.5. Требования к претендентам на получение аттестатов профессионального налогового консультанта, профессионального внутреннего контролера (внутреннего аудитора), профессионального финансового директора.

3.1.6. Претендент должен удовлетворять одному из следующих требований к образованию, обучению и опыту практической работы:

  • иметь среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт практической работы в экономической сфере не менее 5 лет;
  • иметь образование не ниже среднего профессионального и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт практической работы в экономической сфере не менее 5 лет;
  • иметь высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт практической работы в экономической сфере не менее 3 лет;
  • иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт практической работы в экономической сфере не менее 3 лет.

3.2. Претенденты на получение любого аттестата ИПБ России не должны иметь судимости.

4. Определение уровня образования, обучения и опыта практической работы претендента

4.1. Документы, подлежащие представлению для аттестации:

4.1.1. Заявление — Приложение № 1 к настоящему Положению;

4.1.2. Документ об образовании и обучении:

  • копия диплома/аттестата об образовании;
  • копия документа о дополнительном профессиональном образовании по соответствующим программам — только для претендентов, не имеющих экономического образования;
  • справка об обучении в вузе на момент подачи заявления на курсе не ниже 3-го по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00). В справке указываются: Ф. И. О. претендента; специальность, по которой претендент проходит обучение, факультет и курс; дата выдачи справки. Только для претендентов, обучающихся в вузах.

4.1.3. Документы, подтверждающие опыт практической работы, заверенные работодателем:

  • копия трудовой книжки и копия вкладыша в трудовую книжку (при наличии) или выписка из трудовой книжки;
  • при отсутствии в трудовой книжке записи о трудовой деятельности — иные документы:
    1. копия трудового договора (трудового соглашения) и/или
    2. справка (на бланке организации (учреждения)) о работе по совместительству в соответствующих должностях. В справке должны быть указаны период работы и дата оформления документа.
Читайте также:
Санитарная книжка при приёме на работу: что это, каких врачей нужно пройти

4.1.4. Копии страниц паспорта, содержащие данные о выдаче паспорта, Ф. И. О., дате рождения и регистрации по месту жительства.

4.1.5. Две фотографии (3×4 без уголка, цветные, матовые).

4.2. Документы претендента должны быть оформлены на одну фамилию. При несоответствии фамилии в документах предоставляется ксерокопия документа об изменении фамилии.

4.3. Претендент представляет в ИПБ России документы, указанные в п. 4.1, посредством личного кабинета на официальном сайте ИПБ России.

4.4. Документы должны быть представлены в полном объеме и надлежащего качества. В случае выявления несоответствия документов претендента установленным требованиям, ИПБ России принимает решение об отклонении заявления на аттестацию и письменно сообщает об этом претенденту с указанием причин.

5. Определение уровня профессиональной подготовки

5.1. Особенности определения уровня профессиональной подготовки претендента в УМЦ (ТИПБ):

5.1.1. Уровень профессиональной подготовки претендента определяется в ходе промежуточной аттестации, осуществляемой в порядке и по форме, установленными УМЦ (ТИПБ), который проводит подготовку.

5.1.2. Для допуска к экзамену УМЦ (ТИПБ) представляет в ИПБ России список претендентов, успешно прошедших промежуточную аттестацию.

5.2. Особенности определения уровня профессиональной подготовки претендента, прошедшего подготовку самостоятельно с помощью материалов, разработанных ИПБ России:

5.2.1. Уровень профессиональной подготовки претендента определяется в ходе промежуточной аттестации в форме тестового задания, размещенного на официальном сайте ИПБ России.

5.2.2. При успешном прохождении тестового задания претендент допускается к экзамену ИПБ России.

6. Экзамен ИПБ России

6.1. Экзамен организует ТИПБ совместно с ИПБ России. При отсутствии ТИПБ на территории проживания (временного проживания) претендента экзамен организует ИПБ России.

6.1.1. В исключительных случаях ИПБ России организует экзамен с применением дистанционной формы контроля.

6.2. На каждый экзамен ТИПБ (при отсутствии ТИПБ на территории проживания (временного проживания) претендента — ИПБ России) назначает администратора, ответственного за проведение экзамена.

6.3. Для участия в проведении экзамена ИПБ России имеет право направить в ТИПБ своего наблюдателя без согласования с ТИПБ.

6.4. Присутствие на экзамене посторонних лиц, кроме наблюдателей от ИПБ России и ТИПБ, не допускается.

6.5. Претендентам в ходе экзамена разрешается использовать нормативные правовые акты Российской Федерации (к нормативным правовым актам относятся акты законодательной, исполнительной и судебной власти России (Конституция РФ, законы (кодексы), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ (в т.ч. получившие заключение «не требует государственной регистрации»), акты судебной власти.

6.6. Претендентам на экзамене запрещается:

  • вести переговоры;
  • пользоваться средствами связи и иными электронными средствами;
  • использовать справочную и специальную литературу, за исключением документов, указанных в пункте 6.5. настоящего Положения;
  • запускать параллельно с экзаменационной программой другие приложения.

6.7. При нарушении указанных правил администратор экзамена вправе:

  • принять решение об удалении с экзамена нарушителя, который в этом случае считается не сдавшим экзамен;
  • при проведении экзамена с применением дистанционной формы контроля аннулировать его результаты.

6.8. По окончании экзамена автоматически подводится его результат в соответствии с критериями, указанными в «Перечне проверочных заданий для получения аттестатов ИПБ России» (далее — установленные критерии), и формируется протокол результатов экзамена.

6.9. Претендент на получение аттестата ИПБ России считается успешно сдавшим экзамен, если он получил оценку в соответствии с установленными критериями.

6.10. Претендент, успешно сдавший экзамен, имеет право получить соответствующий аттестат ИПБ России.

6.11. Претендент, не согласный с результатами экзамена, вправе апеллировать в ИПБ России в соответствии с Положением об апелляции.

6.12. Претендент, не сдавший экзамен, имеет право пересдачи соответствующих блоков экзамена в соответствии с установленными критериями.

6.13. По результатам пересдачи определяется итоговый результат экзамена.

6.14. Успешное прохождение претендентом итоговой аттестации по образовательной программе, которая получила профессионально-общественную аккредитацию ИПБ России, приравнивается к полной сдаче экзамена ИПБ России для получения определённого вида аттестата3.

7. Заключительные положения

7.1. Претенденту, успешно прошедшему аттестацию, на основании решения Президентского совета ИПБ России, выдается аттестат ИПБ России сроком на 3 (три) года.

7.2. Порядок получения аттестата главного бухгалтера для лиц, имеющих аттестат бухгалтера, определяется Положением о тестировании.

7.3. При выявлении недостоверных сведений в документах, представленных в ИПБ России как до, так и после получения аттестата ИПБ России, Президентский совет ИПБ России вправе принять решение об аннулировании аттестата ИПБ России.

7.4. Выдача аттестатов ИПБ России осуществляется в соответствии с Положением о выдаче аттестатов ИПБ России.

Читайте также:
Средняя зарплата в Европе, в европейских странах

1 См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

2 См. Общероссийский классификатор занятий.

3 Вид аттестата зависит от соответствия уровня образования и опыта работы претендента требованиям ИПБ России и наименования аккредитованной образовательной программы.

Новый профстандарт «Бухгалтер». Изменения с 2019 года

Минтруд России утвердил новый профстандарт «Бухгалтер». Два главных изменения: появились новые коды квалификации и обновлены требования к опыту работы, образованию и повышению квалификации для отдельных категорий бухгалтеров. Подробности – в статье

Профстандарт — это ориентир или «дорожная карта» профессии. Профессиональный стандарт «Бухгалтер» устанавливает квалификацию, необходимую для работы по соответствующей специальности.

Новый профстандарт «Бухгалтер» утвержден Приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н, который вступил в силу с 6 апреля 2019 года. Прежний профстандарт, утвержденный Приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н, утратил силу.

Что изменилось для бухгалтеров?

Новые коды и уровни квалификации для бухгалтеров

По прежнему стандарту было два кода: А, В. Теперь действует пять кодов: А, В, C, D, E:

  1. Код А: бухгалтер. Ведение бухгалтерского учета (уровень квалификации 5).
  2. Код В: главный бухгалтер. Составление и предоставление финансовой отчетности экономического субъекта (уровень квалификации 6).
  3. Код С: главный бухгалтер. Составление и предоставление финансовой отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения (уровень квалификации 7).
  4. Код D: главный бухгалтер. Составление и предоставление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8).
  5. Код Е: директор. Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской отчетности (уровень квалификации 8). В стандарте перечислены возможные наименования должностей: директор по операционному управлению, директор по бухгалтерскому аутсорсингу, коммерческий директор, директор по развитию бизнеса.

В Контур.Школе проходят онлайн-курсы по кодам A, B, C, D для бухгалтеров коммерческих и бюджетных организаций, которые:

  • составляют и сдают финансовую отчетность в обособленных подразделениях (код C);
  • составляют и предоставляют консолидированную отчетность (код D).

Если у вашей организации нет обособленных подразделений и вы не сдаете консолидированную отчетность, вам достаточно обучения по кодам А или В или АВ.

Если вы учились или учитесь в Контур.Школе по текущим программам, то ваш документ об обучении подтверждает ваше соответствие профстандарту «Бухгалтер». Вам не придется проходить обучение заново после 6 апреля. Но вам надо учитывать новые требования для поддержания профессионального уровня.

Новый профстандарт рекомендует ежегодно проходить курсы повышения квалификации объемом не менее 20 академических часов.

Что надо знать о дополнительном образовании для соответствия профстандарту «Бухгалтер»

  • Специалисты с профильным образованием могут не проходить профпереподготовку. Но повышать квалификацию обязаны:
    1) Если вы главный бухгалтер, то к вам предъявляются новые требования профстандарта — повышение квалификации не менее 120 ак.ч. за 3 последовательных календарных года, но не менее 20 ак.ч. в каждом году.
    2) Главный бухгалтер также обязан следить за тем, чтобы все работники бухгалтерии своевременно повышали квалификацию.
  • Специалисты с непрофильным образованием должны пройти обучение по специальности и получить диплом о профессиональной переподготовке.
  • Директора организаций, которые оказывают услуги по ведению бухгалтерского учета и предоставлению отчетности (обслуживающие бухгалтерии) теперь тоже должны соответствовать профстандарту «Бухгалтер». Вам нужно повышать квалификацию хотя бы раз в три года, не реже.

Как бухгалтеру поддерживать профессиональный уровень

В Контур.Школе поддерживать профессиональный уровень можно по программам, доступным по Карте Контур.Школы.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Как стать главным бухгалтером. Методичка 708.5 КБ

Чего теперь хотят от бухгалтеров: новый профстандарт

Требования к бухгалтерам

По новым правилам бухгалтер должен иметь как минимум среднее профессиональное экономическое образование по программе подготовки специалистов среднего звена.

Как альтернатива – непрофильное среднее профессиональное образование. Но в этом случае соискатель должен будет получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки.

Для замещения должности бухгалтера опыта работы не требуется. Но для замещения должностей с категорией (бухгалтер первой и второй категории) необходим опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года.

В перечень обязательных умений бухгалтера входят следующие:

  • умение составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы;
  • умение осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов;
  • умение пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;
  • способность обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив.

Требования к главбухам

Главные бухгалтеры теперь должны иметь либо высшее (профильное или непрофильное), либо среднее профессиональное образование (профильное или непрофильное).

Если образование является непрофильным (например, техническим), соискателю придется получить еще и дополнительное профессиональное образование. То есть пройти программу профессиональной переподготовки бухгалтеров.

При наличии высшего образования опыт работы главбуха должен составлять не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы. При наличии среднего профессионального образования – не менее семи лет бухгалтерско-финансовой работы.

Читайте также:
Больничный на один день: правила выдачи

В число необходимых умений главбуха входят в том числе следующие:

  • умение разрабатывать способы ведения бухучета и формировать учетную политику организации;
  • умение разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухучета, формы отчетности и составлять график документооборота;
  • способность планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления отчетности;
  • умение оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • умение составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юрлица;
  • способность пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

Кроме того, новый профстандарт закрепляет для главных бухгалтеров обязанность по регулярному получению дополнительного профессионального образования. Иными словами, главбухи обязываются постоянно повышать свою квалификацию.

Объем программы повышения квалификации для главбухов должен составлять не менее 120 часов за три последовательных календарных года. При этом ежегодно главбух обязан уделять курсам повышения квалификации минимум 20 часов.

Требования к главбухам отдельных организаций

Специальные (повышенные) требования профстандарт устанавливает для главных бухгалтеров отдельных организаций. К числу таких организаций, в частности, относятся:

  • акционерные общества;
  • страховые организации и негосударственные пенсионные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов.

Главбухи таких организаций обязаны:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет;
  • при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита опыт работы главбуха должен составлять не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Главбухи кредитных и финансовых организаций должны отвечать следующим специальным требованиям:

  • иметь высшее юридическое или экономическое образование;
  • опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее 1 года;
  • при наличии у кандидата иного высшего образования опыт соответствующей работы должен быть не менее 2 лет.

Кто обязан применять профстандарт для бухгалтеров

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Любой профстандарт содержит набор минимальных требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудников. Однако применять профстандарты и ориентироваться на их требования обязаны далеко не все организации.

Ответ на вопрос о том, кто обязан применять профстандарты, дается в ст. 195.3 ТК РФ. Данная норма гласит, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, установленных законодательством.

При этом законодательство не обязывает частные организации и ИП применять профстандарт для бухгалтера. Данный профстандарт они могут применять в добровольном порядке. А могут и не применять.

В соответствии с этим обязанность по применению профстандарта для бухгалтеров распространяется на следующие субъекты:

  • государственные и муниципальные учреждения/организации (в том числе ГУП и МУП);
  • организации и ИП, которые в своих локальных актах закрепили обязательность применения профстандарта.

В соответствии с этим работодатель не вправе отказать в трудоустройстве бухгалтеру со ссылкой на несоответствие стандарту, если этот стандарт работодателем не применяется.

Также несоответствие уровня образования работника требованиям профессионального стандарта не может быть основанием и для увольнения бухгалтера (постановление Конституционного cуда РФ от 14.11.2018 № 41-П).

Но если работодатель все же применяет профстандарт, то он может направить своих бухгалтеров на прохождение курсов по повышению квалификации. При этом на все время прохождения подобного обучения за бухгалтером сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.

Кроме того, бухгалтерам гарантируется и оплата командировочных расходов. При этом оплата образовательных услуг и прохождения независимой оценки квалификации осуществляется за счет средств работодателя (ст. 187 ТК РФ).

Профстандарт «Бухгалтер»: какие требования к профессии он вводит и кто обязан его применять

Уже несколько лет действует профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 21.02.19 № 103н). Кто обязан его применять? Можно ли уволить бухгалтера, который не соответствует стандарту? Кого могут наказать за игнорирование стандарта? Какие должности вводит стандарт? Ответы на эти вопросы — в нашей сегодняшней статье.

  1. Какие организации обязаны применять профстандарт
  2. Что грозит бухгалтеру, который не соответствует профстандарту
  3. Можно ли нанять главбуха, который не отвечает стандарту
  4. Должности и трудовые функции
  5. Необходимый опыт и образование

Какие организации обязаны применять профстандарт

Применению профессиональных стандартов посвящена статья 195.3 Трудового кодекса РФ. В ней говорится, что если закон или другой нормативный правовой акт устанавливает какие-либо требования к квалификации работника, то работодатель обязан использовать профстандарт в части данных требований.

В настоящее время требования к квалификации главных бухгалтеров установлены несколькими законами. Так, в части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится, что главбухи ОАО (кроме кредитных организаций), страховых компаний и ряда других организаций должны иметь высшее образование и стаж работы, связанной с бухучетом, составлением отчетности или аудитом не менее 3 лет из последних 5 календарных лет. А если их образование не относится к области бухучета и аудита, профессиональный стаж должен составлять не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы.

Читайте также:
Адаптация персонала в организации – что это, виды и стадии

Пройти подготовку на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А, В) при ОСНО

Другой пример — главбухи компаний-операторов платежной системы (не являющихся кредитными организациями). Они должны иметь высшее экономическое, юридическое образование или высшее образование в сфере информационных и коммуникационных технологий. А при наличии иного высшего образования — опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации или оператора платежной системы не менее 2 лет (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

Если не применять профстандарт в ситуации, когда этого требует закон или иные нормативные правовые акты (НПА), нарушители (организация и ее руководитель) могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Для организации штраф составляет от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а при повторном нарушении — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей. Санкции для руководителя такие: штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а при повторном нарушении — штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или дисквалификация на срок от года до трех лет.

Если главный бухгалтер трудится в организации, для которой законом или иным НПА не установлено требований к квалификации главбуха, то работодатель не обязан применять в отношении него профстандарт. Это же касается «простых» (т.е. не главных) бухгалтеров, а также других должностей, упомянутых в новом профстандарте (о них мы расскажем ниже). Для них профстандарт «Бухгалтер» тоже является рекомендательным.

Что грозит бухгалтеру, который не соответствует профстандарту

Соответствие сотрудника профстандарту (как в случае обязательного, так и в случае добровольного применения стандарта) подтверждается оценкой квалификации. Провести такую оценку можно собственными силами, а можно привлечь независимых оценщиков (см. «Что нужно знать работодателю и работнику о независимой оценке квалификации»).

Но даже если независимая оценка покажет, что квалификация сотрудника не соответствует профстандарту, уволить человека нельзя. Дело в том, что Трудовой кодекс РФ не содержит такого основания для увольнения как «недостаточная квалификация» или «несоответствие профстандарту». Увольнение по указанным причинам недопустимо вне зависимости от того, обязан ли работодатель придерживаться профстандарта или же он делает это добровольно. Если по результатам независимой оценки квалификации окажется, что работник не соответствует установленным требованиям, можно принять более «щадящие» меры, например, направить его на курсы повышения квалификации, уменьшить премию и т.д.

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Можно ли нанять главбуха, который не отвечает стандарту

Но если речь идет о кандидате на должность главбуха, то несоответствие его профстандарту может повлечь серьезные последствия. В ситуации, когда работодатель обязан применять профстандарт, он не вправе принять в штат человека, если независимая оценка квалификации не подтвердила, что кандидат соответствует требованиям профстандарта. Данный вывод можно сделать из положений пункта 6 информации Минтруда России от 05.04.16 (также см. «Профессиональные стандарты: когда и как их должны применять работодатели»).

Если работодатель применяет профстандарт добровольно, то он может (но не обязан) отказать в приеме на работу кандидату, не прошедшему независимую оценку квалификации. Обратите внимание: работодателям не возбраняется устанавливать для кандидатов требования, которые являются более высокими по сравнению с требованиями профессионального стандарта.

Рассмотрим, какие правила и критерии прописаны в новом профстандарте «Бухгалтер».

Должности и трудовые функции

В предыдущем профстандарте «Бухгалтер» (действовал до 6 апреля 2019 года) говорилось о двух должностях: «бухгалтер» и «главный бухгалтер». Для каждой из них была предусмотрена обобщенная трудовая функция. Для бухгалтера — ведение бухучета, а для главного бухгалтера — составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (см. «Утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер»: какие требования теперь предъявляются к профессии»).

Пройти подготовку на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А, В) при УСН

В действующем профстандарте перечень должностей намного шире. Кроме «простого» бухгалтера и главбуха в нем есть также бухгалтер I категории и бухгалтер II категории, начальник департамента бухгалтерского учета, директор по операционному управлению и ряд других должностей.

Расширен и список обобщенных трудовых функций. В него добавлено составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения; составление и представление консолидированной отчетности; оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Читайте также:
Сколько зарабатывают автомеханики в России

Каждая обобщенная трудовая функция состоит из «обычных» трудовых функций. К примеру, составление и представление консолидированной отчетности включает в себя две функции. Первая — управление процессом методического обеспечения составления консолидированной финансовой отчетности группы организаций. Вторая — управление процессом составления и представления консолидированной финансовой отчетности.

В свою очередь каждая «обычная» трудовая функция состоит из трудовых действий. Так, управление процессом составления и представления консолидированной отчетности состоит из обеспечения выполнения процедур консолидации в соответствии с установленными требованиями, из обеспечения формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав консолидированной финансовой отчетности и т.д.

Кроме того, для всех обобщенных трудовых функций названы необходимые навыки и знания. В частности, бухгалтеры (в том числе I и II категории) должны уметь составлять первичные документы в электронном виде, пользоваться справочно-правовыми системам, знать законодательство РФ об архивном деле и проч.

Получать «первичку» от клиентов, вести учет и сдавать отчетность через веб‑сервис

Необходимый опыт и образование

Новый профстандарт устанавливает требования к образованию и опыту работы бухгалтеров, которые занимают те или иные должности. Примечательно, что одна и та же должность может предполагать разные уровень образования и опыт работы в зависимости от того, какая обобщенная трудовая функция выполняется. В качестве примера приведем главбуха. Если он составляет отчетность организации, не имеющей обособленных подразделений, то он может иметь среднее профессиональное образование, а опыт руководящей работы при этом не обязателен. Если же главбух составляет отчетность компании с обособленными подразделениями, то он должен иметь высшее образование и опыт работы руководителем (см. таблицу ниже; по клику откроется картинка большего размера).

Важная деталь: для всех без исключения должностей и трудовых функций введено следующее правило. Если у работника есть образование необходимого уровня, но оно не является профильным (то есть не является бухгалтерским), то плюс к нему нужно пройти программу профпереподготовки. При этом для главбухов, начальников отделов бухучета и начальников отделов консолидированной отчетности таким допобразованием являются программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Пройти курс дополнительного образования по профстандарту «Бухгалтер» (от 136 до 272 часов) и получить диплом

А для директоров по операционному управлению, по бухгалтерскому аутсорсингу и других «директорских» должностей — программы повышения квалификации не реже одного раза в три года. Для должностей «бухгалтер», «бухгалтер I категории» и «бухгалтер II категории» конкретных требований к допобразованию не предусмотрено.

Для наглядности мы разместили в таблице информацию об образовании, опыте и стаже работы, необходимых для каждой из должностей, предусмотренных в новом профстандарте «Бухгалтер».

Трудовые функции, образование и опыт работы для различных бухгалтерских должностей

Обобщенная трудовая функция

Должности «бухгалтер», «бухгалтер I категории» и «бухгалтер II категории»

Ведение бухгалтерского учета (уровень квалификации 5)

Среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена.

Для должностей с категорией нужен опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года. Так, для бухгалтера II категории нужен опыт работы бухгалтером I категории не менее одного года.

Должности «главный бухгалтер» и «начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета»

Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (уровень квалификации 6)

Высшее — бакалавриат, либо среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена.

При наличии высшего образования необходим опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет.

При наличии среднего профобразования — не менее 7 лет бухгалтерско-финансовой работы.

Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения (уровень квалификации 7)

Высшее — магистратура или специалитет.

Не менее 5 лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях.

Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8)

Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.

При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Должность «начальник (руководитель, директор) управления, (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности»

Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8)

Высшее — магистратура или специалитет.

Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.

При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Должности «директор по операционному управлению», «директор по бухгалтерскому аутсорсингу», «коммерческий директор» и «директор по развитию бизнеса»

Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (уровень квалификации 8)

Высшее — магистратура или специалитет.

Читайте также:
Налоговый вычет при продаже квартиры

Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.

При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Аттестация бухгалтеро – последние изменения и особенности

Слушатели впервые сдавшие экзамен и получившие аттестат Института Профессиональных Бухгалтеров становятся действующими членами объединения.

Для действующих членов ИПБ данный аттестат будет дополнительным, расширив профессиональные и карьерные возможности.

График занятий

и программа курса

Управленческий учет

Иванова Екатерина Михайловна

  • Тема 1. Основы бухгалтерского управленческого учета
  • Тема 2. Затраты: назначение, поведение, учет и классификация
  • Тема 3. Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
  • Тема 4. Учетная политика организации для целей управленческого учета
  • Тема 5. Основы планирования и бюджетирования
  • Тема 6. Принятие краткосрочных управленческих решений
  • Тема 7. Сегментарная отчетность организации

Онлайн курс / Свободный доступ к материалам курса

Налогообложение

Иванова Екатерина Михайловна

  • Тема 1.Обособленное подразделение в налоговом законодательстве
  • Тема 2. Налог на добавленную стоимость при наличии обособленных подразделений
  • Тема 3. Налог на доходы физических лиц при наличии обособленных подразделений
  • Тема 4. Налог на прибыль организаций при наличии обособленных подразделений
  • Тема 5. Налог на имущество организаций при наличии обособленных подразделений
  • Тема 6. Обособленное подразделение и Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
  • Тема 7. Транспортный налог
  • Тема 8. Страховые взносы при наличии обособленных подразделений

Онлайн курс / Свободный доступ к материалам курса

Бухгалтерский учет, бухгалтерская (финансовая) отчетность и ее анализ

Иванова Екатерина Михайловна

  • Тема 1. Организация процесса ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах, имеющих обособленные подразделения (включая выделенные на отдельные балансы)
  • Тема 2. Организация процесса составления и представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами, имеющими обособленные подразделения (включая выделенные на отдельные балансы)
  • Тема 3. Развитие профессиональных умений главного бухгалтера организации, имеющей обособленные подразделения

Онлайн курс / Свободный доступ к материалам курса

Особенности системы внутреннего контроля в организациях, имеющих обособленные подразделения

Иванова Екатерина Михайловна

  • Тема 1. Организация внутреннего контроля
  • Тема 2. Эффективность внутреннего контроля

Онлайн курс / Свободный доступ к материалам курса

Особенности правового регулирования деятельности обособленных подразделений коммерческих организаций

Карклина Ольга Михайловна

Подраздел 1. Общие положения

  • Тема 1. Филиал юридического лица
  • Тема 2. Представительство юридического лица
  • Тема 3. Зарубежные филиалы (представительства)

Подраздел 2. Особенности правового положения и регулирования деятельности филиалов (представительств) коммерческих организаций

  • Тема 4. Особенности правового положения филиалов (представительств)
  • Тема 5. Особенности применения трудового законодательства в филиалах (представительствах) коммерческих организаций
  • Тема 6. Особенности осуществления хозяйственной деятельности филиалами
  • Тема 7. Особенности судебной защиты прав коммерческих организаций по делам с участием филиалов и представительств.

Онлайн курс / Свободный доступ к материалам курса

Подготовка к экзамену

Иванова Екатерина Михайловна

Решение практической задачи

Онлайн курс / Свободный доступ к материалам курса

Аттестация госслужащих – как и сколько раз она проводится

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации).

(часть 3 в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Читайте также:
Согласие на отзыв из отпуска: образец

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), а также включаемые в состав аттестационной комиссии в соответствии с положениями части 10.2 настоящей статьи независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации” образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 295-ФЗ)

10.2. Включаемые в состав аттестационных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав аттестационных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.

(часть 10.2 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

Независимый эксперт, пребывающий в аттестационной комиссии более 3 лет, сохраняет свои полномочия до 01.07.2021, а менее – до истечения 3 лет, с момента его первого включения в состав комиссии (ст. 2 ФЗ от 27.10.2020 N 346-ФЗ).

10.3. Общий срок пребывания независимого эксперта в аттестационной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление данного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав аттестационной комиссии. Повторное включение данного независимого эксперта в состав аттестационной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в аттестационной комиссии.

(часть 10.3 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

10.4. Срок пребывания независимого эксперта в аттестационной и конкурсной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года.

(часть 10.4 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 57, а не статья 56.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

Читайте также:
Вкладыш в трудовую книжку - как оформить, кто должен покупать

(см. текст в предыдущей редакции)

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности – 2021

  • Аттестация работников по ТК РФ обязательна
  • Порядок проведения аттестации работников
  • Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2021 году
  • Итоги

Аттестация работников по ТК РФ обязательна

В соответствии с ТК РФ проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности обязательно для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ). При этом научные сотрудники должны проходить аттестацию не реже чем раз в 5 лет и не чаще раза в 2 года. Периодичность аттестационных проверок для педагогов — раз в 5 лет.

Кроме этих случаев, прописанных в ТК РФ, аттестация предусмотрена в некоторых отраслевых нормативно-правовых актах для урегулирования порядка ведения деятельности (чаще всего небезопасной).

Так, обязаны проходить аттестацию:

  • работники, призванные обеспечивать транспортную безопасность (ст. 12.1 закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
  • государственные гражданские служащие (ст. 48 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • работники, отвечающие за погрузку/выгрузку, размещение, крепление грузов на железнодорожном транспорте и работы, связанные с движением и маневрированием поездов (п. 4 ст. 25 закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ);
  • работники, занятые в сфере промбезопасности (ч. 2 ст. 9 закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ);
  • лица, возглавляющие федеральные унитарные предприятия (постановление Правительства РФ «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей…» от 16.03.2000 № 234) — раз в 3 года;
  • прочие категории работников, специально указанные в законах и отраслевых нормативных актах (к примеру, пожарные, спасатели, работники прокуратуры, авиаторы и пр.).

Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Так, например, работники учреждений культуры и искусства проходят аттестацию в соответствии с письмом Минкультуры России от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. В п. 2.1 этого документа указывается, что периодичность проведения аттестации определяется учреждением самостоятельно (с учетом временных отрезков, за которые происходит устаревание знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности) и что в среднем аттестация проводится один раз в 3–5 лет.

Зачастую работодатели используют аттестацию для проверки соответствия квалификации сотрудников с целью их последующего увольнения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указывается на возможность увольнения сотрудников работодателем в связи с их плохими аттестационными результатами.

Больше сведений об увольнениях, инициированных работодателями, вы найдете в статье «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».

В то же время аттестация — это возможность премирования сотрудника за достигнутые успехи на рабочем месте либо его повышения по карьерной лестнице. Кроме того, по результатам проверки квалификации может быть принято решение о направлении сотрудника на обучение.

Медицинские работники по итогам аттестации получают квалификационные категории и дифференцированную оплату труда. Право на аттестацию для достижения этих целей установлено подп. 4 п. 1 ст. 72 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Подробнее об аттестации медработников вы узнаете из нашей статьи.

В то же время есть категории сотрудников, уволить которых по инициативе работодателя даже при плохих результатах аттестации нельзя. Это:

  • беременные;
  • одинокие матери;
  • матери с малолетними детьми до 3 лет и пр.

Их права защищены ст. 261 ТК РФ. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, работодатель должен подыскать социально защищаемому сотруднику, не прошедшему аттестацию, другую работу с более низкими квалификационными требованиями.

Читайте также:
Согласие на отзыв из отпуска: образец

Подробнее об увольнении работника, не прошедшего аттестацию, читайте в готовом решении «КонсультантПлюс». Еще больше полезной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.

Иногда работодатель все же бывает склонен расторгнуть трудовой договор с несоответствующим сотрудником. Но сделать это можно только по соглашению сторон или желанию самого сотрудника. Например, расторжение трудового договора возможно, если сменить вид деятельности работника по медпоказаниям нельзя из-за отсутствия у работодателя подходящей работы (о таких условиях расторжения договора упоминается в ч. 3 ст. 261 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации работников

Из ст. 81 ТК РФ следует, что порядок проведения аттестационных мероприятий устанавливается как трудовым законодательством, так и иными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами организации. Поскольку на законодательном уровне общий порядок проведения аттестации не установлен, каждое предприятие прописывает свои правила в соответствующем положении.

При разработке положения о порядке проведения аттестации предприятиям следует ознакомиться с нормами, прописанными, к примеру, в постановлении ГКНТ СССР, Госстроя и Госкомтруда от 17.02.1986 № 38/20/50, которое до сих пор действует.

Нормы данного постановления разрешено применять в той части, которая не противоречит ТК РФ. На практике они могут приниматься во внимание судами при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по результатам аттестационной проверки работников.

Положение об аттестации вы можете найти в формах «КонсультантПлюс». У вас нет доступа? Подключите бесплатную пробную версию К+.

В справочном порядке можно использовать положения постановления ГКНТ СССР и Госкомтруда от 05.10.1973 № 470/267, источника, регулярно использовавшегося кадровыми службами до его отмены с 02.12.2020 постановлением Правительства России от 16.11.2020 № 1850. На его основе формировалась довольно обширная судебная практика. Так, в определении Мосгорсуда от 10.09.2015 № 4г/8-7875-2015 со ссылкой на постановление № 470/267 указывается, что утвержденный на предприятии нормативный акт о проведении аттестации ухудшил положение работников из-за несоответствия нормам постановлений времен СССР.

Вкратце порядок проведения аттестации можно разделить на следующие этапы:

  1. Утверждение положения об аттестации.

О том, что представляет собой этот документ, читайте в материале «Положение об аттестации работников – образец».

  1. Подготовка к проведению аттестации, которая включает:
    • утверждение состава аттестационной комиссии;
    • установление категорий аттестуемых сотрудников;
    • утверждение графика проведения аттестационных проверок;
    • подготовку документов на аттестуемых сотрудников;
    • доведение до сведения сотрудников информации о сроке и месте проведения аттестации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На этой стадии издается соответствующий приказ, в котором приводится вышеуказанная информация. Сведения, содержащиеся в этом приказе и всех возможных приложениях к нему (например, о графике проверок), доводятся до аттестуемых сотрудников под роспись.

  1. Проведение аттестации.
  2. Протоколирование результатов и принятие руководителем решения по итогам аттестации в отношении каждого сотрудника.

Подробный пошаговый алгоритм действий при проведении аттестации разъяснен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Ознакомиться с правилами можно, получив бесплатный доступ к системе.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2021 году

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности – 2021 проводится в соответствии с нормами закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, вступившими в силу с 01.07.2016.

Этими нормами установлена необходимость применения профессиональных стандартов при определении требований к квалификации сотрудников. Это в первую очередь касается медработников, аудиторов, работников контрактной службы, т. е. тех, к чьей деятельности предъявляются определенные квалификационные требования.

Подробнее об этом — в нашей статье.

О профстандартах и квалификации подробно говорится в ст. 195.1 ТК РФ. Именно определение уровня квалификации сотрудника и есть основная цель аттестации. И для установления этого уровня с июля 2016 года следует пользоваться только профстандартами.

Итоги

Аттестация — это проверка профессиональной квалификации, уровня подготовки сотрудника. По итогам аттестации делается вывод о том, соответствует ли его профессиональный уровень занимаемой им должности (выполняемой работе).

Аттестация некоторых категорий сотрудников проводится регулярно — обычно не реже раза в 5 лет. На ряде частных предприятий, для которых обязанность по проведению аттестации законодательно не установлена, эта процедура применяется с целью проверки уровня квалификации сотрудников, чтобы иметь возможность уволить тех, чьи результаты окажутся неудовлетворительными.

В ТК РФ порядок проведения аттестации четко не прописан, поэтому каждое предприятие разрабатывает собственный. Для этого следует утвердить такой локальный нормативный акт, как положение о проведении аттестации. По итогам аттестации руководитель принимает решение об увольнении или поощрении аттестуемых сотрудников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: